11 сентября 2010 в 00:22

Город Покров глазами краеведов

Фото: Аиша Уруджева
 Здесь приезжих узнают по произношению одного лишь слова ‑ «в Покрове» - с ударением на вторую гласную. А коренные жители выделяют последнюю гласной. Однако эта грань быстро стирается ‑ стоит новичку какое-то время пожить тут, как он перенимает у горожан вместе с манерой говорить и любовь к истории этого особенного городка.
Недавно в Покрове прошла конференция «Покровские краеведческие чтения‑2010». Темой чтений стала история города Покрова и Покровского уезда. Вторым вопросом было исследование родословия фамилии Барсковых, основавших в XVIII веке стекольное производство в Судогодском уезде и являющих собой целую эпоху в истории Владимирской губернии.

Солнечная религия, рассказанная кистью
Перед началом чтений в городской картинной галерее состоялось открытие выставки работ художника Валентина Барскова, представившего историю родного края великолепными пейзажами Мещеры, любовно вместившими в себя героев славянской мифологии. Одиноко на распутье дорог стоящий Боян; обряд поклонения на капище: люди застыли в смиренном поклоне, а над ними витают древние духи на фоне чернеющих в вечерней заре крон елей; сквозь размытые века смотрит на нас величественный бог Перун с решительным, но добрым лицом; свой вечный разговор ведут Упырь и Берегиня, которым внемлет вдруг ожившая лесная темень, ‑ фантазия, как и талант художника, безгранична. Как сказал Валентин Дмитриевич, площадь зала не позволила разместить все картины, посвященные славянской мифологии - одной из тем среди многочисленных работ мастера, более пятидесяти из которых пополнили фонды музея Рериха в Нью-Йорке ‑ щедрый подарок автора. Его полотна имеются в частных коллекциях многих стран.
- Это наша первая религия - солнечная религия славян, которая является частью нашей истории, - сказал на открытии выставки Валентин Барсков. - В моих планах после этих выставок написать книгу ‑ словарь славянской мифологии.

Каменные идолы
Одновременно с выставкой работ художника Валентина Барскова начала работу и фотовыставка, посвященная мегалитам ‑ большим камням, дошедшим до нас с доисторических времен с характерными следами той эпохи в виде наскальных рисунков и надписей. Автор работ ‑ Дмитрий Барсков.
- Каменная культура современной России изучена специалистами, но нигде не упомянута Мещера, место в самом сердце России, и я задался целью найти эти памятники древнейшей культуры, - объяснил причины своего увлечения Дмитрий Павлович. ‑ Сложилось даже содружество исследователей мещерского края, и нас начинают преследовать открытия. Мы ищем аномальную зону Шушмар, на которой, следуя легендам, был расположен саркофаг в виде каменной полусферы диаметром шесть метров. Нашли два уникальных объекта: один - большой мегалит с тремя острыми гранями. На необработанной стороне была зафиксирована голова лося ‑ рисунок, дошедший до нас тысячелетия спустя.
Второй неожиданностью археологических изысканий Мещеры стала находка на территории Тихоновского лесничества - открытие святилища. Четыре громадных валуна, поросших мхом, один из которых имеет рисунок в виде свастики ‑ символа плодородия. По утверждениям исследователей, есть еще мегалиты ‑ остатки древних капищ. Следы капищ обнаружены на территории Пятницкой церкви в Спас-Клепиках. Древнейшее капище находится на территории Егорьевского района.
На территории Свято-Покровского храма, где два года назад была открыта памятная доска в честь открытия Антониевой пустыни, положившей начало городу Покрову, тоже есть валуны славянского капища. Антониева пустынь появилась на месте поклонения древних славян.
- Камни - немые свидетели, но мы должны заставить их говорить и передать знания новым поколениям. Люди интересуются объектами национального парка «Мещера», за которым будущее экологического туризма, - уверен Дмитрий Барсков.
Совместной работой братьев Барсковых стало издание книги «Притяжение Мещеры», куда вошли созданные художником Барсковым образы языческих богов и богинь.

