Учитель владимирской гимназии ¹ 3 Ирина Гуреева названа «Педагогом года» Анализ стихотворных строк Осипа Мандельштама использовала на своем открытом уроке победитель городского конкурса «Педагог года» учитель русского языка и литературы владимирской гимназии № 3 Ирина Гуреева.
«Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час ‑ настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным. Не являемся ли мы, учителя, самыми счастливыми на земле? Ведь мы проводим сотни уроков, но каждый из них для нас ‑ главный. А дело учителя во все времена было самым важным».Эти философские рассуждения я отыскала в одном из выпусков школьной газеты, редактором которой является Ирина Гуреева.
Родом она из п. Вербовский Муромского района. Ее родители не имели отношения к учительству, однако первой, кто обратил внимание на неординарные способности девушки, была учитель литературы Валентина Алексеевна Пилипенко. Она же «благословила» свою ученицу поступать на филфак Владимирского педагогического института.
Когда Ирина, учась на IV курсе, приехала домой на каникулы, то осталась на свою первую педагогическую практику в родной школе, заменив в 6-м классе ушедшую в декрет учительницу. Вначале, конечно, сомневалась ‑ справится ли? Справилась! Да так, что дети отпускали ее со слезами на глазах.
- Самое главное в учительской профессии ‑ доброе отношение к ребенку, признание уникальности каждого, - считает Ирина Владимировна. - С учениками я открываю что-то новое и в себе. Учителю нельзя «законсервироваться» в убеждении своей правоты, потому что ты главный. Нужно вместе с детьми сомневаться и делать открытия. Мне никогда не бывает с ними скучно!
Первые ученики педагога Ирины Гуреевой уже закончили институты. Она вспоминает, что вначале ее спасал интерес к использованию на уроках игровых моментов. Всю методику и опыт работы заменяли игры, и это был удачный ход.
Поучаствовать в конкурсе на звание лучшего педагога года ее сагитировал родной коллектив.
- Гимназия, в которой я работаю, очень интересная, - говорит Ирина. - Львиная доля моего успеха ‑ это заслуга коллектива. Потому что когда тебе на работе комфортно, хорошо и ты чувствуешь себя психологически защищенным, и есть такая база, от которой ты «танцуешь», то у тебя все получается. Каждый из коллег всегда готов мне помочь и подсказать. Сначала, когда я только пришла работать, одна учительница сломала руку, и мне пришлось заменить ее в выпускном классе. За советами бегала к корифею - Ирине Константиновне Ереминой, которая научила меня тому, чему не научили в институте за весь курс по методике преподавания. Она всегда интересную и нужную книгу посоветует.
Вначале предстоял заочный тур ‑ описание педагогического опыта. Нужно было показать, насколько хорошо владеешь теорией и практикой педагогики. Потом было еще и создание эссе. Во время очного тура требовалось показать открытый урок в незнакомом классе и мастер-класс.
- Тему урока и класс можно было выбрать, - рассказывает Ирина. - Поскольку мы с моим 11-м классом сейчас хорошо и интересно проживаем поэзию Серебряного века, то я решила взять именно эту тему. Выбрала Осипа Мандельштама, тем более в этом году произошла какая-то вспышка, и этот поэт стал мне близок и понятен.
- В 31-й школе, где проходил очный этап конкурса, мне дали самый средний класс. Нужно было заинтересовать и «разговорить» одиннадцатиклассников. Члены жюри, посмотревшие перед уроком текст Мандельштама, схватились за голову: «Боже мой, о чем тут можно говорить?! Все охвачено античными образами». Однако творчество Мандельштама открыто мировой культуре, оно вмещает и античность, и средневековье, и французскую поэзию. Мне же античные образы кажутся интересными и близкими, потому что в 5-м классе я веду уроки МХК по античной мифологии. На уроке нужно было дать грамотный мифологический комментарий к стихотворению, раскрыть идею автора. Ключ к пониманию ‑ знание того, кто такая Елена, что происходило в Трое, кто такие ахейские мужи и каково значение Эллады.
