5 августа 2010 в 00:57

Ревущая ракета Тихонравова

110 лет назад во Владимире родился Михаил Тихонравов ‑ ученый-ракетчик, один из родоначальников военных и космических достижений нашей страны. Первая советская ракета на жидком топливе, которая поднялась в воздух в 1933 году, была его конструкции.
Из поповичей в комсомольцы
Род Тихонравовых ‑ из подлинной интеллигенции прежней России. Такие благообразные фамилии (или благоуханно-звучные, как Нецветаев или Сперанский) давали обычно дотоле бесфамильным выходцам из семей провинциального духовенства в нашей семинарии. Во Владимире один из Тихонравовых - Константин Никитич ‑ в XIX веке работал в канцелярии губернатора. Он прослыл «владимирским Нестором-Летописцем», поскольку изучал местную жизнь со стороны верований, искусств и обычаев, о чем опубликовал свыше 700 статей, главным образом во «Владимирских Губернских Ведомостях», которых был редактором. Он даже принимал участие в раскопках первого русского археолога графа Уварова на курганах в Суздальском, Юрьев-Польском и Переяславском уездах. А вот Михаилу Клавдиевичу Тихонравову предстояло стать одним из первых комсомольцев Владимирщины, большевистским агитатором…
Родители Миши были уже далеко от церковной стези дальних предков. Отец семейства Тихонравовых Клавдий Михайлович, почетный гражданин города Владимира, окончил юридический факультет Петербургского университета, а мать Александра Николаевна ‑ Бестужевские курсы. Училась она и в знаменитом училище технического рисования А.Л.Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ. Хорошим художником стал и ее сын. В девятилетнем возрасте, побывав на авиационном представлении, он на всю жизнь «заболел» небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. После окончания Третьей классической гимназии Петербурга, в который Миша переехал вместе с родителями, он в совершенстве овладел латынью, изучил французский язык.
В 1918 году семья переезжает в Переславль, в то время, как и до революции, уездный центр Владимирской губернии. Здесь Михаил сначала работает курьером в суде, где народным судьей был его отец, а позже становится агитатором в военкомате. Тихонравов - первый комсомолец города Переславля и один из первых в стране ‑ его билет № 29 от 4 марта 1919 года. Он организатор и руководитель комсомольской ячейки при бывшей женской гимназии (ныне здание городского отдела занятости населения). В фондах переславского музея хранятся и дневники Михаила Клавдиевича. Это записи о поездках по сельской местности по делам военкомата, схемы расположения селений, проставлен километраж, описываются настроения крестьян.

Красные крылья
После перевода в губернский Владимирский военкомат в 1919 году Тихонравов добровольно идет в Красную Армю. Он был в составе первого выпуска Института инженеров Красного Воздушного Флота (теперь Военно-воздушная академия), созданного «отцом русской авиации» Н.Е.Жуковским ‑ тоже легендарным уроженцем Владимирской земли. Конструкторскую работу Тихонравов начал еще в академии и после получения диплома был направлен в легкобомбардировочную эскадрилью, а затем в авиационную промышленность, где он и увлекся планеризмом. В 1925 году он создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на международных соревнованиях в Германии.
Знакомство с С.П.Королевым случилось именно в секции планеризма, это он предложит нашему земляку возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работавших над созданием баллистических ракет. Тот вызов принял и пригласил к себе еще четырех сотрудников Центрального конструкторского бюро имени В.Р.Менжинского, в том числе и свою будущую жену Ольгу Константиновну. Она потом вспоминала: «Чувствовалось, что мы на пороге открытия какой-то тайны. Хотя работали мы в холодном, еще не обжитом подвале с цементным полом и холодными каменными стенами. В той части подвала, которую занимала бригада Тихонравова, даже окон не было».
17 августа 1933 года с Нахабинского полигона совершила полет первая в стране ракета ГИРД-09 на гибридном топливе конструкции Тихонравова. За успешный запуск первой советской жидкостной ракеты ему и Королеву вручили почетные значки «За активную оборонную работу». В 1934-м Тихонравова назначают начальником отдела нового Реактивного НИИ, где он продолжает работать над жидкостными ракетами. Но ближе к войне разработки свернули, и Тихонравов приступил к созданию ракетных снарядов для легендарной «катюши». В военные годы он занимался повышением кучности стрельбы из гвардейских минометов и разработкой ракетного перехватчика, а в конце войны уже создавал из снарядов «катюш» четырехступенчатую ракету для исследования космических лучей. Сразу же после Победы под его руководством был разработан проект подъема человека на ракете на высоту до 190 км.

