27 августа 2010 в 02:37

Автодорнадзору - двадцать лет

В сентябре 2010 года Российская транспортная инспекция (ныне Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) отмечает свое двадцатилетие Ее появление было обусловлено возникновением негативных тенденций в начале перестройки в экономике страны и на транспорте в частности. Развал старой системы управления и задержки в создании новой нарушили контроль за соблюдением транспортного законодательства. Акционирование предприятий, создание частных предприятий и развитие индивидуальных владельцев транспортных средств еще более усугубили положение в организации перевозок пассажиров и грузов, обеспечении безопасности дорожного движения, экологической безопасности, потребитель же вообще остался беззащитным.  


По инициативе тогдашнего министра транспорта Виталия Борисовича Ефимова (сейчас он является президентом Союза транспортников России) в правительство вносится предложение о создании Российской транспортной инспекции ‑ первого контрольно-надзорного органа при Министерстве транспорта России, призванного сформировать цивилизованный транспортный рынок и обеспечить безопасность для человека и окружающей среды.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1990 года № 378 проводится эксперимент по введению лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на автомобильном, железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.
В октябре‑декабре 1990 года на базе ТПО «Владимиравтотранс» министром транспорта РСФСР было проведено несколько организационных совещаний. В них приняли участие руководители девяти областей, транспортных предприятий, будущие начальники отделений Российской транспортной инспекции. Решение о проведении эксперимента приняли семь областей. В феврале 1991 года были назначены первые семь начальников областных отделений Российской транспортной инспекции ‑ главных транспортных инспекторов: Владимирской (В.Ф.Куприянов), Ивановской, Костромской, Московской, Нижегородской, Рязанской и Тульской областей.
Уже в июле 1991 года были выданы первые лицензии на право заниматься транспортной деятельностью, предпринимались меры по организации регулирования и контроля в транспортном комплексе. Главной проблемой в тот период стало отсутствие нормативно-правовой базы и санкций к нарушителям транспортного законодательства. Проблема также заключалась в том, что было не совсем понятно, как органично влить такую привычную для разных стран и принципиально новую для России структуру в уже действующую государственную систему, найти взаимодействие с другими федеральными и региональными контрольно-надзорными органами.
Необходимо отметить, что одними из главных задач, которые решала инспекция, явились оптимизация системы организации перевозок пассажиров и грузов, организация внутрипроизводственных систем работы с водителями и обеспечение поддержания транспорта в технически исправном состоянии, поскольку у индивидуальных предпринимателей, да и значительной части мелких владельцев автотранспорта эти системы полностью отсутствовали. Инспекция была проводником политики Минтранса России для всех субъектов, осуществляющих эксплуатацию автомобильного транспорта.
Эксперимент успешно завершился, и его опыт стал внедряться по всей территории РФ. Постановлением Правительства от 26 ноября 1991 года № 20 было утверждено Положение о Российской транспортной инспекции, главными задачами которой стали контроль за соблюдением транспортного законодательства, дорожной и экологической безопасности, лицензирование и инспектирование перевозочной деятельности, защита интересов потребителей, создание условий для нормального функционирования рынка транспортных услуг.
Значительный вклад в становление и развитие внес первый руководитель Российской транспортной инспекции Александр Максимович Лагутин. Под его руководством инспекция окончательно утвердилась как контрольно-надзорный орган в транспортно-дорожном комплексе России.
Управление государственного автодорожного надзора по Владимирской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта стало одним из инициаторов разработки нормативных документов, регламентирующих перевозки пассажиров во Владимирской области, основным документом стал Закон «Об организации услуг населению пассажирским автомобильным транспортом на территории Владимирской области» от 04.11.2000 г. № 78-ОЗ. Выходу в свет данного закона предшествовала большая и кропотливая работа в области организации пассажирских перевозок. В дальнейшем Управление принимало непосредственное участие в разработке нормативных актов по регулированию пассажирских перевозок, которые предусматривали порядок открытия маршрутов, проведение конкурсов, порядок проведения смотров-конкурсов. В свое время оно выступило инициатором по разработке и организации Положений о перевозке пассажиров легковыми автомобилями ‑ такси.
Практически во всех городах и районах области оказывалась методическая помощь по внедрению в жизнь положений об организации перевозок пассажиров, формированию цивилизованного рынка перевозок.
Сейчас, по прошествии 20 лет, можно сказать, что свою задачу по стабилизации деятельности на транспорте Российская транспортная инспекция выполнила и продолжает работать в этом направлении. Конечно, создание транспортной инспекции вначале воспринималось неоднозначно. В настоящее время в необходимости контрольно-надзорной деятельности на транспорте убеждать никого не надо. За 20 лет Управление государственного автодорожного надзора претерпело много реформ и преобразований, тем не менее сложился сплоченный коллектив, в котором сочетается опыт ветеранов и желание проявить себя молодых специалистов.
Большая работа проводится Управлением по обеспечению безопасных условий перевозки пассажиров. В тесном сотрудничестве с ГИБДД проводятся регулярные совещания с перевозчиками большинства районов области. По инициативе Управления вопросы обеспечения безопасности перевозки пассажиров постоянно рассматриваются на заседаниях областной, районных и городских комиссий по безопасности дорожного движения.
Между тем впереди еще масса работы. До сих пор российские перевозчики находятся в неравных условиях. К примеру, так называемые теневые перевозчики (особенно это касается грузового транспорта и такси) в силу своего специфичного положения оказываются в намного более выгодных условиях, особенно финансовых, чем крупные предприятия, соблюдающие все нормы транспортного законодательства. Отмена обязательного лицензирования перевозок существенно не изменила сложившееся положение вещей. И для того чтобы привести этот рынок в цивилизованный вид, необходимо взаимодействие всех уровней власти и надзорных органов. И автодорнадзор готов выступать в роли координатора.
Управление активно участвует в разработке и реализации «Программы повышения безопасности дорожного движения Владимирской области», под постоянным контролем специалистов Управления находятся перевозки школьников и детей, оказывается помощь руководителям учебных заведений. Разработаны методические материалы и памятки по безопасной организации перевозок детей на основе действующих нормативных документов.
Многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Коллектив Управления госавтодорнадзора по Владимирской области не успокаивается на достигнутом, с надеждой и оптимизмом смотрит в будущее.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад До 350 пациентов в день сможет принять новая детская поликлиника в Муроме
В ходе рабочей поездки губернатор Владимирской области Александр Авдеев 17 апреля посетил поликлинику районной детской больницы города Мурома. Строительство медучреждения длилось два года – с 2021-го по 2023-й, открытие…
час назад Во Владимирской области Ока продолжает разливаться и отрезать населенные пункты
Ситуация с половодьем обсуждалась 18 апреля на плановом заседании областной Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.