28 октября 2010 в 00:32

Служитель русской словесности

Фото: Юрия МОРОЗОВА
Заслуженный учитель России из средней школы № 10 Мурома Галина Васильевна Китаева ‑ педагог уважаемый и авторитетный не только среди учеников и педагогов, но и в кругу самых знаменитых писателей России ХХ века…  
В активной позиции при отстаивании добра и привитии детям высоких моральных и нравственных качеств Галина Васильевна Китаева видит основу возрождения великой и счастливой державы под именем Россия.
‑ Для меня принципиально важно, чтобы мой ученик делал добро не в расчете на похвалу или награду, а из чувства потребности в добре. А для этого надо создать в классе особую духовную атмосферу. Заставить детей сопереживать. Как сказал Б.Пастернак, детей надо научить «жить, думать, чувствовать, совершать открытия». Все это о духовности. Именно она и есть та животворная сила, которая спасет человечество.
И совсем не случайно, вопреки веяниям времени Г.В.Китаева обратилась к творчеству одного из последних «китов» российской словесности второй половины ХХ века Петра Лукича Проскурина. Она разработала программу изучения повести писателя «Азъ воздам, Господи!». По ее мнению, писатель очень точно отобразил нравственную атмосферу России времен перестройки. Он не побоялся сказать правду. Его мысли, словно по невидимому телеграфу, передались ей. И Галина Васильевна решилась на невиданный шаг. Она узнала, что известнейший писатель является членом редколлегии журнала «Роман-газета». И написала ему письмо, почти не надеясь на ответ.
А вскоре из Москвы в Муром пришел ответ. Петр Проскурин обращался к незнакомой учительнице, как к близкому и дорогому человеку, которого знает много-много лет:
«Дорогая Галина Васильевна!
Получил Ваше письмо с большим опозданием, где-то оно застряло, но теперь оно у меня, - спасибо. Недавно я прочитал его на вечере «Роман-газеты». И оно как бы окрасило весь вечер; сейчас все понимают, все, и друзья России, и ее враги, что будущее и России и русского народа зависит от новых поколений, от нынешних Ваших учеников. И поэтому именно сейчас разгорелась ожесточенная непримиримая война за их души. В бой брошены огромные силы и средства, и порой начинает казаться, что еще мгновенье и все будет кончено. Силы зла и тьмы затопят Россию навсегда. Но душа человека, в том числе и русского, я бы подчеркнул, особенно русского, обустраивалась изначально, и в ней всегда присутствует высший промысел. И нынешним темным силам погубить ее совсем не дано. В самом русском слове, в русской литературе заложены целительные силы самовоскрешения во времени. Вспомните Пушкина, Тютчева, Есенина, Блока ‑ приход гения всякий раз не только укрепляет, окормляет и возвышает душу народа, но и становится еще одной необоримой твердыней духа своего народа на его пути к свету и разуму, к творчеству богатого промысла в себе.
И эти крепости вечны; они защищают не только пути и достижения прошлого своего народа в грядущих битвах, это есть и вечно живая, развивающаяся народная, творческая личность, постоянно отторгающая от народных святынь все чуждое и враждебное.
Отрадно, дорогая Галина Васильевна, что и вы, учитель из Мурома, из русской глубинки, чувствуете все это и открыто боретесь со злом, нахлынувшим на Россию на самом важном, стратегическом направлении ‑ формировании мировоззрения новых и новых поколений русского народа. Все прекрасно поняли и выдали в разработках своих уроков по повести «Азъ воздам, Господи!» самое главное: каким войдет в жизнь следующее поколение, разрушителем или созидателем. Разработка Ваших уроков мне представляется весьма глубокой и обращена именно к нравственной стороне личности человека, чего так не хватает в наше жестокое и подлое время.
Сердечно Ваш П.Проскурин».
Это была очень трогательная переписка между рядовым учителем и одним из столпов русской словесности. Она продолжалась до 2003 года. Петр Лукич Проскурин прислал на имя Галины Васильевны Китаевой почти два десятка своих произведений с автографами и пожеланиями. Все они бережно хранятся в семье Китаевых.
Надо иметь большой талант, чтобы зажечь 25 учеников класса выяснением истины. На уроках Галины Васильевны идет постепенная кропотливая и созидательная работа по созданию личности. Дети с чтением открывают для себя нечто большее, чем содержание рассказа, повести, романа. Они учатся понимать чужую боль и сопереживать ей. Они постигают тонкие нравственные отличия добра от зла, ненависти от любви, лжи от правды, искренности от лицемерия.
Учительница не старается сразу же дать герою абсолютную характеристику. Если герой отрицательный, то она вместе со школьниками ищет в нем и что-то хорошее, что способно вывести его на добрые дела. Анализирует причины характера, которые довели его до такой жизни. Пытается донести до понимания школьниками глубинной сущности героя.
И не потому ли о ней так тепло и с глубочайшим уважением говорят выпускники?
‑ Галина Васильевна с первых уроков показалась интереснейшим человеком. Мы видели, что она безгранично любит русскую литературу. Каждый ее урок не похож на предыдущий. Она наполняла уроки литературы какой-то сказочной атмосферой. Каким-то образом вовлекала нас в сопереживание судьбам литературных героев. Нам хотелось не просто пробежать глазами и запомнить сюжет произведения. Нет, мы жаждали большего. Старались понять поступки героев. Радовались и сопереживали вместе с ними. Мы ставили сценки, пытаясь перевоплотиться в героев, - говорит Елена Овчинникова, которая после школу поступила на филфак педуниверситета.
