8 июня 2010 в 01:36

«Внимание - переезд!»

Обеспечение безопасности движения на железнодорожных переездах продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем. Практически все ДТП на переездах ‑ это следствие безответственности водителей автотранспорта. Они забывают о том, что поезда имеют преимущество в движении перед всеми остальными видами транспорта.
Ежегодно около 600 человек становятся жертвами несчастных случаев на железнодорожных переездах Европы. 95% из них происходит по вине автомобилистов. Чтобы напомнить общественности о том, как можно уберечься от несчастных случаев, железнодорожные и автомобильные предприятия совместно с государственными учреждениями по всей Европе проводят 25 июня День безопасности на железнодорожных переездах. Единый Европейский день безопасности проходит под девизами «Останови несчастный случай!» и «Европа за безопасность на переездах».
Только с начала этого года на железнодорожных переездах России произошло 45 ДТП, это почти на 70% больше, чем в прошлом году. Подавляющее большинство столкновений происходит на переездах, не обслуживаемых дежурными работниками, при исправно действующей переездной сигнализации. Во Владимирской области ситуация не столь трагична, но и у нас в 2009 году зафиксировано более семисот случаев нарушений правил. По данным Управления Гос­автодорнадзора по Владимирской области за 12 месяцев прошлого года в области на железнодорожных переездах произошло 3 дорожно-транспортных происшествия, в которых 4 человека погибли и 2 получили ранения. Проведенный анализ всех ДТП показывает, что сегодня единственной причиной их совершения является игнорирование автомобилистами установленных правил следования через железнодорожные переезды. Желание проскочить переезд нередко заканчивается трагедией. «Успею проехать» - думают люди, сидящие за рулем. Видимо, на это надеялся и водитель автомашины ВАЗ-2109, который 28 июня 2009 года, переезжая через железнодорожные пути на переезде 134 км перегона «Киржач - Бельково» в Киржачском районе совершил столкновение с электропоездом № 322 «Адлер - Архангельск». В результате происшествия двое пассажиров автомобиля погибли на месте, а водитель с тяжелыми травмами госпитализирован.
Не секрет, что большое количество ДТП происходит из-за того, что водители, прекрасно видя запрещающий красный свет и слыша сигнализацию, думают, что поезд еще далеко. И они пытаются «проскочить» перед поездом, что удается далеко не всегда. В соревнованиях с локомотивами водители машин всегда оказываются в проигрыше. Надо отметить, что тормозной путь поезда во много раз превышает тормозной путь любого безрельсового транспортного средства. Достаточно сказать, что для остановки поезда, движущегося со скоростью 60‑70 км/ч, необходимо 600‑700 м.
Так уж исторически сложилось, что пересечения железных дорог с автомобильными трассами называются «железнодорожными переездами». Кто придумал это название и почему эти переезды называются именно железнодорожными, а не автомобильными, неизвестно. Но раз уж они «железнодорожные», то, по мнению многих, и все связанные с ними проблемы должны решать железнодорожники. Однако, по большому счету, самим железнодорожникам эти самые переезды не нужны. Ведь на содержание одного неохраняемого переезда дорога ежегодно тратит в среднем около 70 тыс. руб., а охраняемого - 700 тыс. А если учесть, что на территории Владимирской области находится 217 действующих переездов, то можно себе представить, какую тяжкую финансовую ношу несут железнодорожники.
С января 2007 года проводится реконструкция участка Москва - Нижний Новгород под скоростное движение железнодорожного транспорта. На этом участке скоро будут курсировать поезда, развивающие скорость до 160 километров в час. Проект реализуется на территории филиалов ОАО «РЖД» Горьковской и Московской железных дорог. Общая сумма инвестиций, предусмотренная проектом для развития инфраструктуры, - 12 млрд 910 млн рублей. Основное внимание в ходе реконструкции уделяется вопросам безопасности движения, обустройству железнодорожных переездов. Однако, несмотря на все предпринимаемые меры, положение с обеспечением безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах оценивается как неудовлетворительное.
Проблему с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах одним только выставлением постов инспекторов ГИБДД и работников железной дороги не решить. Исключить столкновения автомобильного и железнодорожного транспорта можно, строя путепроводы, оборудуя переезды устройствами заграждения, ликвидируя малодеятельные переезды, не отвечающие требованиям безопасности движения. Всё правильно, всё верно. Здесь только одно замечание. Даже если все железнодорожные переезды будут оборудованы всеми необходимыми средствами, это, увы, не гарантирует того, что столкновения на них полностью прекратятся. Иные водители-лихачи все равно отыщут место, где можно столкнуться с железнодорожным составом.
