18 сентября 2010 в 02:14

«Зачем нам спагетти, когда у нас есть свои сибирские пельмени?»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Вчера во Владимире стартовал уникальный театральный проект . Владимирский академический драматический театр инициировал проведение Всероссийского театрального форума «У Золотых ворот», на который съехались театры, ставшие со своими спектаклями победителями самых известных фестивалей (об этом - во вчерашнем номере «ВВ»).  
А открыл наш «фестиваль фестивалей» почетный гость - Государственный академический Малый театр России с постановкой бессмертного «Горя от ума» Грибоедова. И уже за один этот визит, не говоря обо всех 11 днях предстоящего театрального пиршества, владимирским театралам нужно поблагодарить наш театр во главе с его директором Борисом Гуниным. В спектакле Малого занята целая плеяда блистательных актеров - Людмила Полякова, Ольга Молочная, Глеб Подгородинский, Виктор Низовой и, конечно, Юрий Мефодьевич Соломин, художественный руководитель Малого театра, чьи высокие звания, награды и великолепно сыгранные роли в театре и кино можно перечислять очень долго. Примечательно, что все вышеназванные артисты приехали во Владимир.
...Вчера еще до спектакля Юрий Соломин, Людмила Полякова и заместитель художественного руководителя ГАМТа Валерий Подгородинский встретились с владимирскими журналистами, чтобы поговорить о современном театре и, конечно же, о начавшемся форуме «У Золотых ворот». Валерий Подгородинский сразу отдал должное организаторам:
- Ни один из провинциальных театров России еще не замахивался на то, на что Владимир замахнулся сегодня. Поднять такую махину! Не знаю, удалось ли, будем говорить об этом уже 26 сентября - по завершении фестиваля...
Юрий Соломин в свою очередь с любовью говорил о провинциальных театрах и объяснил причину участия в этом проекте Малого театра:
- Я люблю говорить «провинциальные театры» - это звучит очень исторически. Не периферия, а именно провинция. Провинциальные театры - это хорошо «оплодотворенная» земля. Поэтому мы в Малом театре очень хорошо относимся к таким вещам, всегда протягиваем руку - будь то фестиваль Николая Рыбакова, для которого Островский написал пьесу «Лес», или другие аналогичные фестивали... Есть возможность - мы помогаем. Иногда в ущерб себе. Вы же понимаете, что гастроли - это одно, а фестиваль - совсем другое.
В классике есть все!
Юрий Соломин:
- Русскому классическому театру сегодня нужна русская классическая литература. Возможно, и классическая западная... Но Фонвизин, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, все Толстые, Чехов, Грибоедов - на этой базе возник русский психологический театр, который пока еще знают и любят во всем мире. На основе этой драматургии родилась русская театральная школа. В классике есть все! Несколько лет назад, когда разбиралась история с Мавроди, все эти дела с банками, у нас в театре шел Золя - пьеса «Делец». Так вот - Мавроди читал Золя! Возьмите пьесу, прочитайте - точно, будто это был консультант Мавроди! Ведь откуда идет современность? Из жизни. Но лучше Гоголя никто пока не написал. Лучше Островского - нет драматургии. Все это современное - кондовое, с раздеванием, - это все совершенно другое. Почему Чехова знают все в мире? И обожают все - и черные, и белые, и в крапинку? Потому что у него там все, все болевые точки, которые гений знал и «нащупал». А поскольку он был первый, все остальные - за ним, в очередь, а это уже все не то. Это как... Как мы пытаемся Голливуд перепрыгнуть. Не получится! Мы сильны совсем в другом. И не надо подражать кому-то, надо развивать свое. Что интересно и нам, и Западу, и Востоку. Малый театр несколько раз был в Японии, они каждый раз просили - Чехова, Чехова, Чехова! Ну мы им - может, кого другого? Они - Толстого! То есть они просят это! Недавно одна японка - она училась в России - написала книгу о Толстом, очень интересно, книга переведена на несколько языков, а мы-то почему не пишем? Вот в этом и кроется наша современность, понимаете? Мы зачем-то пытаемся переплюнуть спагетти, а зачем? У нас есть свои сибирские пельмени. Только их надо готовить честно, и тогда уж их никто не переплюнет.
