25 сентября 2010 в 01:02

«Воспитание ‑ это, по сути, вопрос рождения ребенка»

Фото: Владимир ЧУЧАДЕЕВ
«ВВ» продолжают обсуждение аспектов возможного введения в стране системы ювенального правосудия. На этот раз в интервью «ВВ» свой взгляд на эту проблему высказал архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий.  
- Владыка, по-вашему, можно ли назвать самодостаточной нынешнюю российскую семью?
- Семья - это высокое понятие, это, по сути, малая церковь, где духовное дело жизни поставлено во главу угла. Ибо только духовность может полностью осчастливить ее. Как без фундамента не может быть дома, так и без внутренней устроенности семью таковой нельзя назвать. Ее крепит вера в Бога, а развивает - церковность, и лучшие плоды семьи ‑ в единстве и любви между собою. Духовность ‑ это делание добра, на что человек и призван. Веровать, любить того, Кто все содержит, и есть самое высокое и доброе дело, которое живет вечно.
- И как достичь единства и любви?
- Бог наделил каждого из нас силами, чтобы мы могли подняться над действительностью, могли быть подобными Ему. Поэтому все зависит от собранности, сознания каждого из нас, нашей разумности. Безумно искать смерти, разрушения, а разумно жить полезно и счастливо, мы ведь от человека многого ожидаем, а вот от животного ничего разумного нельзя потребовать. Перед человеком всегда стоит выбор, ему необходимо различать понятия «левое - правое», «черное - белое», «добро - зло». Как достичь этого? Это целый процесс. У нас - семейный тип образования, потом школьный, наверное, все это рассчитано, чтобы научить правильно в жизни поступать. Общественность тоже не должна оставаться в тени, чтобы не потерять человека, чтобы он жил с пользой и не наносил вреда. Например, я часто бываю в тюрьмах, слышу, что говорят и пишут заключенные, к нам приходит много писем. Многие из них до тюрьмы в Бога не верили, могли позволить себе растоптать, убить человека, если что-то складывалось не так, как они хотели. И только в заключении, как они говорят, осознают, что были неправы, осознают, что только эта сила сверху может остановить человека в его животных проявлениях.
Вера крепится, если человек ходит в храм, а развивает веру церковность. Христианство приобщает людей к высокому понятию бытия. Как сказано, «кто верит, тот не увидит смерти вовек». И даже несчастья ведут к счастью, потому что они вразумляют и научают человека, на ошибках учатся. Так что у Бога несчастье ‑ это в какой-то степени даже счастье, потому что люди не повторяют потом ошибок.
- В чем Вы видите причину столь массового детского сиротства, детской и подростковой преступности?
- Дети ‑ это плоды родителей, не столько спрос с меньших, сколько со взрослых, среди них преступность сверхвелика, о чем убедительно свидетельствуют места заключения. Бездуховность родителей порождает преступность детей, когда родитель пьет, бьет, курит, бросает ребенка, а дети потом беспризорные. Это чья вина? Не детей, а родителей, и дети тут - жертвы. Сдерживает человека во зле и грехе не что иное, как вера в Бога, страх перед Богом. Если мы знаем, что Бог зрит слова, мысли и дела, то человек себе не позволит сделать что-то черное, страшное. Так что святость человека - в страхе Божием, и, боясь, мы воздерживаемся от гнева, от зла и от преступления. Смысл Евангелия в том, чтобы жить не для себя, не свое самолюбие тешить, а для других людей, то есть, если обобщить, ‑ для всего мира. И свидетельство этому ‑ вся история Церкви, взять хотя бы жизнь Святого Серафима Саровского. Он не родился святым, а стал таким благодаря изучению истории церкви, благодаря своей дальнейшей церковности. Так что начинать надо не с детей, а с родителей. Мы также как можем стараемся содействовать исправлению ситуации. Во Владимиро-Суздальской епархии действует пять православных приютов, в каждом из них воспитывается по десять человек. Опеку над этими детьми нам передают органы образования. Хоть это не так уж и много, но мы стараемся действовать по силам и возможностям.
- Что нужно делать, чтобы у людей изменилось отношение к понятию «семья»? Что тут должна делать Церковь?
- Нельзя равнодушно смотреть на пожар, его надо тушить. Так и вопрос с воспитанием детей ‑ неотложно всем нужно в первую очередь держаться православной веры, она и внесет строй и красоту в наше земное бытие, если мы прислушаемся к Церкви и будем жить по совести. Нам, взрослым, нельзя отгораживаться от детей, дети ‑ не помеха, а радость бытия. В древности не ставили вопрос воспитания, как сейчас. Ни о каких правах ребенка не шла речь, а только о правах и нравах его родителей, и родителях в высоком нравственном смысле.
- Мы с Вами подошли к самому животрепещущему. В последнее время в свете темы ювенального правосудия много говорится о правах ребенка, это понятие ‑ неотъемлемая составляющая новой системы. Каково ваше отношение к ювенальной юстиции?
- Мы ведь совсем недавно столкнулись с ювенальной теорией и должен сказать, что она никак не отвечает нашей православной многовековой культуре и традициям. Мы никак не можем одобрить, что столь сильно культивируют права детей, это я говорю лично от себя и от всех сослуживцев епархии. Откуда «выкопаны» все эти понятия? Я считаю, что эта система - нечто наигранное, искусственное, нечто прозападное, что выбивает из-под ног все наши традиции. С правами взрослого человека все понятно. Но если в семье не будет перегибов, то и проблем не будет. Я вспоминаю одну семью, там был очень строгий отец, настолько, что от него все члены семьи буквально дрожали. Вот такое поведение ‑ точно перегиб, и тех, кто так или иначе перегибает в воспитании, немало. Но на такие случаи есть Церковь, в свете слова Божьего ей по силам эти недуги исправить. Есть священник, который поставлен, чтобы помочь нуждающимся, конечно, если люди веруют. То есть перегибов не будет, если родители будут сами воспитаны. Если же говорить о правах детей, то тут все гораздо сложнее, тут мы можем слишком далеко и не туда зайти.
