30 апреля 2010 в 04:00

Главная задача - обеспечить новое качество экономического роста и реально улучшить жизнь людей

Доклад губернатора области Н.Виноградова на заседании Совета по местному самоуправлению по вопросу: «О повышении эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления в реализации задач экономического и социального развития области в свете Указа Президента РФ от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

Добрый день, уважаемые участники заседания Совета!

Обсуждение вопроса, внесенного в повестку дня, вызвано необходимостью значительного повышения эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления на многих направлениях жизнедеятельности, совершенствования взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества в свете положений Послания Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию.

Прошедший 2009 год был насыщен многими событиями государственной важности. В рамках борьбы с последствиями мирового финансового кризиса на федеральном и региональном уровнях управления принимались меры по оживлению экономики, решению проблем занятости и социальной поддержки населения. Осуществлялся курс на модернизацию секторов экономики, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, дальнейшее развитие получила демографическая политика.

В рамках Стратегии до 2027 года начата реализация Среднесрочного плана развития области на 2009-2012 годы, предусматривающего формирование тенденций устойчивого экономического роста, рациональное использование производственно-ресурсного потенциала региона и, на этой основе, последовательное повышение качества жизни населения.
Деятельность администрации области и ее структурных подразделений, органов местного самоуправления была направлена на совершенствование системы управления развитием региона.
Дальнейшее укрепление получила законодательная и нормативно-правовая база области. В течение года разработаны и приняты 230 областных законов, 27 указов, более тысячи постановлений губернатора области.

Значительное внимание уделялось обеспечению открытости в работе администрации, использованию новых информационных технологий. Наряду со средствами массовой информации информирование коллективов и населения постоянно осуществлялось через интернет-портал администрации области, на котором размещались материалы правового, справочно-информационного характера, организации государственных закупок и другие.

Успешно функционировали централизованная система размещения областного заказа и единая электронная торговая площадка. Объем государственных и муниципальных заказов в 2009 году составил более
14 млрд рублей, что явилось важным инструментом поддержки местных товаропроизводителей, создания барьеров на пути коррупционных проявлений.

Принимались меры по укреплению кадрового состава управленцев на конкурсной основе. Велись подготовка и повышение квалификации персонала. В соответствии с долгосрочной целевой программой развития муниципальной службы на 2009-2011 годы во Владимирском филиале Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации продолжалось обучение 125-ти муниципальных служащих в системе высшего образования и такого же количества муниципальных служащих ‑ по программам профессиональной переподготовки.
Проводились масштабные мероприятия по стимулированию деловой активности в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, торговле и малом бизнесе, созданию условий для инновационного развития, повышению инвестиционной привлекательности области; сокращению нерациональных бюджетных расходов и реализации бюджетных обязательств.

Активно функционировал Совет по местному самоуправлению. Проведено четыре его заседания, на которых рассматривались актуальные вопросы формирования зон опережающего развития, модернизации сельского хозяйства области, реформирования ЖКХ, работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья.
Задачи укрепления политической стабильности, дальнейшего развития гражданского общества постоянно были в центре внимания Общественно-политического консультативного совета.
В результате реализации антикризисных мер администрации области во взаимодействии с трудовыми коллективами удалось продвинуться вперед по ряду направлений социально-экономического развития.
Объем инвестиций в основной капитал составил 47,9 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом на 2,8 процента (6-е место по Центральному федеральному округу).
Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику региона в минувшем году, составил более 530 млн долларов США. По этому показателю Владимирская область заняла 4-е место среди 18 регионов ЦФО.
Успехи в инвестиционной сфере ‑ следствие активной работы по формированию благоприятного инвестиционного климата и совершенствованию нормативной правовой базы. В 2009 году государственную поддержку получили 11 организаций. Общий объем бюджетных средств на эти цели составил 177 млн рублей.