К современным интерпретациям классики всенародно любимый гость относится скептически:
- Вы думаете, нам это должно нравиться? Я вырос на классическом репертуаре, закончил школу в ХХ веке, изучал «Войну и мир» не по диагонали. Наше поколение здорово подготовили. Конечно, я понимаю, можно делать по-разному. Хорошо делать кульбиты, на качелях произносить монолог Гамлета... Но тогда цирк что будет делать? Ставить драматические произведения?
Людмила Полякова:
- Мы недавно выпустили «Ревизора», и Юрий Мефодьевич сказал потрясающую фразу - «вы поймите, что хотел сказать Гоголь! Не то, что «я хочу на основе Гоголя», а что именно он хотел сказать». Вот! Вот это отношение! Эта тема чиновничества сейчас настолько злободневна, современна. И важно понять, что хотел сказать автор. А эти авторы бессмертны. И как - когда какой-то человек с какими-то «мозгами с маленьким коридорчиком» начинает эти великие пьесы по- своему интерпретировать - так, что в итоге все в конце концов стоят голые. Ерунда! И я, увы, не знаю современных пьес. Я их не вижу. И не знаю образа, которым бы заболела. Порой приходится наполнять собой, извините за высокопарность - всем тем, что я на сегодняшний момент в своем возрасте со своим пониманием жизни как женщина накопила. Вкладываешь себя в этот материальчик, а потом говорят - да, ничего... Наверное, есть где-то хорошие авторы, но мне они пока не встретились.
Юрий Соломин:
- Хотя важные темы сейчас появляются: ненужность старика, ненужность профессионала... Это важные темы не только в искусстве.
Публика чувствует все!
Юрий Соломин:
- Нормальная публика все чувствует. А ненормальная сидит в буфете. Если серьезно - публика ведь тоже разная, давайте честно говорить. До определенного возраста - и потом... Но вот я резко относился к молодежи в зрительном зале... А лет восемь назад у нас шла пьеса Шиллера «Коварство и любовь». Ее вдруг поставили под Новый год, 30-го, я - «как можно?». Вошел - там молодежная аудитория. Я бился головой о стенку, чувствовал, что сейчас сорвут. Но - тишина. Я вошел тихонечко в зал и увидел совершенно другие лица, которые очень внимательно смотрели за происходившим и никак не реагировали. Закончился первый акт, начался второй... А в финале - гром аплодисментов, после чего я, как говорится, сменил ориентацию (смеется. - М.К.). Да, есть разная публика. Но если 20% знают, зачем они пришли в театр, то они перетягивают на свою сторону остальных - своим вниманием, интересом, своей реакцией, - как и артисты. Мы же тоже перетягиваем зрителя на свою сторону, но чтобы нам поверили, нужно отдаваться этой работе, отдавать нервную энергию, потеть, извините меня...
Людмила Полякова:
- Нас, Малый театр, всегда встречает удивительная публика, куда бы мы ни приехали. И люди часто говорят - слава богу, что театр еще сохранился, живет. Просто некое антрепризное начало - с его двумя занавесками, тремя стульями, тремя звездами и незамысловатой драматургией - все дискредитирует. А тут приезжает Малый театр - со СЛОВОМ!
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
20 минут назад В Федерации бокса Владимирской области подвели спортивные итоги 2023 года
28 марта во Владимире подвели итоги работы областной Федерации бокса. В мероприятии приняли участие первый заместитель губернатора Александр Ремига, председатель правления Федерации бокса региона Михаил Шашков, и.о. мин…
час назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…