29 декабря 2010 в 01:13

Фердинандо. Взгляд Романа Виктюка

Фото: В.ЧУЧАДЕЕВА.
Владимирцы стали свидетелями довольно экстравагантного действа по мотивам итальянской пьесы Аннибале Руччелло Он молод, красив и горяч. Но, увы, сирота. Правда, ненадолго. Вокруг столько одиноких, пылающих страстью женщин, и не только их. Фердинандо вызывает чувства даже у сильной половины человечества. А иначе он не был бы, вероятно, одним из любимых героев Романа Виктюка. 
К творчеству этого режиссера можно относиться по-разному. Кто-то превозносит мастера, вспоминая одну из сильнейших его постановок «Служанки», другие не разделяют подобного фанатизма, считая, что полуобнаженными телами на сцене сейчас мало кого удивишь.
Тут дело даже не столько в отсутствии костюма. А в том, к месту и ко времени ли подобная нагота. Согласитесь, что искушать современного свободолюбивого зрителя обнаженным телом не так-то просто. Но Виктюку, похоже, это удается гораздо лучше других. Он делает это осмысленно и тонко.
Дьявольское искушение - да, именно оно «пронизывает» спектакль насквозь. Ему поддаются баронесса Клотильда, старая дева донья Джезуальда и даже священник дон Кателлино. Все эти персонажи словно движутся по кругу, причем друг за другом. Как в жизни, так непосредственно и на сцене, то и дело переставляя стулья за собой. А в центре круга - он, красивый юноша Фердинандо, жестокий искуситель. Каждый из влюбленных в эту «икону» людей называет его своим ангелочком. И даже в финале постановки, когда Фердинандо признается, что носит вымышленное имя, дабы ограбить баронессу, та не перестает поклоняться ему, отдавая все, что имеет.
Кажется, Виктюк отдает все лавры любви и красоте, которая побеждает воровство, чувство долга, зло, преступление. Побеждает легко и непринужденно. Режиссер даже ни капли не осуждает своего героя в том. Он так же, как и все, искушен. Даже священник, знающий о всех смертных грехах, ежедневно читающий молитву, преступает все грани разумного. Присутствие в постановке именно этого образа в некоторой степени роднит ее с притчей. Но с такой, что принято рассказывать вполголоса. Благодаря же сценическому воплощению в театре Романа Виктюка - притчей, что постепенно замирает у всех на устах.
Тут играют свою роль абсолютно все предметы интерьера: стулья, искусственные розы с шипами, высокая металлическая лестница и решетка, инвалидное кресло и даже металлические крылья ангела. Не хватало в декорациях, пожалуй, лишь одного - железного занавеса, который все же неслышно, но упал в самом конце действа.
В том, что нет ни одной лишней детали, - спору нет. А вот относительно сюжета и затронутых тем поспорить можно. Тут нет единого взгляда. Признать можно то, что взгляд Романа Виктюка имеет место.
И никто не сможет повторить его почерк. Хотя кто знает, поставь эту пьесу другой режиссер, каким бы предстал перед нами Фердинандо...


^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:46 Из Гусь-Хрустального в зону СВО доставлен очередной груз помощи нашим бойцам
Администрация города Гусь-Хрустальный отчиталась о доставке в зону Специальной военной операции очередного конвоя с помощью нашим бойцам. Груз сформирован силами местных предприятий, предпринимателей и неравнодушных граж…
вчера в 17:46 В Гороховце супруга погибшего в канализации рабочего отсудила у предприятия 600 тыс рублей
Объединенная пресс-служба судов Владимирской области сообщает о выигранном местной гражданкой суде. Женщина - вдова рабочего МУП «Гороховецкий водоканал», погибшего при несчастном случае на производстве 2 августа 2023 го…