Однажды Г.В.Китаеву кто-то спровоцировал неожиданным вопросом: «А нужно ли вообще изучать литературу? Она, как шаловливая и непостоянная девчонка. Пришла новая власть и тут же требует, чтобы вся прежняя литература была переосмыслена или выброшена на свалку истории».
‑ Сегодня ориентиры меняются. Многие писатели и поэты советского периода исключены из программы обучения. Нам предлагают заменить их современными авторами. Но произведения большинства из последних полны бездуховности и равнодушия. Это несвойственно отечественной литературе. Поэтому я убеждена, что необходимо оставить в программе изучение классиков как старых, так и современных. Их творчество для нашего времени, как крохотный оазис в мире. Оно способно повлиять на еще не изуродованное мировоззрение детей в царстве бездушия и цинизма, которые окружают еще незрелые души наших учеников, - считает Галина Васильевна.
Ровно 40 лет заслуженный учитель России Г.В.Китаева учит детей в школе. Она видит в своей профессии призвание, дарованное ей свыше. И все эти годы наполнены добротой и любовью.
Есть в ее семейном архиве и множество писем от еще одного столпа русской литературы ХХ века, академика, члена исполкома Международного сообщества писательских Союзов, Героя Социалистического труда, лауреата самых престижных отечественных премий Юрия Васильевича Бондарева. Их переписка началась не случайно.
В течение пятнадцати лет Галина Васильевна возглавляла методическое объединение учителей русского языка и литературы округа Муром. Последние несколько лет руководила творческой группой учителей-предметников по проблеме «Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы ‑ один из аспектов духовного развития личности школьников». В нем - 20 учителей со всех школ города. При их активном участии были наработаны дидактические материалы. Все они вошли в объемные журналы ‑ сборники по творчеству современных писателей. Один из них посвящен Ю.В.Бондареву «Исповедь памяти, совести и правды». Аналогов подобному рукотворному журналу в России не существует. Писатель получил этот том в подарок от учителей Мурома. И вскоре Г.В.Китаевой от Юрия Бондарева пришло письмо, полное благодарности. Великий современный писатель в полной мере оценил вклад учителей города и Галины Васильевны в частности:
«Дорогая Галина Васильевна!
…Слава Богу, такие поборники культуры, как вы, вселяют надежду своей верой в молодежь, от которой зависит наше будущее. Вы прекрасно охарактеризовали современную молодежь, без которой нет будущего у России. Полностью согласен с Вами, ибо больше всего меня интересует сейчас поколение юное, то есть та пора, в которую мое поколение было глубоко патриотично и добродетельно. Встречаясь с молодежью, я ищу в их лицах то, свое время, черты довоенного поколения ‑ и не так часто нахожу. Но все-таки с радостью встречаю проблеск веры и надежды.
Ваш доклад, Ваш сборник принесли мне чувство радостного удовлетворения, даже восхищения Вашей любовью и преданностью литературе, культуре русской…
Ваш Юрий Бондарев».
Нельзя обойти вниманием еще одного крупнейшего писателя современности, которого связывают тесные духовные узы с личностью учительницы Г.В.Китаевой. А началось все с того, что ныне учителя литературы, как ни странно, но прозябают в условиях методического вакуума.
‑ Цель нашей творческой группы учителей литературы - поиск произведений авторов, которые несут в них высокие моральные принципы и нравственные качества. Произведения есть, а вот добротной критической литературы нет. Но ведь и мы не лыком шиты. Занялись анализом сами. В результате родился сборник дидактического материала «Живи и помни». Он посвящен творчеству замечательного писателя В.Г.Распутина. Этот писатель очень глубоко затронул проблемы воспитания преданности, совестливости, милосердия и мудрости, которые сегодня исчезают на наших глазах. Сборник мы послали в подарок В.Г.Распутину. И писатель не остался равнодушным к нашему труду. Он прислал несколько писем, каждое из которых стало для меня бесценной реликвией. Вот выдержки одного из них:
«Дорогая Галина Васильевна!
Уроки ваши по моим повестям и рассказам составлены с удивительной точностью и глубиной, с какой-то особой духовной точностью, деликатностью и даже красотой. Да, и с красотой; красота вопроса в том, что он пленяет, как всякая красота, и на него отвечаешь с удовольствием, с чувством. Вот почему хороши и ответы учеников, на серьезные и глубинные вопросы они пытаются отвечать тем же и довольно успешно. … Если даже половина ваших учеников спасется, если даже треть и четверть вынесут из школы ваши уроки ‑ и то хорошо. И то, как говорится, давай сюда. В советское время была практика поддерживать «метод» какого-то нового и обнадеживающего обучения (чаще всего искуственного) ‑ вот и ваш бы «метод» на всю Россию! Этого сейчас и ожидать нельзя. В нынешних «образовательных» условиях это почти «партизанская» работа. Но и она вселяет надежду.
Низко кланяюсь и Вам, Галина Васильевна, и всем-всем Вашим соратникам и помощникам.
Ваш В. Распутин».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:00 Один человек погиб и трое пострадали в аварии на трассе под Судогдой
В субботу, 20 апреля, на 47 километре трассы «Владимир - Муром» (в районе Судогды) произошло лобовое столкновение автомобиля «ВАЗ-2115» и автофургона «Мерседес Атего». В аварии погиб водитель отечественной легковушки.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…