- Многие называют деятельность органов опеки и попечительства «вторжением в дела семьи», особенно когда изымают детей из вполне благополучных семей, испытывающих временные финансовые трудности. При этом есть семьи, где детям действительно плохо ‑ родители там часто пьют, и вторжение туда органов опеки, надо полагать, оправданно. Как на это смотрит Церковь?
- Существование органов опеки и попечительства ‑ это вынужденные меры государства по защите детей от их последующей судьбы, может быть, самой печальной. Когда забирают ребенка из проблемной семьи, причина этого вопроса, несомненно, в родителях этих детей, совершенно теряющих облик человека как нравственного существа, знающего истину Божию. Мне немало приходилось слышать о таких случаях. Конечно, вторжение само по себе неоправданно, нельзя, чтобы оно переходило в какую-то крайность. Но, наверное, иного выхода, чем так, у органов опеки нет. Тут ведь речь идет о спасении детей. По отдельным случаям не стоит делать глобальных выводов, везде есть крайности, а где их нет? Нет семьи без урода.
Вот, к примеру, для чего человек венчается в церкви? Чтобы заручиться Божией помощью. Он понимает, что рассчитывает в браке на помощь Божию, чтобы сохранить любовь. Человек венчается, получает благословение, то есть принимает такую помощь, и выше этого брака уже нет ничего. Это я снова к вопросу о воспитании. Церковь всегда одернет человека, поставит его на место. А тут получается, что вторгается некая светская сторона, которая исключает религиозность, и в этом недостаток этой ювенальной системы, что она стоит только на светских, формальных правах. Родители получаются обезличенными. Но само воспитание тесно связано с нравственной, духовной, совестливой стороной. Насколько чиста совесть человека, настолько и дела его будут светлые, если не вечные. Важно и отношение к делам, то есть ответ на вопрос: «А для чего я все это делаю?». Если только для того, чтобы себя прославить из-за самолюбия и гордости, то такие дела ничего не значат. Но если я действую как воин, который проливает кровь за Отечество, и сам проливаю кровь за ближнего, то это замечательно. А это все религиозные понятия. Христос, чтобы спасти человека, умер за него и тем самым воскресил жизнь. Жить для ближних, для мира ‑ это и есть сущий смысл христианства и православия, это и есть подвиг. И таких героев мы много найдем, у нас лик святых очень многочисленный. Он как раз и доказывает, что жизнь ‑ это спасение ближнего, и если у того, кто с нами рядом, представления ложные, то его нужно спасать, так же как это делает врач, когда болезнь телесная. Нужно быть более внимательными к людям вокруг нас. Если бы мы спасали друг друга, то не было бы никаких катастроф. Но мы не спасаем, а лишь топчем, по разным признакам ‑ национальным, религиозным. Христианство же не делит людей по национальностям.
- В рамках обсуждения темы ювенальной юстиции много говорится о необходимости создания условий для дальнейшей социализации вчерашних осужденных подростков. На что здесь стоило бы сделать основной упор?
- Хороший вопрос. Мы все несем эту миссию ‑ спасать души, есть у нас отдельные храмы. Например, в Троицком храме во Владимире служит священник, зовут его отец Евгений Боровских. К нему много приходит людей, освободившихся из мест заключения, обращаются за советом и помощью, он помогает людям устраиваться в жизни. В свое время отец Евгений много лет трудился в тюремных учреждениях и знает об этой стороне жизни.
- Владыка, давайте подытожим, какой же должна быть система воспитания, чтобы проблема детской безнадзорности перестала быть актуальной?
- Воспитание ‑ это, по сути, вопрос рождения ребенка, что практически исчезло в наши дни, в чем вся и трагедия времени. Упущено религиозное воспитание - ребенку теперь нечего бояться и он поднимает руку на родителей. Но вера не ущемляет человека, а только поднимает нравы и освящает его, и смысл воспитания совершенно определенный ‑ знать пользу и цену любви, дарованной тебе, к тем, кто тебя растил, передал веру и показал в том пример. Слова ‑ словами, а ребенок, знаете ли, обладает такой внутренней способностью, что читает родителей насквозь. У ребенка душа чистая, и дети очень четко понимают, что у родителей искренне, а что - искусственно, если не лукаво. Поэтому родителям не только говорить о вере необходимо, но и примером для детей быть, своими поступками слова подтверждать. И очень хорошо, что сейчас в школах вводят курс «Основы религиозного воспитания», это приобщит к мысли о том, что над нами есть сила Божия, добрая, светлая. И от Бога нельзя укрыться, он видит сердца, и если будет такая вера, плохих поступков человек уже не совершит, человек с верой меняется. Слава Богу, что сейчас настрой на то, чтобы войти в это новое обучение, и уже есть опыт, появились хорошие книги. Мы очень заинтересованы, чтобы в школах были толковые учителя по этому предмету. В школах ведь все предметы есть, кроме того, который учит, что надо быть совестливым. О совести нет предмета. А ведь это понятие религии номер один. Ее никто не может отрицать, никто. Совесть ‑ это голос Божий, голос правды, который не даст тебе есть, спать. Этот голос у всех присутствует, только кто-то его заглушает, умерщвляет, и этот человек, считайте, труп. А с совестью ‑ это уже совершенно другой человек, светлый, про которого говорят, что у него все «по совести».
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
сегодня в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…