17 сентября 2010 в 02:39

Требования к учителям растут

А молодого пополнения в школах не хватает Во Владимире состоялась очередная встреча директора департамента образования Михаила Корешкова с населением. Послушать «главного учителя» области собрались педагоги и родители. В связи с постоянно происходящими реформами вопросов накопилось немало.  
Экономика в образовании
В современных условиях руководителям системы образования приходится быть экономистами, чтобы корректировать все изменения, в том числе связанные с происходящими демографическими процессами. Количество школьников уменьшается, особенно это ощутимо в сельской местности, где немало населенных пунктов, на которые приходится всего по 5 учеников. В результате оказываются пустующими школьные площади, а в некоторых случаях школы попросту разносят по кирпичику…
- В государстве произошло резкое разграничение полномочий, - подчеркнул Михаил Корешков. - Сегодня федеральные структуры отвечают только за образовательные стандарты, образовательную политику и программы. Субъекты ‑ за систему оплаты труда и региональные нормативы. А муниципалитеты, тратящие на образование такие разные суммы, должны работать над созданием эффективной инфраструктуры и сервиса в образовании, формированием базовых учреждений, способных стать резонансными точками прорыва и местом вложения финансовых и кадровых инвестиций.
Нерациональность расходов
В целом на систему образования области ежегодно выделяется около 6 млрд рублей, однако расходуются эти средства часто нерационально.
К примеру, перекосы наблюдаются при наборе в 10-й класс. В городе открывают классы по 10-15 человек, на селе - по 2-3 человека. Между тем расчет финансирования идет на классы-комплекты в 14 человек для сельской школы и в 25 человек ‑ для городской. А цена учебной подготовки одного ребенка для бюджета - более 30 тысяч рублей в год.
Средства, предназначенные на увеличение зарплаты учителям в связи с переходом на подушевое финансирование, по мнению М.Корешкова, также расходовались и продолжают расходоваться в некоторых школах нерационально. Не соблюдается соотношение 60х40, то есть большую часть работников в школе должны составлять учителя, а не административно-хозяйственный персонал. К примеру, в прошлом учебном году пришли с жалобой учителя одной из владимирских школ: мол, не видим никаких стимулирующих выплат, кроме того, отменяют доплату за классное руководство, кабинеты, проверку тетрадей. Выяснилось, что в школе с небольшим количеством учеников было семь завучей, диспетчер, секретарь. И все получали зарплату в два раза больше учительской.
Новое образование и новые инициативы
Образование должно быть новым. Что это значит? Школа обязана успевать за всеми изменениями, происходящими в обществе. Сегодня необходимо обучать детей «базовым компетенциям» - то есть помогать ориентироваться в море информации, развивая способность к непрерывному самообучению. Поэтому речь идет о модернизации школы, включающей несколько направлений. Среди них - введение новых стандартов образования, осваивать которые с начала этого учебного года в порядке эксперимента начали первоклассники.
Готовы ли к новшествам учителя? Это непростой вопрос. Многие с трудом осваивают информационные технологии или вообще ими не владеют, не знают даже, как работать с электронными досками.
Между тем появились уникальные компьютерные программы, например, по изучению предметов естественно-научного цикла. Очевидно, что интерес к предмету возрастет, если на уроке вместо традиционного чтения учебника или записи материала под диктовку ребенок получит возможность совершить виртуальное путешествие или поучаствовать в эксперименте, а значит, стать исследователем, первооткрывателем.
Престиж
профессии учителя
О повышении статуса учителя сегодня говорится на самом высоком уровне. Однако ситуация с кадрами усугубляется год от года. Сами педагоги говорят о том, что молодого пополнения в школах нет, и они обеспокоены, кто будет учить в будущем их детей и внуков. Каково положение в нашей области? Учителей не хватает. Вакансии не заполнены до конца даже в городах. Каждый пятый учитель ‑ пенсионного возраста. Область заявила об участии в президентской программе по поддержке молодых педагогов, подразумевающей в течение двух первых лет работы поддержку в виде 500 тысяч рублей ежегодно и создание других особых условий. Выпускникам вузов предложили шесть вакансий. Два места до сих пор остались свободными ‑ математика в кольчугинской школе и учителя английского языка в одной из школ Гусь-Хрустального.
Сегодня стартовые условия для всех учреждений ‑ обычных общеобразовательных школ, лицеев и гимназий ‑ одинаковы. Многие замечательно работают в обычных школах, и их ученики показывают высокие результаты.
Однако среди учителей, работающих в сельской местности, половина не имеет квалификационной категории выше 12-го разряда и не стремится повысить свой уровень. В результате качество образования, по словам М.Корешкова, резко «съехало». Изменить ситуацию должны помочь аккредитация учреждений, аттестация учителей и единый госэкзамен.
- ЕГЭ ‑ шаг к спасению, - убежден директор департамента образования. ‑ Так как оценивается прежде всего результат работы педагогов. ЕГЭ ‑ это независимый многоуровневый контроль. Около 200 выпускников не сдали экзамены в прошлом году, в этом году впервые наблюдалось сокращение набора в 10-е классы. Это означает, что ЕГЭ стал препятствием для поступления в вузы «халтурщиков».
Вопросы и ответы
Родители жалуются на школьную «оптимизацию» в виде переполненных классов, доказывают, что детям некомфортно учиться, когда в классах по 30 и более человек.
Учителя с родителями согласны: как с таким количеством учеников выполнять требования к современной школе и качеству образования? Особенно в части индивидуального подхода к обучению и составлению «индивидуальных образовательных маршрутов». А как же заниматься с одаренными детьми? Нормативы явно требуют пересмотра!
Во время встречи учителя указывали и на то, что часто до них не доходят стимулирующие выплаты. Кроме того, во многих школах вообще нет системы поощрения учителей за творческую работу, участие в конкурсах, достижения учеников ‑ не только в виде выплат, но и в виде благодарностей и грамот. Директор департамента пообещал разобраться и провести проверки.
- Нельзя ли решить вопрос по увеличению скорости Интернета в школах? ‑ спрашивали педагоги. ‑ Мы за услуги провайдеров платим большие деньги, а оптоволоконные технологии, повышающие скорость работы, у нас не внедряют.
- Будем заниматься этим вопросом, - ответил М.Корешков. ‑ Кроме того, распространять опыт ведения электронных дневников и журналов.
- Сегодня учитель получает 118 рублей в месяц на специальную литературу. Будет ли увеличение?
- Количество средств на эти цели со стороны области увеличиваться не будет. Это дополнительно взятое социальное обязательство. Однако в полномочиях муниципалитетов - рассмотреть вопрос о введении своих доплат учителям на приобретение учебно-методической литературы и подписку на специальную периодику.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
32 минуты назад В гусевских лесах прошла акция по учету и уничтожению кладок непарного шелкопряда
Во Владимирской области начался сезон противостояния резко расплодившемуся в прошлом году вредителю -  непарному шелкопряду. 18 апреля, на одном из участков Гусевского лесничества состоялась акция с целью учета и уничтож…
час назад Во Владимирской области узбек убил соотечественника в строящемся коттедже
Во Владимирской области заключен под стражу гражданин Узбекистана, 1993 года рождения, обвиняемый в убийстве знакомого в Киржачском районе. По предварительным данным, он проживал с соотечественником 1973 года рождения в…