Для замещения производственных мощностей, находящихся под угрозой выбытия, начат выпуск продукции на 15 новых объектах, основная часть которых размещена на депрессивных территориях.
Объем экспорта продукции предприятий и организаций области за год вырос на 4,6 процента до 488 млн долларов. В 2,5 раза увеличились поставки в страны дальнего зарубежья машиностроительной продукции, в 1,8 раза ‑ продукции нефтехимического комплекса.
В течение года промышленный комплекс области работал в условиях дефицита финансовых ресурсов на обеспечение текущей деятельности, задержек платежей за поставленную продукцию и сложностей с кредитованием. В результате индекс промышленного производства составил 80,3 процента к уровню 2008 года, отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 164,2 млрд рублей. При этом, начиная с октября прошлого года, по ежемесячным объемам отгрузки продукции удалось выйти на докризисный уровень. Оживление стало проявляться в производстве электрооборудования, металлургическом и химическом производствах.
В 2009 году обрабатывающими производствами освоено свыше 14,5 млрд рублей капиталовложений. По объему инвестиций в основной капитал достигнут рост в 1,5 раза по сравнению с 2008 годом. В ходе реализации проектов по созданию промышленных объектов «новой экономики» трудоустроено более 2,6 тысячи человек.
Объем научно-технических разработок, выполненных 30-ю крупными и средними научными организациями области, по предварительной оценке за год составил 5 млрд рублей.
По данным Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий в рейтинге инновационной активности регионов России область заняла 10-е место.
В 2009 году объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,1 процента и составил 20,2 млрд рублей. Это лучший показатель в ЦФО.
Оборот малых и средних предприятий достиг 125,5 млрд рублей, или 101 процента к 2008 году. По обороту малых предприятий обрабатывающих производств наша область находится на 3-м месте после Москвы и Московской области.
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта выросла на 3,3 процентного пункта и составила 15 процентов. Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения области увеличилось в 2 раза (до 12 единиц).
В минувшем году в области введено 452,2 тыс. кв. м общей площади жилья (9-е место по ЦФО). Темп роста жилищного строительства достиг 107,8 процента. По этому показателю область находится на 3-м месте в ЦФО.
В 2009 году осуществлялось строительство 22 объектов социального жилья в 19 муниципальных образованиях. Введено в эксплуатацию 10 домов, условия проживания улучшили 138 семей. Жилищные субсидии получили 200 молодых семей. Выдано более 800 ипотечных кредитов на приобретение жилья на сумму 720 млн рублей. В настоящее время обеспечены жильем все ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, принятые на жилищный учет до 1 марта 2005 года.
Переселено в благоустроенное жилье из аварийного фонда около 1,5 тысячи человек.
Уровень газификации населенных пунктов области природным газом повысился на 2 процентных пункта и составил 74 процента, в том числе по городским поселениям он вырос на 1,2 процентного пункта и достиг 87 процентов, по сельским ‑ соответственно на 3,7 процентного пункта и составил 31,7 процента.
С мая по декабрь 2009 года обеспечено сокращение численности официально зарегистрированных безработных с 30 до 25,2 тысячи человек.
Среднедушевые денежные доходы населения в минувшем году по сравнению с 2008 годом выросли на 9,1 процента и составили 10472 рубля, среднемесячная заработная плата одного работника ‑ соответственно на 8,8 процента и 13118 рублей.
В 2009 году в консолидированный бюджет области мобилизовано 26,3 млрд рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 1,6 процента выше уровня предыдущего года. В бюджеты муниципальных образований поступили доходы на сумму 9,4 млрд рублей. Прирост составил около 4 процентов.
По расходам консолидированный бюджет области исполнен с ростом к 2008 году на 9,6 процента. С учетом межбюджетного регулирования прирост расходов местных бюджетов составил 3,6 процента.
Сократилась дифференциация в бюджетной обеспеченности муниципальных образований по итогам 2009 года. Соотношение этого показателя между наиболее и наименее обеспеченными муниципалитетами (округ Владимир и Муромский район) составило 1,2 раза против 1,4 в 2008 году.
