17 июня 2010 в 00:31

Европейский богатырь Илиас Русский

Под именем Илиас (по-русски Илья) в эпических легендах древних немецких земель сражался любимый богатырь Руси ‑ Илья Муромец. Теперь никто уже до конца не распутает клубок представлений о былинном герое ‑ в нем слились и фольклорный персонаж, и русский святой, и воин из саги. Муромец - самый известный и самый загадочный из героев. В отличие от ставших со временем «младшими» Алеши Поповича и Добрыни Никитича Илья ни разу не упоминается в летописях, и многие ученые считают, что Илья из города Мурома ‑ обобщенный поэтический образ.
Однако как же нам не верить, что Илья Муромец родился в селе Карачарове, что под Муромом, в семье крестьянина Ивана Тимофеевича? В Карачарове до сих пор сохранились следы пребывания здесь богатыря, туристам показывают здесь его «именной» дуб. С древних времен помнится в здешних краях место, где стояла изба Ильи Муромца, часовни, возведенные над родниками, выбитыми копытами богатырского коня. Да и как быть с прямыми потомками Ильи, крестьянами Гущиными? Происхождение фамилии, убедительно объясняется тем, что дом их предка, Ильи Муромца, поодаль от деревни, в густом лесу.
И самое удивительное, что Илью издавна чтили далеко-далеко от муромских лесов ‑ былины о богатыре породили несколько западноевропейских сказаний об Илиасе Русском. Имя Ильи-Илиаса из Руси встречается в южно-немецкой поэме «Ортнит», записанной в первой половине XIII века и северогерманской саге о Тидреке (Дитрихе) Бернском, записанной в Норвегии.

Галопом
по Европам
Действие саги относится ее автором аж к эпохе Великого переселения народов (IV-VI века). Главные герои саги ‑ Тидрек Бернский и легендарный вождь гуннов Аттила. А Илиас там описан как сын русского князя Гертнита, владевшего Русью, Польшей, Венгрией и частью Греции. «У конунга Гертнита, - повествует сага, ‑ было два сына от жены, старший звался Озантриксом, младший Вальдемаром, а третий сын, которого он имел от наложницы, звался Илиасом, был он муж мирный и приветливый». Перед смертью Гертнит разделил свои владения между сыновьями: старший, Озантрикс, стал королем вилькинов, младший, Вальдемар ‑ королем Руси и Польши, а Илья ‑ греческим. Они вели кровопролитные войны с гуннами Аттилы и выступившим ему на помощь Тидреком. В саге война, шедшая с переменным успехом, закончилась неудачно: Озантрикс и Вальдемар погибли в бою, гуннами были захвачены русские города Полоцк и Смоленск. А Илья был вынужден сложить оружие, за что Аттила сохранил ему жизнь и принял его в число своих соратников, сделав правителем Руси.
А вот в средневековой поэме «Ортнит» Илиас из Руси ‑ дядя и наставник короля Ортнита, правителя Гарды в Ломбардии. Вместе с Ортнитом и его отцом, духом-карликом Альберихом, Илиас совершает военную экспедицию в Сирию, против языческого царя Махореля. Военная кампания кончилась трагически, автор поэмы пишет даже, что Илиас, раздосадованный гибелью своих пяти тысяч воинов, приведенных им из Руси, убивает беззащитных женщин. Впрочем, эти кровавые обвинения, как мы теперь видим, никак не повлияли на формирование образа христианского богатыря, защитника добра… Исследователи полагают, что произошло это благодаря тому, что уже после распада единого древнерусского государства попавшим со временем на Русь европейским преданиям народ просто не захотел верить. В условиях жестокой сословной борьбы в России в XVI веке, вызванной процессом закрепощения крестьянства, известность Ильи как богатыря-крестьянина (так народное сознание трансформировало информацию, что он был христианином по вере) способствовала быстрому росту популярности витязя, превращению Ильи Муромца в главного русского эпического героя и богатыря.

