15 апреля 2010 в 01:14

Барьеры на пути международных автоперевозок

Транспорт был, есть и будет базовым элементом экономики любой страны. Перемещение ценных и дорогостоящих грузов на автомобильный транспорт объяснимо высокой степенью надежности и скорости доставки.

Повышение конкуренции на рынке транспортных перевозок требует усиления контроля над этим процессом. В этой связи повышается роль и значение проведения контрольно-надзорных мероприятий, их системность. Эти функции возложены на Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области. Одним из направлений является государственный контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок.

Реализация полномочий в области международного сотрудничества приобретает особую актуальность потому, что сегодня осуществляется перенос из центральных городов «в места, приближенные к границам» таможенного оформления международных перевозок, автомобильных в первую очередь.

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта в части организации контроля и надзора за осуществлением международных автомобильных перевозок делается акцент на усиление роли постов транспортного контроля в регионах. Будем говорить: «с уходом с границ» повышается роль и ответственность Управления в организации международных перевозок как одного из ключевых звеньев в этом процессе.

Считаю целесообразным кратко охарактеризовать работу на этом направлении. В настоящее время у нас в области на 165-м километре Федеральной автомобильной дороги Москва - Нижний Новгород (поворот на п. Ставрово) создан пост транспортного контроля международных автомобильных перевозок, который оборудован необходимыми для контроля измерительными инструментами, средствами оргтехники. Здесь несут вахту квалифицированные специалисты, результаты деятельности которых заслуживают одобрения и поддержки.

В связи с тем, что пост транспортного контроля находится на федеральной автомобильной дороге с высокой интенсивностью движения, он периодически используется при проведении планово-предупредительных мероприятий совместно с правоохранительными и контрольными органами.

Следует отметить, что количество проведенных проверок и показатели эффективности транспортного контроля в прошлом году значительно выросли по сравнению с предыдущими годами. В 2009 году в результате контрольных мероприятий выявлено 183 случая нарушения иностранными перевозчиками международных договоров, вынесены постановления на общую сумму 153,7 тысячи рублей.

Анализ ситуации, складывающейся на рынке автотранспортных услуг, заставляет задуматься о причинах снижения количества отечественных перевозчиков, занятых в международных автомобильных перевозках. И виноват ли в этом только всемирный экономический кризис?

Если в 2005 году в области насчитывалось 89 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляли перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, то на сегодняшний день их осталось только 38. При этом сократилось количество подвижного состава с 505 единиц до 317-ти.

Здесь много причин самого различного характера - как экономического, так и политического.

Надо отметить, что вначале на мировой арене российские перевозчики не воспринимались как серьезные конкуренты. А сегодня прорыв россиян в Европу стал реальным и обсуждается на международном рынке транспортных услуг как проблема. Не случайно возникают различного рода барьеры технологического, экономического, ограничительного характера. Здесь, как говорится, «все средства хороши». Одним из них является дискриминация российских перевозчиков на мировом рынке, зачастую как в очевидной, так и скрытой форме.

К примеру, размер штрафных санкций, налагаемых на иностранцев за нарушение порядка перевозок грузов по территории Российской Федерации, в разы меньше, чем в странах Евросоюза. В Италии за отсутствие или неправильное оформление разрешения на поездку с нарушителя взимается штраф в размере порядка пяти тысяч евро, в Бельгии размер санкций может составлять до 10 тысяч евро, причем эта сумма увеличивается при повторном нарушении, ну а в Чехии - от 15 до 23 тысяч евро. В России за аналогичное правонарушение взимается штраф в размере до 2,0 тысячи рублей, что в настоящее время эквивалентно примерно 30 евро!

В целях уравнивания ситуации Минтрансом России несколько лет назад был разработан и внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», значительно увеличивающий штрафы. Законопроект давно принят в первом чтении, однако его дальнейшее прохождение блокируется, хотя он служит целям защиты российского рынка автотранспортных услуг.

В определенной степени этому способствует и постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1007 «О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации». Действует оно в отношении грузовых автотранспортных средств грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, принадлежащих перевозчикам из всех стран ЕС и ряда других стран. Размер сбора за использование автодорог РФ составляет за сутки пребывания 385 рублей, за 1 неделю  1 154 рубля, за 1 месяц  5 тыс. рублей, за 1 год  60 тыс. рублей. Причины и цели введения такой практики - это «компенсация экологического ущерба, наносимого грузовым автотранспортом; управление транспортным поведением пользователей и снижение заторов; перераспределение грузопотоков между видами транспорта». Однако же представитель Еврокомиссии в России по вопросам транспорта считает взимание платы с перевозчиков Евросоюза «дискриминацией, а финансирование за их счет содержания и развития транспортной инфраструктуры российских дорог  незаконной практикой».

Можно привести немало подобного рода примеров, в том числе о внедрении цифровых тахографов. И здесь уместен вопрос: кто же кого дискриминирует?

Что же мешает развитию цивилизованного рынка транспортных услуг и защите интересов отечественного перевозчика?

Во-первых, и это главное, несовершенство законодательной базы, во-вторых, то, что проблемами транспорта на разных уровнях нередко занимаются непрофессионалы. Об этом свидетельствуют результаты проверок органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения. В большинстве муниципалитетов нет специалистов-транспортников, имеющих профильное образование, не говоря уже об опыте работы. Люди управляют транспортом, не имея порой представления о том, как это нужно делать.

Защищать интересы отечественных перевозчиков тоже надо уметь, а не умеем - так следует учиться у других.

В Казахстане, к примеру, при заключении договоров на поставку продукции специально оговаривается условие  товар доставляет национальный перевозчик. У нас сегодня на ввозе и вывозе работает только 30% российских перевозчиков, остальные 70% отдаются на откуп заезжим «варягам». Пора уже говорить об условии 50 на 50, ну хотя бы побороться за фиксированную квоту в этих пределах для своих перевозчиков. А это дополнительные налоги!

Нерешенных вопросов много, но сидеть сложа руки недопустимо. Надо приложить немало усилий для обеспечения надежного партнерства в организации рынка транспортных услуг, в том числе международных перевозок, ради национальных интересов страны.

В нынешних условиях, как никогда, нам нужна взвешенная, продуманная транспортная политика. Но без хороших законов, без профессионалов цивилизованный рынок не построишь.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:23 Приняты законы об оптимизации местного самоуправления во Владимирской области
Сразу несколько взаимосвязанных областных законов приняли 23 апреля депутаты Законодательного Собрания. Поэтому их и называют пакетом законов. А взаимосвязаны они тем, что открывают путь к преобразованиям в местном самоу…
вчера в 18:36 Людмила Романова представила доклад о своей деятельности депутатам Заксобрания
На апрельском заседании Законодательного Собрания Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова представила свой ежегодный доклад на основе жалоб и обращений людей, поступивших к омбудсмену в…