Сохранена социальная направленность расходов консолидированного бюджета. Их доля в 2009 году в общем объеме расходов составила 65 процентов.
Объем финансирования мер социального обеспечения и социальной поддержки населения увеличился на 40,4 процента, образования ‑ на 15,7 процента, здравоохранения ‑ на 15,3 процента.
В минувшем году в полном объеме выполнены публичные обязательства по социальной поддержке населения. В результате возрос ежемесячный средний размер совокупных выплат и иных форм социальной поддержки в расчете на 1 получателя. Для ветеранов труда и тружеников тыла средний размер социальной поддержки увеличился в 2009 году на 21 процент, реабилитированных граждан ‑ на 15 процентов, семей с детьми ‑ на 61 процент.
По величине ежемесячного пособия малообеспеченным семьям на ребенка область находится на 3-м месте в ЦФО.
В истекшем году услугами социальных учреждений воспользовался каждый шестой житель области. Внедрен пилотный проект «Социальная карта жителя Владимирской области» на территории ЗАТО город Радужный с использованием банковского и дисконтного приложений.
Повысилась посещаемость учреждений культуры и искусства области.
В минувшем году на оснащение современным оборудованием и транспортными средствами областных и муниципальных учреждений культуры направлено 95,6 млн руб., что в 1,6 раза больше, чем в 2008 году.
Проведены реставрационные работы на 20 объектах культурного наследия на сумму более 33 млн рублей (2008 г. ‑ 17 объектов).
В сфере физической культуры и спорта в 2009 году осуществлялось дальнейшее развитие и укрепление сети учреждений, повышение доступности спортивных объектов для широких слоев населения.
Построены и оборудованы более 20 площадок и спортивных сооружений. Продолжалась реконструкция спортивного комплекса «Торпедо», завершилось строительство крытого катка с искусственным льдом в поселке Мелехово Ковровского района. Ведется строительство подобного катка в округе Муром.
Дальнейшее развитие получил туризм. Объем оказанных услуг в прошедшем году увеличился на 5 процентов и составил 2,9 млрд рублей.
В 2009 году, объявленном Годом молодежи, активно работал обновленный состав областного Молодежного парламента.
Десять лучших молодых ученых получили гранты на проведение исследований, направленных на модернизацию региональной экономики. Ряд разработок молодых дарований удостоены высокой оценки на крупнейших российских выставках.
Динамично развивается добровольческое молодежное движение, участниками которого являются 25,5 тысячи человек. В преддверии празднования 65-летия Великой Победы особое внимание молодые волонтеры уделяют шефской помощи ветеранам Великой Отечественной войны, трудовым десантам на воинских мемориалах и захоронениях.
Одна из основных задач, решаемых в ходе модернизации экономики, это повышение эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов за счет внедрения передовых технологических процессов, энергосбережения, развития прогрессивных форм и методов управления.
Показатели объема средств, направляемых в развитие различных сфер социальной направленности, действительно впечатляют. Вот только адекватны ли они росту качества услуг? Конечно же, нет.
Об этом свидетельствуют и результаты проводимых социологических опросов населения области в 2009 году. Удовлетворенность населения медицинской помощью выражают всего 29,3 процента опрошенных. Условия для занятия физической культурой и спортом оценивают положительно 18,4 процента. Качеством образования неудовлетворено около 40-ка и жилищно-коммунальных услуг ‑ 80-ти процентов респондентов. Высокий уровень криминогенности в регионе отмечают 44 процента опрошенных, а удовлетворенность обеспечением безопасности граждан ‑ 25,2 процента жителей региона.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 введена система оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включающая в себя 295 показателей.
В настоящее время мы располагаем сводным Докладом Правительства по основным направлениям деятельности регионов за 2008 год. При этом основной акцент сделан на показателях, значение которых зависит от эффективности регионального управления, отражает качество жизни населения и формирование условий для социально-экономического развития области.
