25 июня 2010 в 02:33

Юбилей Двадцать лет на защите прав ликвидаторов

Владимирская организация «Союз Чернобыль» была основана 22 июня 1990 года. О многогранной деятельности чернобыльского объединения, имеющего местные отделения по области, мы писали не раз. Да и сама организация своей активностью просто не дает забыть о подвиге тех, кто ликвидировал последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС.


Об истоках и предназначении «Союза Чернобыль» во Владимирской области мы беседуем с одним из его основателей и бессменным председателем Юрием Чайковским.
- Юрий Викентьевич, какими были первые вехи «Союза Чернобыль»?
- Да, двадцать лет позади. Срок немалый и сделано немало. Сегодня я удивляюсь той смелости, какая была в нас, когда мы на переломе эпох создали эту организацию. Ведь в принципе даже закона об общественных организациях тогда не было. Он появился только в 1995 году. Мы зарегистрировали нашу нынешнюю организацию решением горисполкома Владимира.
Но главное - мы до 1990 года не могли открыто и честно говорить о проблемах чернобыльцев. А с 1990 года начали говорить, и громко, убедительно, аргументированно.
Что мною двигало тогда, при создании организации? Попробую пояснить. В зоне чернобыльской катастрофы я был в составе командования полка, которое не придумывало приказы, а выполняло их. Нам давался приказ, и наши люди шли его выполнять. Например, приказали (а у нас была приданная к полку пожарная рота из Тюмени) сделать эксперимент и помыть стену четвертого энергоблока АЭС, загрязненного радиоактивной пылью. И более 300 человек за двое суток, по сути, «сожгли» радиацией. Это было сродни тому, что в Великую Отечественную войну форсировать Днепр без достаточного количества плавсредств, любой ценой брать высоту или на амбразуру грудью бросаться. Но в годы Великой Отечественной солдатам не говорили, что за выполнение приказов им будут льготы, материальная поддержка и так далее. А в наше время, во время ликвидации последствий аварии в Чернобыле, на том изломе истории, говорили. Приходили документы ЦК КПСС и Совета министров с обещаниями: за выполнение приказов Родины квартиру, корову дадим, крышу перекроем, будете жить, как в раю. А я все-таки был замкомандира полка по политической части. Я зачитывал все эти директивы людям, я от имени государства это говорил! А потом, когда все закончилось, я дал себе слово добиться выполнения этих обещаний.
Первую чернобыльскую ячейку я создал еще до приезда во Владимир, в поселке городского типа Топчихе на Алтае, затем выступил инициатором создания Алтайской краевой чернобыльской организации. А затем был создан владимирский «Союз Чернобыль». И вот она, первая важная веха - мы стали говорить о наших правах!
Тогда у нас была какая-то бесшабашная смелость в отстаивании прав людей. И после того как мы, чернобыльцы, смогли выступить за свои права, начали социально защищаться участники ликвидации аварии на «Маяке» в 1957 году, ветераны подразделений особого риска, ядерных испытаний, аварий на атомных подводных лодках и другие.
Сегодня нам многие долги государства отданы ‑ получены заслуженные льготы, награды. Но мы боролись не только за социальную справедливость. Мы ведь хотели, чтобы люди на государство не обижались. И уже в начале 90-х, в труднейшее время, власти нам помогали, например, давали квартиры ликвидаторам, хотя еще не было серьезной законодательной базы.
- Значит, вы помогли государству выполнить долг перед чернобыльцами?
- Да, и эта работа продолжается до сих пор. В начале 90-х делалось многое для чернобыльцев у нас в области, хотя не хватало ни средств, ни законодательной базы. Сегодня страна богаче, чем тогда, когда нам приходилось выпрашивать для людей продуктовые пайки. Тогда, быстро поняв, что у ликвидаторов атомных аварий особый характер заболеваний, мы сами стали создавать центр реабилитации в областной клинической больнице. Хочется верить, что он сохранится.
За эти годы из двух с половиной тысяч ликвидаторов нашей области умерло 600 человек. Ликвидаторы уходят из жизни по разным причинам, связь заболеваний с Чернобылем официально была установлена не у всех. Но мы в общественной организации пока сами ведем таблицу смертности ликвидаторов, свой анализ ее причин. До сих пор причины смертности людей нашей категории глубоко не изучены. Уверен, что многое можно сделать и в области, если на федеральном уровне не додумывают что-то при создании медицинских программ.
Сегодня пришло такое время, когда все больше, до 37 процентов чернобыльцев, по моим подсчетам, стали умирать от онкологических заболеваний. Необходима ранняя диагностика, и об этом говорят везде. Но от слов пора переходить и к делу. В конце концов, государство обязано возместить ущерб, который мы понесли по его, государства, вине. Об этом было недавно определение Конституционного суда: речь идет не о льготах, а именно о возмещении ущерба. И мы уверены, что и во Владимирском регионе для чернобыльцев по ряду направлений можно сделать немало. Вот даже в этом непростом году общими усилиями мы смогли поднять людей, в том числе предпринимателей, и установить к годовщине катастрофы в Вязниках Памятный знак ликвидаторам.
- В связи с этим вопрос, который вам, наверное, задавали не раз: не лучше ли деньги организации и тех же спонсоров было тратить не на музей, памятники и книги, которыми известен наш «Союз Чернобыль» по всей стране, а просто раздавать на дополнительную поддержку ликвидаторам, инвалидам?
- Увековечение памяти о чернобыльцах необходимо, от этого никуда не деться. Это мы решили в самом начале нашей организации. В книгах собраны уникальные сведения обо всех участниках событий атомного фронта, не только о чернобыльцах. Кроме того, мы сразу начали заниматься патриотическим воспитанием, а его также нельзя вести на пустом месте. И главное: пока есть силы, мы должны успеть сделать реальный задел памяти на будущее. Подлинные оценки событий в Чернобыле, подвига ликвидаторов придут гораздо позже. 20 лет для этого все-таки мало.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад В кинологическую службу владимирского УФСИН прибыли новые щенки
Кинологическая служба УФСИН России по Владимирской области приняла на службу новых щенков немецкой овчарки. Они прибыли из племенного питомника служебного собаководства ФКУ ИК-6 УФСИН России по Московской области.
36 минут назад «Дроппер» из Смоленска вернет обманутому кольчугинцу украденные деньги с процентами
В Смоленске по иску Кольчугинского межрайонного прокурора с «дроппера» взыскали более полумиллиона рублей. Ущерб в сговоре с неустановленным лицом он причинил пенсионеру.