29 апреля 2010 в 03:28

Лучшие педагоги достойны признания общества

Управлять подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров будет региональный центр.


Вопрос о создании регионального центра непрерывного педагогического образования рассматривался на заседании совета по образованию, воспитанию и защите прав детей под председательством вице-губернатора Сергея Мартынова. Начало было необычным ‑ от печальных дум о качестве подготовки педагогов отвлекли звуки скрипки. Участников совета по образованию порадовали выступлением студенты музыкально-педагогического факультета ВГГУ. Вакансий много ‑ желающих мало В школах нашей области трудятся около 20 тысяч педагогов. Около 400 из них имеют звание «Заслуженный учитель РФ», двое ‑ звание народного. Ежегодно более 500 человек награждают отраслевыми наградами. Однако среди учителей только 300 молодых специалистов. 21,8% составляют педагоги пенсионного возраста, причем в городских школах этот показатель выше. Назревает проблема замены педагогических кадров: кто будет работать в ближайшем будущем? Большинство выпускников педвузов работать в школу не идут. 1 сентября 2009 года молодое пополнение составило 136 человек (113 ‑ выпускники вузов, 23 ‑ педколледжей). Между тем число вакансий перед началом очередного учебного года доходит до 800! Для работы в некоторых школах учителей в течение учебного года так и не нашли. В результате не было уроков музыки у учеников 14-ти школ, труда ‑ 9-ти школ, информатики и физкультуры ‑ у двух. Сегодня школам нужны 208 работников. Очень много вакансий учителей начальных классов. В дефиците учителя иностранного языка, информатики, физкультуры. Современный учитель должен… О создании крупных центров подготовки педагогических кадров заявлено на государственном уровне. Президент Дмитрий Медведев поставил четкую задачу: школа должна наполниться энергией молодых. Только так она может стать новой, отвечающей требованиям времени. Учитель - не только предметник и транслятор знаний. Через включение учеников в проектную, исследовательскую деятельность он должен подготовить их так, чтобы дети могли самостоятельно добывать знания. Кроме того, учитель должен понимать детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знать свой предмет и владеть современными информационными технологиями. Для этого нужно повышать свою квалификацию. «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания», - заявил премьер-министр Владимир Путин. Требования, предъявляемые к школьному учителю, очень высоки. Вот только где взять таких учителей? По мнению руководителя управления образования Ковровского района Веры Амбаровой, нужно ввести контрактную систему для молодых специалистов: - Хотя бы на три года, а за это время всячески поддерживать учителя, тогда он закрепится в школе, в том числе и в сельской. У нас в районе хорошо работает система социальной поддержки молодежи: учителя получают ежемесячные доплаты по тысяче рублей, право на бесплатный проезд к месту работы, бесплатное место для ребенка в детском саду. - Использовать новые формы развития педагогов, перестраивать методы управления с тем, чтобы привлекать учителей к исследовательской деятельности, ‑ такие меры для обновления сельской школы предлагает начальник управления образования Муромского района Нина Москвина. - Статус учителя не должен зависеть от уровня обеспеченности района, - высказал свое мнение вице-губернатор Сергей Мартынов. ‑ Нужно видеть перспективы развития. Кузница педкадров ‑ университет Главным поставщиком педагогических кадров в нашей области является Владимирский государственный гуманитарный университет. Сегодня в нем обучается 7716 студентов по 35 специальностям и 12 направлениям. - Мы обсуждаем сегодня вопрос, от решения которого зависит судьба непрерывного педагогического образования, - отметил ректор университета Виктор Малыгин. ‑ Говорить о важности темы мне даже неловко, поскольку здесь собрались люди, отработавшие в системе образования по нескольку лет. Последние годы образование у нас постоянно находится в условиях кризиса и реформирования. Идут серьезные перестроечные процессы. Ректор вуза заострил внимание на том, что часто взгляд на происходящее в современных школах СМИ дают с позиции критики и поиска: - Нашумевший сериал «Школа» остро ставит проблемы воспитания в новых условиях. Что это ‑ наговор, недомыслие? Но ведь есть такие учителя, родители, ученики. Есть суждения, что все это неправда, однако есть и другие: на самом деле все еще страшнее. Пора подумать о повышении качественного уровня преподавательского состава. Виктор Малыгин подверг критике упущения в работе университета в плане сотрудничества со школьными учителями: - Почему мы допускаем специалистов из Москвы и Подмосковья для проведения семинаров с нашими учителями? Где же специалисты университета и колледжей? Мы с вами очень вяло занимаемся системой поствузовского образования. Редкость, когда выпускники университета, учась в аспирантуре, общаются с нашими кафедрами и профессорами. При обсуждении недостатков в подготовке учителей прозвучали цифры: 45% молодых специалистов испытывают трудности в работе с компьютером, 70% - с интерактивными средствами обучения. Многие демонстрируют слабую методическую подготовку, испытывают психолого-педагогические трудности в общении с подростками старшего и среднего возраста. Только 26% считают стимулом в работе возможность творческого роста. Педколледжи забыли включить в нацпроект В области давно сложилась и успешно развивается система среднего профессионального образования. Четыре педагогических колледжа ‑ Владимирский, Покровский, Муромский и Юрьев-Польский ‑ ежегодно поставляют кадры. Многие выпускники заслуженно получают красные дипломы. - Мы понимаем, что сегодня требования выросли, и нужно готовить специалистов, умеющих пользоваться компьютерными и интерактивными технологиями, - заметил директор Покровского колледжа Сергей Торлов. ‑ Однако ни в одну целевую федеральную программу педколледжи не попали. Не включены преподаватели среднего профессионального образования и в нацпроект, хотя в Год учителя поощрительные гранты лучшим из них пришлись бы кстати для развития творческого потенциала. Директор колледжа проинформировал, что пока, увы, выпускники педколледжей при поступлении в вуз приравнены в правах к выпускникам школ, и пока в ВГГУ для них не предусмотрено сокращенных программ обучения. - Контакты с Владимирским гуманитарным университетом, к сожалению, стали эпизодическими, - подчеркнул С.Торлов. ‑ Между тем Шуйский пединститут предлагает более выгодные условия поступления для выпускников колледжа, чем наш. Как управлять процессом? В ходе обсуждения проблемы непрерывного педагогического образования участники совета пришли к выводу: у нас в области не действуют механизмы управления процессом подготовки и повышения квалификации учителей. Во-первых, таким механизмом должна стать новая система оплаты труда. Она задумана для того, чтобы поощрять материально за качество работы хороших учителей и «выживать» плохих, показывая им, что они не соответствуют современным требованиям. Это должно стать стимулом для привлечения молодых творческих специалистов. Во-вторых, важно использование механизма повышения квалификации и аттестации кадров. Третий механизм ‑ общественная оценка деятельности учителя, о его работе должны знать все. Лучшие педагоги достойны признания общества. Члены совета по образованию поддержали идею создания регионального центра непрерывного педагогического образования. - Это будет общественно-научная организация, объединение заинтересованных взаимодействующих сторон, - сказала заместитель директора департамента образования области Ольга Беляева. - Скорее всего центр появится на базе ВГГУ и будет формировать различные виды и формы непрерывного педагогического образования.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад В Федерации бокса Владимирской области подвели спортивные итоги 2023 года
28 марта во Владимире подвели итоги работы областной Федерации бокса. В мероприятии приняли участие первый заместитель губернатора Александр Ремига, председатель правления Федерации бокса региона Михаил Шашков, и.о. мин…
час назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…