Следует отметить, что в соответствии с комплексной оценкой показателей по общему уровню эффективности наша область заняла в 2008 году 20-е место. Из 115 анализируемых значений ДРОНДа в области по 42-м достигнуты значения выше среднероссийских, по 26-ти ‑ соответствуют средним значениям, по 47-ми ‑ ниже, чем в среднем по стране.
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 года № 607, в соответствии с постановлением губернатора области от 16.03.2009 года № 190 в области по итогам 2008 года был выполнен расчет сводного рейтинга эффективности работы городских округов и муниципальных районов региона. В числе лидеров среди городских округов: город Владимир и округ Муром. Среди муниципальных районов ‑ Киржачский, Селивановский, Вязниковский, Собинский и Александровский районы. Отставали Петушинский, Гусь-Хрустальный, Муромский и Камешковский районы.
Целостного доклада правительства со сравнительными характеристиками регионов за 2009 год пока нет. Однако, оценивая включаемые в ДРОНД показатели области, можно отметить, что по 158 позициям из 295 (54%) нам удалось продвинуться вперед. При этом по 72 показателям (24%) наблюдается отставание. С положительной стороны следует отметить работу по обеспечению безопасности граждан ‑ позитивные изменения достигнуты по всем показателям этой сферы. Снижение показателей допущено по отрасли дорожного хозяйства.
Первые выводы по отдельным показателям сделаны и в части оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2009 год. Положительная динамика наблюдается во Владимире по 14 показателям из 28, в Коврове ‑ по 11, в Муроме ‑ по 7, в Гусь-Хрустальном ‑ по 6, в Радужном ‑ по 4.
Среди муниципальных районов позитивные изменения отмечены по 5 показателям из 28 в Гусь-Хрустальном районе. По 4 показателям улучшение позиций продемонстрировали Гороховецкий, Камешковский, Ковровский, Меленковский и Муромский районы.
Определенные результаты достигнуты при реформировании здравоохранения. По показателям результативности данной сферы область по итогам 2008 года заняла 4-е место по стране (в 2007 г. ‑ 12-е место). Объем неэффективных расходов в здравоохранении составил 0,3 процента общего объема финансирования при среднероссийском значении около 5 процентов.
В 2009 году на 12 процентов выросли расходы на лекарственное обеспечение, в 1,5 раза возрос объем средств, направленных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Созданы 6 травматологических центров для лечения пострадавших в ДТП в городах Владимире, Коврове, Александрове, Петушках, Собинке и Вязниках. С целью формирования здорового образа жизни населения на базе лечебных учреждений открыты 5 Центров здоровья.
В минувшем году младенческая смертность снизилась с 9,4 до 7 случаев на 1 тыс. родившихся живыми (при среднероссийском значении ‑ 8,5).
Произошло перераспределение объемов медицинской помощи. За счет оптимизации объемов стационарной и скорой медпомощи возросло число амбулаторно пролеченных больных и пребывание в дневных стационарах всех типов. Подобная положительная тенденция наблюдается в Александровском, Вязниковском, Гороховецком и Ковровском районах, а также ЗАТО город Радужный.
В прошедшем году все муниципальные медицинские учреждения переведены на новую, ориентированную на результат систему оплаты труда.
В то же время в области по-прежнему высоким остается показатель смертности населения трудоспособного возраста. Число умерших на 100 тыс. человек в 2009 году составило 833 человека (в 2008 г. ‑ 893) при среднероссийском показателе ‑ 682.
Численность врачей в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения составляет 29 человек на 10 тыс. человек населения (в среднем по стране этот показатель ‑ 50). Требуется оптимизация соотношения врачей и среднего медицинского персонала.
Несколько ниже среднероссийской остается доля здравоохранения в общем объеме расходов консолидированного бюджета области ‑ 14,3 процента в 2009 году при 14,8 процента по РФ.