Существуют федеральная и региональная программы повышения безопасности движения, но ни в том, ни в другом документе нет специального раздела, посвященного безопасности на железнодорожных переездах. Комплексный подход позволил бы учесть все аспекты деятельности по профилактике ДТП на переездах: техническое содержание переездов, внедрение систем видеофиксации, работа с водителями, строительство развязок и путепроводов.
Для исключения человеческого фактора в возникновении дорожно-транспортных происшествий все железнодорожные переезды должны быть оборудованы устройствами заграждения (УЗП), обеспечивающими безопасные условия пропуска поездов и автотранспортных средств. Но весь вопрос в том, кто должен финансировать установку этих дорогостоящих устройств? Выход один. Необходима федеральная государственная программа по железнодорожным переездам с привлечением финансовых возможностей Федерации, субъектов, муниципальных образований и собственников автодорог и железнодорожных путей.
Но не только человеческий фактор влияет на количество дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах. Опыт работы Управления госавтодорнадзора показывает, что техническое состояние многих переездов не соответствует требованиям нормативных документов и технических регламентов. Ограничение видимости со стороны водителей транспортных средств и машинистов поездов, неисправность переездной сигнализации, отсутствие электроосвещения, повреждения межрельсового настила и подходов автомобильной дороги, отсутствие или неисправность шлагбаумов могут способствовать возникновению ДТП. Сложившаяся система сезонных комиссионных проверок состояния железнодорожных переездов не позволяет оперативно реагировать на вновь возникающие неисправности. Да и меры административного воздействия на нарушителей технического содержания элементов железнодорожных переездов, в соответствии с действующим КоАП, - чисто символические. Ситуация усугубляется и тем, что сегодня существуют просто бесхозные дороги, принадлежавшие обанкротившимся хозяйствам и предприятиям. Здесь не с кого даже спросить за безопасность существующих на них переездов. Вот и получается, что вопросы безопасности железнодорожных переездов есть комплексная задача, решение которой возможно только с применением системного подхода при достаточном финансировании и усилении мер ответственности всех заинтересованных структур.
В Правилах дорожного движения термин «железнодорожный переезд» - это любое пересечение автомобильной дороги с железнодорожными путями на одном уровне. Уже из этого следует вывод, что переезжать через железнодорожные пути можно только там, где их пересекает дорога. Каждый пользователь дороги должен проявлять особую осторожность при приближении к железнодорожному переезду и при проезде по нему и соблюдать нехитрые правила:
- Проезжайте переезд на малой скорости без остановок. Не переключайте передачи, не обгоняйте;
- Выдерживайте такую дистанцию, которая позволит при остановке движущегося впереди автомобиля объехать его либо вообще не выезжать на переезд;
- Если железнодорожный переезд не оборудован шлагбаумом или световыми сигналами, ни один пользователь дороги не должен проезжать по нему, не убедившись в том, что к переезду не приближается никакое рельсовое транспортное средство;
- При вынужденной остановке транспортного средства водитель должен постараться вывести его с железнодорожного полотна, а если он не может этого сделать, то немедленно принять все зависящие от него меры к заблаговременному предупреждению об опасности машинистов рельсовых транспортных средств;
- На большинстве переездов установлены шлагбаумы, перекрывающие половину проезжей части или несколько больше половины. Не пытайтесь объехать шлагбаум по встречной полосе, даже если поезда вблизи вы не видите. Таким маневром можно спровоцировать серьезное ДТП с самыми тяжелыми последствиями.
Кроме того, согласно ст. 12.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение правил переезда через железнодорожные пути (такие как выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме на запрещающий сигнал светофора или остановка и стоянка на ж/д переезде) влечет наложение штрафа в размере 500 руб. Или лишение права управления транспортным средством на срок от 3 до 6 месяцев.
И в заключение Управление госавтодорнадзора хотело бы обратиться ко всем участникам дорожного движения. Оборудование переездов новыми средствами защиты и сигнализации дело безусловно хорошее и нужное, но пока автомобилисты не осознают, что шлагбаум это не очередное препятствие у них на пути, а устройство, прямое назначение которого уберечь автомобиль и находящихся в нем людей от проходящего железнодорожного состава, эффект от вложенных в охрану переездов средств будет минимальным. Каждый должен понимать, что от мер безопасности, предпринимаемых сегодня на переездах, не будет пользы, если их будут продолжать игнорировать.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
сегодня в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…