Космос - это не фантастика
Тихонравов, познакомившийся с осколками немецкой ракеты Фау-2, привезенными из Польши, одним из первых понял, что это значит для будущего. Когда стало ясно, что мы будем делать свою ракету, он решил прикинуть, а нельзя ли, соединив между собой несколько ракет, разогнать их до такой скорости, которая позволила бы вытащить груз на орбиту искусственного спутника Земли. Тихонравов и маленькая группа его сотрудников к 1948 году безо всяких ЭВМ проделали колоссальную расчетную работу. И доказали свое!
Тема доклада о космосе звучала настолько дико по тем временам, что решили посоветоваться с президентом академии Анатолием Благонравовым ‑ еще одним славным владимирцем в числе родителей наших самолетов и ракет. Совершенно седой в свои 54 года, изысканно вежливый, с золотыми погонами генерал-лейтенанта артиллерии, Благонравов напоминал дворянина «из бывших», хотя и родился в деревне Аньково Владимирской губернии (ныне оно в Ивановской области). «Ну, хорошо. Готовьтесь - краснеть будем вместе...» И получил в итоге начальственный втык: «Институту, наверное, нечем заниматься, и потому вы решили перейти в область фантастики...».
А вот Королев понимал важность сделанного Тихонравовым: через год выйдет его собственная работа «Принципы и методы проектирования ракет большой дальности» и буквально вцепился в эти расчеты. Михаил Тихонравов к тому времени уже известен как конструктор первой отечественной ракеты с жидкостным двигателем (1933), ракеты с высотой полета до 40 километров (1936) и многоступенчатой пороховой ракеты для полета в стратосферу (1942). Но до космоса было еще долго - исследования по составным ракетам в НИИ-4 в начале 1949 года прикрыли, оставив Тихонравову одного-единственного сотрудника.

Взлет из подполья
Михаил Клавдиевич подобрал молодежную группу единомышленников, она вошла в историю ракетно-космической техники как «группа Тихонравова». Лауреат Ленинской и Государственной премий И.К.Бажинов напишет: «Он создавал в коллективе особый психологический климат. Каждый новый сотрудник очень быстро проникался сознанием чрезвычайной важности и перспективности работ, в которых начинал принимать участие. Особенно он приветствовал, когда специалисты сами находили, выдвигали и решали проблемные вопросы. Михаил Клавдиевич всячески поощрял расширение научного кругозора, приучал своих учеников не бояться неизвестных им областей знаний». Тихонравов многие годы исправно ведет дневник, по нему видно, что Королев ни на минуту не выпускает Тихонравова из поля зрения, хотя они работают в разных институтах: «Утром - к Королеву», «Позвонить Королеву», «Был разговор с Королевым», «Совещание у Королева».
Скоро главный конструктор отправит руководству письмо: «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э.Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу». За два года до этого Королев сделал заказ в НИИ-4 по вопросу исследования и создания искусственного спутника Земли и пробивал Тихонравову разрешение работать в этом направлении. В начале 1954 года Михаил Клавдиевич представил полную программу освоения космоса. От запуска простейших спутников до пилотируемого корабля, станций-лабораторий больших размеров и, наконец, достижение и посадку на Луну.

«Поехали!»
В 1955 году Тихонравов представил три варианта искусственных спутников, через год перешел на работу в ОКБ-1, где его назначили начальником отдела проектирования спутников Земли, пилотируемых кораблей и космических аппаратов для исследования Луны. После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем и полета спутника с лайкой на борту он становится лауреатом Ленинской премии. Все силы теперь были направлены на создание первого в мире пилотируемого корабля-спутника, а Михаилу Клавдиевичу присвоили звание Героя Социалистического Труда. В дальнейшем он участвовал в создании тяжелых межпланетных кораблей для полета на Марс. Последней работой Тихонравова было инженерное исследование методов освоения малых планет.
За научно-инженерную деятельность Тихонравов был отмечен высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны и различными медалями. В 1976 году, через два года после кончины Михаила Клавдиевича, в американском городе Аламогордо (штат Нью-Мексико) был открыт Музей космонавтики. В Зале Славы музея в числе изображений 35 крупнейших деятелей мировой космонавтики поместили и портрет М.К.Тихонравова…



Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
28 минут назад Во Владимирской области сельские жители тратятся на кофе больше, чем городские
Владимирстат по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств подсчитал, что расходы на покупку кофе во Владимирской области составляют 135,3 рубля в месяц на каждого среднестатистического жителя. И хотя…
сегодня в 11:05 Во Владимирской области передают в суд дело об убийстве в дачном кооперативе
Следователи Владимирской области закончили расследование уголовного дела по обвинению жителя Москвы в совершении убийства в Александровском районе. Фигурант 1989 года рождения. Убитый был на 27 лет старше - 1962 года рож…