В текущем году нам необходимо решить актуальную задачу налаживания контроля за ценами на лекарственные средства.
Кроме того, предстоит осуществить мероприятия по созданию центров по оказанию медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в городах Владимире, Коврове, Муроме и Александрове.
Наиболее бюджетоемкой отраслью социальной сферы является образование. На него приходится 27 процентов расходов консолидированного бюджета области (по РФ ‑ 21,5%). От рационального использования этих ресурсов зависит не просто качество образовательных услуг, но перспективы развития региона.
Безусловно, позитивным фактором, влияющим на рост эффективности используемых финансовых ресурсов, стало введение в 2009 году нормативно-подушевого принципа финансирования образовательных программ.
Положительные результаты достигнуты при переводе государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на отраслевую систему оплаты труда, что позволило увеличить среднемесячную заработную плату учителей на 25,5 процента и довести ее до 11,6 тысячи рублей. Зарплата учителей выросла во всех муниципальных образованиях, кроме Кольчугинского района, причем в 7 территориях (Ковров, ЗАТО город Радужный, Александровский, Гороховецкий, Ковровский, Меленковский, Петушинский районы) она превысила среднеобластной уровень.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году получили поддержку 123 педагога ‑ лидера нового качества образования. Оказана материальная помощь 25-ти школам, внедряющим инновационные образовательные программы, значительно пополнены фонды библиотек, повышена квалификация педагогов каждой 5-й школы области.
До 58 процентов повысилась доля учеников, обучающихся в школах, оснащенных современной материальной и учебно-лабораторной базой. В рамках проекта начато дистанционное обучение 34 детей-инвалидов.
В то же время в отрасли высоким остается объем неэффективных расходов, который составил 1,5 млрд рублей, или 28,3 процента от общего объема финансирования в сфере общего образования (по РФ ‑ 19,1 процента). По данному показателю наш регион по итогам 2008 года занял лишь 48-е место. И это даже ниже, чем было в 2007 году (31-е место).
В текущем году в пределах имеющихся бюджетных ресурсов предстоит решать вопрос дальнейшего повышения уровня оплаты труда учителей.
За счет субвенции местным бюджетам должно быть обеспечено финансирование учителей и вспомогательного персонала в соотношении численности 60 к 40. Эти меры позволят сконцентрировать средства фондов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях для стимулирования наиболее эффективной и качественной работы преподавателей.
Начатая работа позволит к 2012 году оптимизировать штаты общеобразовательных учреждений.
В целях повышения эффективности бюджетных расходов будет продолжена реструктуризация областных учреждений профессионального образования.
На сегодня реструктуризировано 6 областных учреждений профтехобразования: создан многоуровневый и многопрофильный Александровский промышленно-гуманитарный техникум и укрупненное учреждение, осуществляющее подготовку кадров для сельскохозяйственной отрасли и отрасли туризм в г. Суздаль. Всего с начала этого процесса было высвобождено 23 тыс. кв. м учебных площадей (10 процентов от их общего количества). Тем самым создаются условия повышения эффективности использования средств на подготовку специалистов.
Вместе с тем высвобожденные площади по-прежнему остаются на балансе департамента образования и сводят на нет организационные усилия по рационализации сети профтехобразования.
Такая же тенденция просматривается и по общеобразовательным учебным заведениям. Необходимо продумать вопрос о передаче освобождающихся зданий на баланс управления административными зданиями администрации области с целью их дальнейшей продажи или передачи в аренду заинтересованным структурам. Подобный подход к решению данной проблемы необходимо осуществлять и органам местного самоуправления.
С учетом меняющейся демографической ситуации, ростом рождаемости, все большие проблемы возникают в развитии сети дошкольных образовательных учреждений. Полагаю, что на местах следует осуществлять комплекс мер по приспособлению для этих целей ряда неиспользованных помещений.
