В Послании Федеральному Собранию, с которым Президент РФ В.В. Путин выступил в завершающие дни 2012 года, поставлена стратегическая цель на ближайший период ‑ создать богатую и благополучную Россию, для чего необходимо глубоко проработать все аспекты сбалансированного пространственного развития страны, включая и сферу образования.
Совершенно очевидно, что даже самая эффективная эксплуатация природных ресурсов, на что значительный период была сориентирована экономическая модель государства, не принесет России определяющих позиций в мировой экономике. В современных условиях все большую долю на мировых рынках занимают высокие технологии. С этой точки зрения - современный уровень знаний является основным показателем конкурентоспособности страны и, таким образом, политика в области образования становится делом государственной важности.
Подтверждением этой позиции явилось принятие в конце прошлого года нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который не только определяет направления в решении ряда вопросов, возникающих в ходе проводимых реформ в этой важной сфере общественно-экономической жизни, но и пытается создать инструмент в достижении поставленной Президентом России задачи продвижения вперед.
Значительное место в принятом документе отводится системе высшего профессионального образования, поскольку в этой сфере деятельности человека сосредоточен научный и производственный потенциал общества, создаются интеллектуальные разработки, являющиеся фундаментом высоких технологий для многих отраслей экономики.
Отмечая роль государства, его усилия в поисках путей повышения эффективности системы высшего профессионального образования, следует обратиться к результатам недавно проведенного Министерством образования и науки мониторинга деятельности российских вузов. Оценка проводилась по пятидесяти показателям, из них ‑ пять главных критериев: средний балл ЕГЭ, объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педагогического работника, количество иностранных студентов, доходы вуза и его общая площадь в собственности или оперативном управлении.
В нашей области признаки неэффективности выявлены по филиалу одного из московских вузов, пять учебных заведений, в том числе четыре филиала, отнесены к группам, нуждающихся в оптимизации и реорганизации.
Конечно, можно рассуждать о несовершенстве системы подведения итогов, но подход к выработке критериев оценки вузов стратегически необходим и, безусловно, должен быть положен в основу реорганизационных мероприятий. К тому же, понятие «неэффективные вузы» не означает, что они обязательно должны быть расформированы, а предусматривает осуществление мер в плане повышения их эффективности.
В соответствии со статьей 24 данного закона, предусматривающей развитие вузов в России по двум вариантам: в качестве федерального университета классического типа и как федерального научно-исследовательского университета, в связи с имеющимися в регионе условиями, предпочтительнее вариант развития ВлГУ в качестве классического университета.
Понимая важность и сущность реформирования высшего образования в наращивании научно-технического и интеллектуального потенциала, в нашем регионе два года назад было проведено объединение двух ведущих вузов в единый университет. Поиск путей не только сохранения, но и развития этих учебных заведений продолжался ряд лет.
Понятно, что объединение двух вузов ‑ процесс сложный и его завершение потребует от участников много усилий, да и терпения тоже. Но другого пути для сохранения традиций подготовки инженерных и педагогических кадров на владимирской земле в сегодняшних условиях просто нет. Я в этом уверен.
ВлГУ для нашего региона ‑ не просто высшее учебное заведение, это символ социокультурной идентификации жителей области, поскольку большинство работающих в регионе специалистов являются выпускниками либо политехнического, либо педагогического институтов. Поэтому судьба университета ‑ предмет особого внимания и заботы всех заинтересованных в его развитии сторон.
Владимирский государственный университет - основной поставщик квалифицированных кадров для региона, и с учетом проведенной реорганизации, входит сейчас в число наиболее крупных, успешно реализующих свои инновационные исследовательские программы, вузов страны.
Сегодня в 10 институтах, на 20 факультетах и 95 кафедрах университета во Владимире, Муроме и Гусь-Хрустальном обучается по различным формам более 26 тысяч студентов. Учебный процесс ведется по 31 направлению подготовки бакалавров, 35 направлениям подготовки магистров, 75 специальностям.
Число научно-педагогических сотрудников составляет свыше 900 человек, из них докторов наук и профессоров ‑ 160, кандидатов наук и доцентов ‑ 550. Выпускники ВлГУ работают более чем в 60 странах мира.