Она выбрала стихотворение «Бессоница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины…». Непосвященному человеку это перечисление ни о чем не скажет. Ребята же, вышедшие после ее урока, говорили: «Надо же, как все просто на самом деле!». В этом и заключается мастерство учителя, когда сложные на первый взгляд вещи покажутся ребенку простыми и понятными, и он сможет радостно сказать: «Я сделал это, у меня все получилось!». Это главный результат.
- Результат может быть еще и в том, что у ученика останется больше вопросов, чем ответов, - добавляет Ирина Владимировна. - Ведь чем глубже анализируешь стихотворный текст, тем больше вопросов у тебя возникает. У нашего завуча заслуженного учителя литературы Надежды Владимировны Зацепиной есть курс, который так и называется - «В целомудренной бездне стиха».
- Отчего у вас бывает удовлетворение?
- Дети ‑ бездонный источник открытий и удивлений, потому часто получаю удовлетворение от работы. В самом предмете литературе нет консервативных вещей. Можно прожить с каждым классом и каждый год одну и ту же тему, одни и те же уроки совершенно по-разному. Или, к примеру, на уроке русского языка какое-то слово промелькнет, и вновь задумываешься над его образованием. Спорим с учениками, читаем справочники, и рождается истина.
- Дети ‑ очень открытые, улыбающиеся. Одного мальчика, пятиклассника Алешу, люблю просто до безумия. Ничего, что пока он делает по 20 ошибок в предложении. Зато солнечный, добрый и открытый человечек. Улыбка и его ежедневное «здрассте» освещают весь кабинет, и на душе сразу становится так хорошо!
- Она очень глубокий и увлеченный человек, непредсказуемый, - отзывается об Ирине Гуреевой ее коллега Наталья Тарасова. ‑ Никогда не знаешь, что вдруг появится из этой глубины. К примеру, она ‑ редактор школьной газеты, четвертый год возглавляет редколлегию из учеников разных возрастов.
Свою «вторую половину» Ирина нашла среди единомышленников. С Олегом Гуреевым, окончившим исторический факультет, они пересекались, одновременно учась в аспирантуре. Все праздники отмечали вместе, в одной компании, взаимная симпатия росла. Любопытно, что виделись еще и на работе, поскольку работали в одной школе, однако в официальной обстановке знаков внимания друг другу особо не оказывали, «шифровались». Вместе они уже почти 10 лет, их дочка Варя ‑ гимназистка-второклассница. Супруги Гуреевы очень любят познавательные путешествия. К примеру, ездили на знаменитые Соловки. Причем туда 8 дней добирались на катамаране и в буквальном смысле были оторваны от внешнего мира. В полном семейном составе они любят ездить в Крым, посещая интересные места, в том числе связанные с жизнью и творчеством Александра Грина, Константина Паустовского, Антона Чехова.
- Стараюсь, чтобы дети выносили на первое место не ценность знания, а ценность человеческого отношения друг к другу, уважения к себе. Для меня и моих коллег урок ‑ это не час в расписании, а отрезок жизни длиной в 40 минут, который проживаешь вместе с учениками. 11 лет для взрослого человека, может быть, не так много, а для ребенка 11 школьных лет формируют его окончательно и на всю жизнь. Важнее говорить с ним о главных ценностях, о культуре, тем более что в наше время, когда граница добра и зла стерта, школа должна быть главным нравственным стержнем.
- Недавно зашла на сайт, чтобы подобрать для урока забавные фото детей. Просматриваю. Перепачканные кашей смешные рожицы, ребенок, гладящий собаку, котенка. Но рядом выложено фото: сидит нищая старуха, а проходящая возле нее девочка лет 10-12 показывает ей определенный жест. И это под грифом «забавные фото детей»! Кто-то из детей может принять это за определенную забавность, ведь информацией сегодня можно захлебнуться. Задача современного учителя ‑ помочь провести нравственную границу, в том числе и при получении информации.
После зимних школьных каникул Ирине Гуреевой предстоит интенсивная подготовка к областному этапу конкурса на звание лучшего учителя. Она философски относится к этому профессиональному состязанию.
- Скромность украшает человека, - убеждена Ирина. ‑ Главный закон природы ‑ равновесие. Если что-то недополучил, все придет к тебе потом. И победа на определенном этапе жизни достается тому, кому она нужнее.