Положительным примером может являться система дошкольного образования Судогодского района, в которую возвращены площади в поселке Вяткино, ранее сдававшиеся в аренду системе ЖКХ, и в поселке Муромцево, где размещалась сельская администрация.
В сфере социальной защиты населения в целях повышения эффективности бюджетных средств предусмотрена реорганизация 12 учреждений социального обслуживания, перевод 2 государственных учреждений в автономные.
Кроме того, в 2010 году будет продолжена работа по переходу на предоставление государственных социальных услуг и исполнение государственных функций социальной защиты населения в электронном виде.
Предусматривается реализация проекта «Социальная карта Владимирской области» в городах Коврове, Муроме и Вязниковском районе.
Определенные положительные изменения происходят по развитию инфраструктуры региона. В соответствии с комплексной оценкой показателей результативности в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства наша область заняла в 2008 году 38 место (в 2007 году ‑ 50 место).
В строительной сфере обеспечено снижение отношения средней цены 1 кв. м общей площади жилья на первичном и вторичном рынках к среднедушевым доходам населения с 0,35 до 0,3. Соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи из 3-х человек уменьшено с 7 до 6 лет.
В целом по области за год введенная в действие общая площадь жилых помещений в расчете на одного жителя возросла с 0,29 до 0,31 кв.м. По 5-ти муниципальным образованиям данный показатель выше среднеобластного уровня: Суздальскому, Киржачскому, Петушинскому, Александровскому районам и городу Владимиру.
Постепенно сокращается период времени от принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства до получения разрешения на его освоение: в Коврове ‑ с 320 до 300 дней, в Муроме ‑ с 240 до 191 дня. Во Владимире этот период занимает 405 дней.
При увеличении общего количества выделенных земельных участков под строительство на 9,2 процента их площадь сократилась в 2,2 раза. При этом 97 процентов из них занимают земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. Под комплексную застройку в прошлом году реализован только один участок площадью 4,2 га на территории ЗАТО город Радужный.
В основном городские округа обеспечены генеральными планами, на основании которых разработаны и утверждены правила землепользования и застройки.
В целях повышения темпов строительства в области необходимо задействовать весь земельный ресурс, включая неэффективно используемые земли, а также внедрить более прозрачные правила получения разрешения на строительство.
Полагаю необходимым также усилить контроль со стороны межведомственной экспертизы за ценообразованием в строительстве и при проведении работ по реконструкции зданий и сооружений.
Характеризуя показатели жилищно-коммунальной сферы области, прежде всего, следует выделить низкую долю неэффективных расходов в ЖКХ ‑ 3,5 процента против 9,7 процента по Российской Федерации.
Во всех муниципальных образованиях области субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам в денежной форме. Уровень собираемости платежей за предоставленные услуги за прошлый год остается на высоком уровне в городах Владимире (96,1 процента), Муроме (99 процентов), Радужном (97 процентов). В то же время по этому показателю отстают города Гусь-Хрустальный и Ковров (около 90 процентов).
Реализация проведенных в рамках программы капитального ремонта мероприятий по оборудованию многоквартирных домов общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов стала одним из главных стимулов энергосбережения для жителей области. Однако пока лишь половина тепловой энергии и холодной воды и 43 процента горячей воды отпускается по показаниям приборов учета, доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 17,4 процента.
В области все еще очень высок уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры ‑ 54,5 процента, доля убыточных предприятий ЖКХ составляет 40 процентов.
Необходимость обновления и модернизации объектов ЖКХ стала особенно очевидной при прохождении отопительного периода 2009/2010 годов. Авария на тепловых сетях города Владимира, произошедшая в конце января этого года, наглядно показала, насколько высока степень изношенности основных фондов.
В целях повышения эффективности и надежности функционирования систем теплоснабжения, в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития области в прошлом году разработан и утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации региональный инвестиционный проект «Развитие системы теплоснабжения города Владимира и Владимирской области» сметной стоимостью около 550 млн рублей. При этом из Инвестиционного фонда Российской Федерации будет привлечено 188 млн рублей. Основным результатом осуществления проекта должно стать значительное улучшение качества коммунальных услуг, предоставляемых населению.