Благодаря инновационной образовательной программе 2007 ‑ 2008 гг., на развитие которой университет получил 528,0 млн.руб. из федерального бюджета и 206 млн.руб. привлеченных инвестиционных средств, создана высокотехнологичная технопарковая зона, где в рамках интеграции образования, науки и современного производства осуществляется сотрудничество со структурами бизнес-сообщества.
В 2010 году университетом освоено почти 60 млн. руб. по Федеральной целевой программе «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2011 годы».
В 2011 году лимит бюджетных ассигнований на продолжение данного проекта составил около 53 млн. рублей. Закуплено уникальное оборудование для оснащения научно-образовательного центра «Нанотехнологии».
Главное направление деятельности ВлГУ как инновационного вуза связано с организацией государственно-частного партнерства, базирующегося на федеральных приоритетах стратегии развития высшей школы. Механизмом для этого служат интегрированные образовательные научно-производственные структуры, центры коллективного пользования и базовые кафедры.
Реорганизация государственного университета стала одним из этапов Программы модернизации системы профессионального образования области, которая в 2011 году получила поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации в конкурсном отборе в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 ‑ 2015 годы с выделением гранта в объеме 232 млн. рублей.
По результатам национального рейтинга российских университетов ВлГУ вошел в первую тридцатку вузов страны, поднявшись с 53 места в 2011 году до 28-й позиции в прошедшем.
Сейчас крайне важно, не останавливаясь на достигнутом, закреплять завоеванные позиции. Убежден, без выработки и реализации «прорывных» направлений, вместо продвижения вперед, может произойти стагнация со всеми вытекающими из нее отрицательными последствиями.
Сегодня госуниверситет стоит на пороге важнейшего события. В ближайшие дни состоятся выборы ректора учебного заведения, человека, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба вуза. Хотел бы высказать несколько соображений по этому поводу.
Абсолютно уверен, что в сегодняшних условиях вопрос личности ректора - это вопрос перспективы развития ВлГУ в сложных условиях реформирования образования, вопрос не только сохранения его богатых традиций, истории, но и наращивания сотрудничества с крупнейшими предприятиями региона, вопрос развития как фундаментальных научных исследований, так и прикладных разработок в интересах экономики области. Подобный опыт соединения науки с производством нарабатывается вузами с рядом открытых акционерных обществ, таких как: «Стеклохолдинг», «КЭМЗ», «Автоприбор».
На это обратил внимание, говоря о высшем профессиональном образовании, В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию: «Было бы правильно, чтобы приоритетную поддержку получили те вузы, которые работают в регионах, сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов, вместе с ними продвигают научные исследования и разработки, чьи выпускники уже в период учебы связывают свое будущее с тем местом, где они живут и учатся».
По сути, сегодня у университета два пути: либо превращение в местечковый институт коммерческого толка, латающий кадровые прорехи и не нацеленный на решение стратегических задач развития региона, либо переход на более высокий уровень с изменением имиджа вуза на образ крупного научно-прикладного центра, учитывающего сложившуюся структуру производительных сил, постоянно увеличивающего долю научно-исследовательских работ, создающего совместно с предприятиями высоковостребованный и конкурентноспособный продукт.
Такой подход можно реализовать лишь во взаимодействии с ведущими зарубежными и отечественными центрами академической науки, на основе реального передового опыта исследовательских работ и методики подготовки кадров.
Вероятность успеха значительно возрастет, если университетом будет руководить человек, имеющий имя в научном мире, опыт работы в зарубежных вузах, знакомый с практикой системного взаимодействия с их профессорско-преподавательскими коллективами, обладающий суммой необходимых теоретических знаний и навыков научно ‑ преподавательской деятельности, пользующийся поддержкой ярких представителей научных кругов России.
По моему мнению, такой человек, один из трех кандидатов, прошедших министерскую аттестационную комиссию, и занимающий активную жизненную позицию, в ВлГУ есть. Это - Давыдов Алексей Александрович ‑ доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой «Функциональный анализ и его приложения», член-корреспондент РАЕН и Академии инженерных наук.
Хочу оговориться, что ничуть не умаляю качеств и прав быть избранными других соискателей.
В настоящее время проводится подготовительная работа по избранию ректора. Определены выборщики, которые во многом возьмут на себя ответственность за перспективу развития вуза. И при этом крайне важно, взвесив все обстоятельства, отринув сиюминутные интересы, занять четкую гражданскую позицию, определяющую вектор развития университета, да и экономики области, на среднесрочную перспективу.