22 октября 2010 в 01:07

Новые возможности образования Вопреки ограниченным возможностям здоровья

Фото: Ирины ИГНАТОВОЙ.
В этом году в День знаний президент Дмитрий Медведев побывал в одной из школ Замоскворечья, оценив инклюзивный принцип образования. На очередном совете при президенте он заявил о том, что дети с инвалидностью должны обучаться среди сверстников и не чувствовать себя изолированными от общества.  
Вариативность образования
В нашей области создана система коррекции и развития особенных детей. 1107 ребят с ограниченными возможностями обучаются по общим и специальным программам. 870 ребят занимаются по программам коррекционных школ. В 20 территориях действуют медико-психолого-педагогические комиссии ‑ для того чтобы определить образовательную траекторию для каждого ребенка.
- У детей есть возможность вариативного получения образования, - говорит заместитель директора департамента образования Ольга Беляева. - Во Владимире, Коврове, Муроме, Вязниках открыты классы для учеников с нарушениями зрения и слуха. В 25 школах-интернатах по программам семи видов занимаются 2605 человек. В них учатся дети глухие и слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с глубокой умственной отсталостью. Открыты группы в детских садах и классы в школах для ребят с серьезными заболеваниями: аутизмом, ДЦП (детским церебральным параличом).
Регулярно специалисты медико-психолого-педагогической комиссии обследуют пациентов Кольчугинского дома-интерната, где находятся дети и молодые инвалиды с тяжелыми недугами. Из них двое зачислены для обучения в местную коррекционную школу-интернат, а 28 учатся в этой школе по системе домашнего обучения. 23 молодых инвалида смогли освоить программы профессиональной подготовки в ПУ № 11 и выучиться на столяра, маляра или швею. По подобным программам сегодня уже работают 9 учреждений системы начального профессионального образования.
Экзамены ребята с инвалидностью сдают в льготном режиме. Любопытен тот факт, что результаты ЕГЭ у этих ребят выше, чем в среднем по области.
Проект «Домашняя школа»
Сегодня в области из 1150 ребят, обучающихся на дому, 402 ‑ с инвалидностью. Для каждого из них разработана индивидуальная образовательная программа, определены допустимая нагрузка и форма аттестации.
С 2009 года в 40 регионах России стартовал национальный проект дистанционного образования детей-инвалидов «Домашняя школа». Более 12 млн рублей выделено на его поддержку в нашей области в прошлом году, 31 млн рублей ‑ в этом. Первыми начали проект муромляне, в этом учебном году он стал доступен для 34 школьников г. Владимира. Центр дистанционного образования открыт на базе ВИПКРО (Владимирского института повышения квалификации работников образования).
- Детям, которые не могут ходить в школу, открывается огромный удивительный мир, - говорит руководитель Центра дистанционного образования детей-инвалидов Виктория Полякова. - Система дистанционного образования позволяет обеспечить максимальный доступ к образовательным и информационным ресурсам, поможет получить качественное образование, расширит возможности для последующей профессиональной занятости и успешной социализации.
Для каждого ребенка, участника регионального проекта «Домашняя школа», уже закуплено и установлено самое лучшее компьютерное оборудование с высоким уровнем защиты. Особенно интересны лазерный планшет ‑ для черчения и рисования, конструктор «робототехника», оборудование для музыкального образования ‑ с его помощью можно получить звучание различных музыкальных инструментов, к примеру, органа или ударных. Для проекта используется передовое программное обеспечение, которого пока нет в общеобразовательных школах. К примеру, благодаря программам учитель сможет управлять рабочим столом ученика, делая исправления. Для общения будут использоваться «Скайп» и другие телевизионные системы и технологии удаленного доступа. Для участия в проекте дистанционного обучения отбирались дети с инвалидностью, которым рекомендовано домашнее обучение. В следующем году к нему подключат ребят и педагогов еще из 12 городов и районов области, а еще через год - изо всех оставшихся территорий. Планируется, что всего в проекте примут участие 360 детей и 182 учителя.
Обычный необычный урок
Побывать на самом настоящем уроке «домашней школы» удалось членам Координационного совета по делам пожилых людей и инвалидов при губернаторе области.
Учебная аудитория ВИПКРО, предназначенная для дистанционного обучения педагогов. На рабочем столе учителя русского языка и литературы владимирской школы № 11 Нины Яковлевна Кононенко ‑ компьютер с жидкокристаллическим экраном, сканер, наушники, микрофон, колонки, web-камера. Рабочее место ее ученика ‑ 8-классника Сергея ‑ оборудовано самой современной техникой и программным обеспечением. Он уже по привычке выходит на связь. Поинтересовавшись самочувствием ученика, подбодрив его, учитель продолжает работу над изучением «Слова о полку Игореве». Сергей неплохо анализирует значение авторских художественных выразительных средств в «Плаче Ярославны».
- И дети, и мы, учителя, занимаемся с удовольствием, - говорит Нина Яковлевна. ‑ В изучении литературы открываются новые возможности. Например, в распоряжении ребят ‑ целая медиатека. Можно посмотреть снятые по литературным произведениям мультфильмы или художественные фильмы. Это замечательно!
На связь по просьбе членов Координационного совета выходит мама Сергея и высказывает свое мнение о дистанционном обучении:
- Учиться стало очень интересно, и я вместе с сыном осваиваю новую технику. Если раньше изучение некоторых предметов, таких как информатика и химия, было невозможно, то теперь, пожалуйста, только учись! Есть даже электронная химическая лаборатория.
- Какие у вас есть проблемы или пожелания? ‑ поинтересовался вице-губернатор области Сергей Мартынов.
- Часто необходима бывает помощь психолога или социального педагога, хорошо было бы хотя бы иногда пообщаться с ними по «горячей линии».
Новые шаги и возможности
Директор Центра дистанционного образования детей-инвалидов Виктория Полякова вместе с другими специалистами рассказывают о возможностях обучения в рамках нового проекта. К примеру, если у ребенка нет рук, на голову ему устанавливают специальную «мышь», на лоб крепится сенсор, а с помощью ноги можно наводить курсор. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ‑ свои новинки. К примеру, если ребенок не может контролировать движения рук, то на компьютер надевают специальную накладку, благодаря которой на клавиши можно нажимать, не задевая соседних. Также подбирают специальный удобный джостик, к примеру, в виде шара или ручки. Предусмотрены для использования сенсорная клавиатура, роллеры, выносные кнопки. Для детей с частичной или полной потерей зрения появилось оборудование с использованием шрифта Брайля, речевым сопровождением.
Безусловно, проблем, связанных с образованием детей-инвалидов, немало. Не хватает учителей со специальной подготовкой, психологов, коррекционных педагогов, нет четкого взаимодействия службы МСЭ (медико-социальной экспертизы) с медико-психолого-педагогическими комиссиями. Есть некоторые вопросы по компьютерному оборудованию, например, не всех учеников и учителей удалось подключить к широкополосному Интернету. Однако все решаемо. Самый главный результат очевиден: у детей с инвалидностью появились возможности для дальнейшего обучения, трудоустройства и созидания. Это реальные шаги к интеграции таких ребят в общество.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.
сегодня в 10:40 Владимирцам рассказали о последних изменениях в социальной сфере
На вопросы корреспондента газеты «Владимирские ведомости» отвечает управляющий Отделением Фонда пенсионного и социального страхования России по Владимирской области Антон Курбаков.