7 апреля 2010 в 02:14

Осваивать новые стандарты будут первоклашки

Фото: Ирина ИГНАТОВА
На заседании совета по инновационной работе департамента образования рассмотрен вопрос введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Владимирской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования утвержден с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России.
Для подготовки к его введению у нас в области создан Координационный совет, в состав которого вошли представители департамента образования и Владимирского института повышения квалификации работников образования.
Решено, что стандарт с 1 сентября 2010 года будет введен на базе 46 классов-комплектов первоклассников в 22 пилотных общеобразовательных учреждениях области (по одному в каждом муниципальном образовании) и в областной санаторной школе-интернате г. Вязники.
В апреле текущего года на базе ВИПКРО планируется проведение областных семинаров для педагогов, руководителей образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС, управленцев в сфере образования, муниципальных методических служб. В этом учебном году подготовку прошли 170 учителей, сейчас обучающие второклассников и третьеклассников. В перспективе эти педагоги в ближайшие годы примут первоклашек.
- В чем же особенность новых стандартов? Что отличает их от прежних?
- Изменяются подходы к обучению, - поясняет специалист Елена Кабанова. - Мы уходим от традиционных методов, к примеру, жесткой классной схемы: учитель объясняет - ученик слушает. Акцент делается на включение самого ребенка в проектную деятельность. Учебные комплекты к 2011 году переработают и предложат новые учебники.
- В новые стандарты включена внеклассная внешкольная деятельность для удовлетворения потребностей ребенка, - говорит начальник отдела Любовь Пимкина. - До 10 часов будет отводиться в школе на развитие ребенка во второй половине дня. Школьнику и родителям предоставлена возможность выбрать направление, которым можно заниматься после уроков.
Направлений в приказе министерства прописано пять: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное.
Школа должна предложить детям целый спектр возможностей. К примеру, программы занятий в спортивных секциях, кружках, музеях, библиотеках, выходы на экскурсии, в театры. Причем вся эта работа «должна быть направлена на достижение конкретных результатов». Для этого будут также привлекать воспитателей групп продленного дня, работников учреждений дополнительного образования, дворцов культуры, клубов по месту жительства. Все - для развития ребенка, с учетом его пожеланий и бесплатно для родителей.
Государство будет финансировать 10 отпущенных на внеурочные занятия часов и оплачивать их педагогам. С 1 сентября 2010 года новые стандарты на себе испробуют детишки 22-х первых классов, а с 1 сентября 2011 года - все первоклассники.
Конечно, вопросов в связи с нововведением возникает много. Получается, что нахождение в школе для детей продляется. Стартует проект «Школа полного дня», о котором так много говорилось. К 2011 году обещают принять новые СанПиНы, новые типовые положения о школе, включающие требования о режиме и организации жизни школьника.
Задумка неплохая, особенно для детей тех родителей, которые целый день на работе, и за ребенком некому присмотреть, в результате он остается предоставлен самому себе. Сколько моих знакомых озадачивались тем, кому встречать и куда определять после школы первоклашку-малыша. Кто-то привлекал бабушек и дедушек, кто-то уходил в декрет, чтобы родить еще одного ребенка и быть дома. Однако немало и таких семей, в которых за ребенком присматривать после школы некому. А ведь дети-то наши в первый класс теперь поступают нередко в шесть лет, и самостоятельность развита у них в разной мере. Многие, к примеру, даже сами дверь в квартиру открыть не умеют, некоторые зажечь газовую плиту, дотянуться до звонка или завязать шнурки.
Безусловно, для них и их родителей обновленная «продленка» или режим «школы - детского сада» - выход. Тем более если у ребенка появится возможность развиваться и реализовывать свои творческие способности бесплатно. Другой вопрос: смогут ли сегодня все школы обеспечить комфортные условия для ребенка после занятий? Дополнительные часы занятости по интересам можно проводить после перерыва и отдыха. Значит, нужно обеспечить минимум трехразовое питание, прогулку и сон. Как организовать это, к примеру, в школе с учебой в две смены? Где взять оборудованные помещения? Построить новые «школы будущего»? До этого еще далеко. В нынешних условиях финансирования мы и старые-то школы отремонтировать не можем. К тому же кто-то должен координировать эту работу, а при новых требованиях финансирования (в выполнении соотношения учителей и административно-хозяйственного персонала 60х40) в школах повсеместно произошли сокращения должностей завучей, психологов, воспитателей групп продленного дня. А ведь именно они и должны, по сути, заниматься внедрением новых стандартов.
Непонятно пока, как будет организована занятость детей среднего и старшего школьного возраста. Для них 5 часов занятости во второй половине дня (которые будут обязательными и, по-видимому, будут оцениваться) проблематичны. Во-первых, основная школьная нагрузка сегодня и без того огромна. Во-вторых, многие посещают музыкальные, спортивные, художественные школы, танцевальные студии и т.п.
- Предполагается, что тем ребятам, которые занимаются самостоятельно в учреждениях дополнительного образования и специализированных школах искусств, эти пять часов будут засчитываться, - говорит Елена Кабанова. - Как правило, родители этих детей платят за обучение. Преимущество новых стандартов в том, что занятыми в свободное время окажутся дети из тех семей, в которых нет средств, чтобы оплачивать занятия танцами, рисованием или музыкой.
Хорошо, если все задуманное будет реализовано с умом и организовано четко и талантливо. Безусловно, это потребует от школ серьезных усилий. Главное, к чему нужно стремиться, обязательные занятия во второй половине дня не должны стать бременем для детей! Ведь, по последним данным врачей, среди школьников гимназий и спецшкол из-за больших нагрузок (в том числе и дополнительных занятий) практически нет абсолютно здоровых детей - с I группой здоровья.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
43 минуты назад Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
сегодня в 18:55 Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…