Покров, Киржач и Екатерина II
Гостей конференции, приехавших из Москвы, Владимира, Егорьевска, Рошали, Киржача, приветствовал мэр Покрова Вячеслав Рогов. Он отметил важность мероприятия, призванного сохранить и приумножить знания о родном крае и донести их до будущих поколений.
Авторы докладов, посвященных истории маленького уездного городка Покрова, основанного по указанию императрицы Екатерины II в 1778 году, проделав скрупулезную работу по сбору материалов, порадовали слушателей увлекательным экскурсом в дни расцвета христианства и основания новых храмов, показательно описали события смутного времени, рассказали о становлении промышленности в дореволюционном Покровском уезде, куда входили территории, ныне принадлежащие Московской области, и коснулись темы крушения империалистической России и последовавших вслед за этим событием изменений в жизни покровчан.
Одновременно с Покровом по указанию все той же императрицы Екатерины II возник город Киржач. Хотя основан он был задолго до появления великой императрицы преподобным Сергием Радонежским, заложившим здесь в 1358 году мужской монастырь, упраздненный, как и большинство монастырей, манифестом Екатерины от 1796 года. С 1796 года и до самой революции Киржач находился в составе Покровского уезда.

«…от Воладимера на Коломну»
Увлекательную историю взаимоотношений Покровского уезда и Егорьевского края поведал слушателям заведующий отделом истории Егорьевского историко-художественного музея Сергей Динер в материале «1608-й: как пан Лисовский от Воладимера на Коломну шел…».
Сергей Эдуардович назвал
Егорьевск «лоскутным краем», который в разное время вобрал в себя земли, тяготеющие и к Рязани, и к Москве, и к Владимиру. Город возник на месте древнего села Высоково. Первое письменное упоминание о нем относится к 1462 году. В ХVI веке через село Высоково проходят две важные торговые дороги Москва - Касимов и Коломна - Владимир, которая пролегает через покровские земли. В 1608 году на этой старой владимирской дороге у села Высоково встретились две яркие личности смутного времени. От Владимира пришел пан Лисовский, в то время его хорошо знали и боялись. А от Коломны шел будущий спаситель Отечества князь Дмитрий Пожарский. Здесь Пожарский одержал первую свою победу. Об этом событии пишет российский историограф Николай Карамзин в своем главном труде «История государства Российского». По признанию историков, это было единственно известное военное событие на егорьевской земле.
Одна из самых интересных и не до конца изученных страниц русской истории ‑ старообрядчество. Научный сотрудник московского музея истории и культуры старообрядчества Сергей Михайлов рассказал, что Покровский уезд, по сведениям 1893 года, был вторым, по численности старообрядцев по Владимирской губернии, уступая уезду Гороховецкому. В основном старообрядцы проживали на западе уезда в крае, который носил название патриаршего и насчитывал 16 селений. Две большие общины старообрядцев проживали и на территории деревни Липна Покровского уезда.

Взрывоопасное занятие
Большое значение в развитии военного искусства страны сыграл пороховой завод в поселке, после революции получившем название Рошаль в честь видного руководителя кронштадтских моряков Семена Рошаля. Поселок возник на территории Покровского уезда Владимирской губернии и только в 1925 году вошел в состав Орехово-Зуевского уезда. Пережив трагические события в жизни страны, завод просуществовал до 2006 года.

Последние дни перед закатом
События времен Сергия Радонежского, пережив столетия, в деталях дошли до наших дней. На фоне этого отрезка времени дореволюционная жизнь Покрова выглядит ярче, и воображению легче представить картины жизни предков. Тем не менее без кропотливого труда людей, которым небезразлична судьба родного края, белых пятен в истории было бы гораздо больше.
До революции 1917 года в городе было пять больших трактиров с дворами для ночевки проезжающих и помещениями для повозок и лошадей. До 1915 года существовала прогонная контора, на которой было до 60 лошадей, они обслуживали связь и перевозки пассажиров.
Дома, выстроенные 100-150 лет назад в Покрове, и сегодня служат людям, вызывая восхищение архитектурным стилем и решением. Культурная жизнь города определялась наличием двух гимназий ‑ мужской и женской, а также высшим начальным училищем и начальным училищем. Существовал также клуб, действовали три церкви, определяя нравственные приоритеты жителей. В Покров на сезонные работы на торфяных разработках приезжало до шестисот рабочих, в основном женщины из Рязанской области. А вокруг города были большие огороды, обеспечивавшие овощами жителей Орехова-Зуева.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
24 минуты назад Яндекс 360 запускает новые тарифы для бизнеса – с системой управления проектами Яндекс Трекер
Яндекс 360 представляет новую тарифную линейку: теперь, подключая Яндекс 360 для бизнеса, компания может получить доступ не только к сервисам цифровой среды для совместной работы — Почте, Диску, Телемосту и другим, — но…
27 минут назад Во Владимирском филиале «Т Плюс» стартовала акция «Мы с тобой одной крови»
Традиционная донорская акция «Мы с тобой одной крови» стартовала на Владимирской ТЭЦ-2. Каждые полгода сотрудники ПАО «Т Плюс» делятся своей кровью во Владимире и Иванове. Сегодня в акции приняли участие около 40 человек…