Более того, предусмотрены меры поддержки с использованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. На финансирование этого проекта в областном бюджете запланировано 248 млн рублей.
В соответствии с комплексной оценкой показателей результативности в сфере экономики и государственного управления область заняла в 2008 году 34 место.
Положительные результаты дает программно-целевой метод формирования расходов. В области около половины расходной части используется в рамках программ при среднероссийском значении ‑ 24 процента.
В регионе отсутствует просроченная кредиторская задолженность бюджетных учреждений, а также задолженность регионального бюджета и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
Доля расходов на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в общем объеме расходов консолидированного бюджета области составила всего 7 процентов.
Возросло количество созданных автономных учреждений, предоставляющих социальные услуги (по стране в 28 субъектах к переходу на автономные учреждения не приступали).
В то же время объем неэффективных расходов на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления по итогам 2008 года составил 1,1 млрд рублей, или 2,9 процента от общих расходов консолидированного бюджета. Среднероссийское значение ‑ 1,9 процента. По данному показателю область занимает 40 место в стране.
Значительный объем неэффективных расходов на муниципальное управление отмечается в городе Гороховце. При численности населения 13,6 тысячи человек аппарат управления состоит из 28 служащих, что выше, чем в городах Киржач и Кольчугино с численностью населения 30,5 и 46,3 тысячи. Расходы на содержание аппарата управления в Гороховце в 2009 году по отношению к 2008 году выросли на 19,6 процента при общем сокращении данных расходов по муниципальным образованиям области на 14 процентов.
С положительной стороны следует отметить Камешковский и Селивановский районы, где расходы на содержание органов местного самоуправления за 2009 год снижены на 31,8 и 24 процента соответственно. Кроме того, все муниципальные образования, входящие в состав Вязниковского, Ковровского, Кольчугинского и Юрьев-Польского районов в течение прошлого года не превышали установленный норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
Среди проблемных показателей экономики области следует выделить низкую удельную величину частных инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя ‑ около 15 тыс. рублей (при общероссийском значении ‑ 26). Проигрываем мы и по объему валового регионального продукта на душу населения. Этот показатель в 2 раза ниже среднероссийского.
Несмотря на то, что доля текущих расходов консолидированного бюджета увеличивается, доля капитальных расходов по-прежнему остается на уровне 13 процентов (при среднероссийском значении ‑ 22 процента), что свидетельствует о низкой эффективности мер по сбалансированности капитальных и текущих затрат, что приводит к старению объектов социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.
По итогам 2009 года доходы местных бюджетов составили 21 млрд рублей, причем 55 процентов финансовой нагрузки муниципальных образований взял на себя областной бюджет. Доля областных межбюджетных трансфертов в объеме доходов Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Меленковского, Муромского и Селивановского районов составила более 80 процентов.
Оставляет желать лучшего работа по мобилизации налоговых платежей. Значительный рост недоимки по уплате налогов в бюджеты муниципальных образований зафиксирован в районах Селивановском (в 2,8 раза), Собинском (в 2,7 раза), а также в Судогодском районе и округе Муром (в 1,5 раза).
По земельному налогу с начала 2009 года недоимка увеличилась в городах Коврове в 2,7 раза, Юрьев-Польском ‑ 3 раза, Суздале ‑ 2,8 раза, Костерево ‑ 3,3 раза.
Основная сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц приходится на городские округа Владимир (рост на 46 процентов), Ковров (на 26 процентов), Муром (на 47 процентов).
Материалы проверок свидетельствуют о том, что в большинстве сельских поселений работа по мобилизации доходов в бюджет не ведется, не налажена связь с администраторами доходов, поступление собственных доходов в бюджет не анализируется.