Провинциал
в столице
Кем он был на самом деле, невозможно установить еще и потому, что самые древние пересказы былин об Илье Муромце дошли до нас только в списках XVII-XVIII веков. Илья выступает в литературном произведении «Сказание о семи богатырях», самые ранние записи которого относятся к XVII веку. А в рукописях XVIII века дошли до нашего времени древнейшие прозаические пересказы былин об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Зато в 1574 году имя богатыря Ильи было впервые упомянуто в письме старосты белорусского города Орши Кмиты Чернобыльского. Жалуясь начальству на условия службы, он приговаривал: «Придет час, будет надобность в Илье Муравленине и Соловье Будимировиче... Прибудет час, коли службе нашей будет потреба!». Есть и свидетельство более высокопоставленного лица - в 1594 году посланник австрийского императора Рудольфа II Эрих Лясота в своих путевых заметках сделал запись о виденной им в киевском Софийском соборе разрушенной гробнице богатыря: «В другом приделе была гробница Ельи Моровлина, он был знатный герой, или, как говорят, богатырь, гробница эта ныне разрушена, но другая гробница его товарища еще цела в той же часовне».
Интересно, как в былинах отразилось «провинциальное» (что такое Муром против «матери городов русских» Киева!) происхождение Ильи. В самой древней из них, повествующей о первой поездке богатыря из Мурома в Киев и битве его с Соловьем-разбойником, при описании первой встречи Ильи с киевскими богатырями явственно передается пренебрежительный тон, с которым якобы «коренные» ростовский Алеша и рязанский Добрыня обращаются к «понаехавшему тут». Алеша Попович и Добрыня Никитич нередко называют Илью «мужиком и деревенщиной», неизвестно откуда явившимся в Киев. Но против народной любви не попрешь: для нас прежде «старшие», то есть более древние богатыри, теперь только спутники могучего Илюши с картины «Три богатыря».

«Прямо пойдешь ‑
святость найдешь»
С XVI века и до настоящего времени в Антониевых Ближних пещерах Киево-Печерской лавры известно погребение монаха и воина Ильи Муромца, которого c древности отождествляли с былинным Ильей. На постаменте памятника основателю города Владимира он так и изображен ‑ с соответствующей подписью и нимбом над головой. Покойный, инок Илья, действительно был богатырской комплекции: рост 1 метр 78 сантиметров (это на голову выше тогдашнего среднего воина), крепкое телосложение и умер героической насильственной смертью. На мощах святого в наши дни Ильи обнаружены две колотые раны - одна на руке, а другая ‑ смертельная - в области сердца. На протяжении столетий мумифицированные останки Ильи Муромца в открытом гробу выставлялись на всеобщее обозрение как одно из свидетельств святости древних обитателей монастыря. Вместе с другими, погребенными в Киевских пещерах монахами в XVII веке Илья удостоился общенациональной канонизации. В православных календарях память «преподобного Ильи Муромца в XII веке бывшего» отмечается 19 декабря.
Время жизни святого Ильи Муромца отнесено к XII веку (а ведь его часто считали и более древним героем еще дохристианской Руси) благодаря монаху Киево-Печерского монастыря Афонасию Кальфонийскому. Это в его книге «Терратургима», напечатанной типографией лавры в 1638 году, на плане Антониевых Ближних пещер монастыря впервые указано место погребения «законника» (монаха) Ильи Муромца. Кальфонийский считал, что Илья был иноком монастыря, жившим за 450 лет до него, то есть примерно в XII веке. Что делать: «жития» святого Муромца так и не было составлено и единственным источником сведений о его биографии являются былины и устные предания, записанные столетия спустя после смерти героя.
Его мощная фигура продолжала долго будоражить воображение народа. В годы церковного раскола у старообрядцев родилось мнение, что мощи Ильи Муромца могут свидетельствовать об истинности старой веры. Раскольники отправляли в Киев людей, которые должны были разузнать, как же сложены у тела святого пальцы. Если два будут вместе, значит, он крестился ‑ по-старому, и нам надо так же! Увы, люди, воротившись, рассказывали, что «персты у него растянувши» и не видно, как он складывал их при крестном знамении… Но одно из таких паломничеств в начале XVIII века совершил старообрядческий священник Иоанн Лукьянов, который якобы увидел то, что хотел увидеть. В своем «Путешествии в Святую землю» он рассказывает о посещении Киевских пещер, начиная с описания мощей Ильи Муромца: «Тут же видехом храброго воина Илью Муромца, в нетлении пребывающего под покровом златым, ростом яко нонешние крупные люди, рука у него левая пробита копьем; язва вся знать на руке, а правая рука его изображена крестное знамение: сложены персты, как свидетельствует Феодорий Блаженный и Максим Грек: крестился он двоеми персты. Тако и теперь ясно: и по смерти его плоть мертвая свидетельствует на обличение противников!».
Напоследок факт не исторический, а литературный, знакомый всем по картине «Витязь на распутье». Подумав перед знаменитым камнем с надписью «Направо пойдешь…», Илья в одной из былин по очереди пробует все три направления. Отправившись по третьей дорожке (сулившей «богату быть»), богатырь находит крест, под которым скрыт погреб, доверху наполненный золотом. На эти сокровища ничуть не разбогатевший Илья строит в Киеве церкви и монастыри, раздает золото вдовам и сиротам. А совершив доброе дело, отправляется в монастырь ‑ спасать свою душу, став иноком.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
19 минут назад Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.