Сумма неналоговых доходов снизилась по сравнению с 2008 годом на 340,6 млн рублей, или на 14,2 процента. Основной причиной невыполнения явилось некачественное прогнозирование данного источника доходов местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов за 2009 год сложились в сумме 20,9 млрд рублей, из них на зарплату с начислениями направлено 9,3 млрд рублей (или 44 процента), что на 11,5 процента выше уровня 2008 года.
Вместе с тем в городе Коврове, Гусь-Хрустальном, Киржачском и Петушинском районах доля расходов на оплату труда превысила пятидесятипроцентный уровень. Органам местного самоуправления этих муниципальных образований следует обратить особое внимание на необходимость оптимизации этих затрат с учетом реструктуризации бюджетной сети.
В целом обеспечена позитивная динамика расходов на муниципальное управление. Сокращение за 2009 год составляет 14 процентов. При этом в Александровском, Киржачском, Петушинском и Судогодском районах они значительно превзошли среднемуниципальный уровень, превысив 10 процентов общего объема местных бюджетов этих территорий.
По результатам исполнения бюджетов за 2009 год превысили установленный норматив содержания органов местного самоуправления 51 муниципальное образование из 127, в том числе город Владимир, 8 муниципальных районов, 11 городских и 31 сельское поселение.
По этой причине в течение 2009 года 10-ти муниципальным образованиям приостанавливалось предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Одним из источников пополнения муниципальных бюджетов является земельный налог. С одной стороны, он дает возможность обеспечить наполняемость бюджета, с другой ‑ позволяет предоставлять преференции бизнесу. В минувшем году на наполняемость бюджета в первую очередь существенно повлияли предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства льготы, а также результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, введенной в действие с 1 января 2009 года.
В результате оценки земель населенных пунктов их кадастровая стоимость возросла в среднем по области в 2,4 раза. В связи с этим произошло увеличение земельного налога с одновременным снижением арендной платы и доходов от продажи земель. По сравнению с 2008 годом доходы от земельного налога выросли на 66 процентов и составили в 2009 году 1,2 млрд рублей.
За прошедший год количество продаваемых земельных участков сельскохозяйственного назначения превысило общее количество проданных участков за последние 5 лет в 1,4 раза. По сравнению с 2008 годом площадь предлагаемых к продаже земельных участков увеличилась в 2,6 раза, а площади земель, переведенных в другую категорию, возросла в 2,9 раза.
Увеличение поступления земельного налога возможно за счет формирования земельных участков под многоквартирными жилыми домами. И это не только экономическая категория, но и способ наведения элементарного порядка в придомовых территориях, так как с момента постановки земельного участка на кадастровый учет у собственников квартир в силу закона возникает право долевой собственности на землю.
В настоящее время доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет в городах Радужном ‑ 100 процентов, Владимире ‑ 99 процентов, Гусь-Хрустальном ‑ 67 процентов, Муроме ‑ 58 процентов. В Меленковском районе этот показатель составляет 91 процент, Камешковском ‑ 80 процентов, а в Вязниковском, Гусь-Хрустальном, Юрьев-Польском, Суздальском ‑ от 24 до 45 процентов. В остальных районах и того ниже.
В 2009 году завершена работа по разграничению муниципального имущества в 8-ми районах. Вместе с тем в решении данного вопроса не проявляли активности Муромский, Петушинский, Киржачский и Суздальский районы. В Александровском и Гороховецком районах эта работа практически не велась.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов наряду с проблемой увеличения собираемости земельного налога выявили необходимость его дифференциации по территориям. Для нормализации ситуации предстоит обеспечить установление муниципальными образованиями платежей с учетом экономической обоснованности, доходности земель в разрезе категорий и разрешенного использования земельных участков, а также платежеспособности граждан и юридических лиц.
Важной задачей остается усиление государственного и муниципального земельного контроля, выявление невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения, бесхозяйного имущества, и оформления на него прав. Предстоит за...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…