20 января 2011 в 01:24

Открытие, которое мы потеряли?

В канун нового 2011 года в стране очень негромко был отмечен полувековой юбилей очень важного события - создания советскими физиками первого лазера. Это произошло в 1961 году, а тремя годами позже «за фундаментальную работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию лазера», научные сотрудники ФИАН (Физический институт Академии наук) Александр Прохоров и Николай Басов вместе с американским физиком Чарльзом Таунсом были отмечены Нобелевской премией.  
Открытие лазера означало наступление новой эры сразу во многих отраслях науки и техники, своего рода технологическую революцию. Об этом с гордостью говорил академик Басов нам, посетителям технической выставки ФИАН, которую он привез в заполярный Северодвинск тридцать лет назад. Достаточно редкий случай, когда сам автор активно пропагандировал свое открытие обычным людям. Тогда же мы узнали веселую историю о «нечаянном» открытии искусственного алмаза, названного по имени института фианитом, который сейчас знаком каждой женщине. Это были отходы при проведении опытов по выращиванию искусственных рубинов для лазера, на которые поначалу не обращали внимания. Право на существование кристаллам ученые дали, когда выяснили, что от природного алмаза фианит по твердости отличается лишь в третьем знаке после запятой...

Мы были
первыми!
Открытие лазера было в те годы примерно такой же гордостью, как и успехи в космосе - мы были первыми! Горизонты его применения казались безграничными, а наша страна могла стать ведущим производителем лазерной техники для множества отраслей - от медицины до космонавтики. Вот она, инновация, не только обеспечившая бы нам технологический рывок на внешний рынок, но и значительно улучшившая качество жизни и условия труда людей. Однако спустя полвека после этой научной победы впору писать историю бездарного использования плодов ее.
Такую историю мог бы написать профессор ВлГУ Василий Иванович Югов - доктор технических наук, академик Лазерной академии наук РФ, член Коллегии национальных экспертов стран СНГ по лазерам и лазерным технологиям. Это он был в числе конструкторов-разработчиков первого мощного технологического лазерного комплекса для резки и сварки броневых сталей в нашей стране, и почти сорок лет жизни посвятил продвижению в промышленность лазерной техники и технологий. На его счету немало запатентованных разработок, девять осуществленных проектов, связанных с лазерной техникой. «В железе», - заметил Василий Иванович, то есть реализованных в металле. Последний лазерный комплекс, кстати, единственный такого рода в стране, создан под его руководством во Владимирском госуниверситете. Туда он был приглашен в 1994 году из ОКБ «Радуга», где возглавлял одно из ведущих подразделений. Но гораздо больше в его списке нереализованных и перхваченных зарубежными конкурентами разработок, которые могли бы служить стране, но оказались почему-то вне интересов ее руководства. Вспоминая о создании в 70-х годах на базе одного из уральских научно-исследовательских институтов самого мощного в то время лазерного технокомплекса, Василий Иванович сказал:
- За короткий срок был выполнен огромный объем сложнейших работ и создана сильная по тем временам материальная база для исследований и отработки технологических процессов лазерной резки, сварки, наплавки и поверхностного термоупрочнения широкой номенклатуры материалов и деталей.
По его мнению, это стало возможным, потому что над проектом работали лучшие специалисты и ученые, которых активно поддерживало государство в лице профильных министерств. Понятно, что в первую очередь применением лазера интересовалась «оборонка». И в какой-то степени этот факт сослужил открытию физиков плохую службу, потому что реформы ударили прежде всего по военным отраслям, а до широкого гражданского применения лазера дело у нас так и не дошло.

За державу
обидно
Сегодня голова идет кругом от одной мысли, что могло бы быть со всеми нами, если бы во время перестройки плоды этого открытия не «выплеснули с водой». Могли бы, например, самостоятельно утилизировать подводные лодки - к этому времени у того же Югова уже был готов в чертежах проект ПАЛаР (передвижного автономного лазер-робота), легкого в управлении и безопасного для здоровья людей комплекса для разделки списанных судовых корпусов и других крупных объектов. Но сотни выведенных из эксплуатации подлодок с атомными реакторами сначала бессмысленно долго стояли на приколе, хотя на содержание каждой из них в год требовалось по 8 миллиардов рублей в ценах того времени. А потом США потребовали их утилизации и даже дали денег - но только на то, чтобы рабочие ручной газорезкой, дыша ядовитыми испарениями, вырезали рубки и реакторы. Много кораблей было продано за бесценок за границу просто как металлолом.
В то время как другие страны успешно развивали лазерные технологии в промышленности и медицине, российские ученые стучались в чиновничьи двери, пытаясь привлечь внимание государства к нашему последовательному отставанию от научно-технического прогресса. Да еще подсчитывали потери от оттока научных кадров: даже сын Николая Басова, который успешно продолжил в науке дело отца, умершего в 2001 году, вынужден был уехать на работу за границу - в России перспектив для него не было. И такой нюанс: в разделе «Лазер» Википедии (энциклопедии Интернета) имена Басова и Прохорова в числе открывателей этого направления в физике не упомянуты, а на одной из последних международных научных конференций по лазеру основными языками докладов были определены только английский и испанский.
Список начатых и не доведенных до конца лазерных проектов, составленный профессором Юговым, словно мартиролог, то и дело пополнялся новыми утратами.
- Кому это было нужно - загубить лазерный центр в Радужном? Уникальное предприятие с мощными испытательными подразделениями-площадками, развитой инфраструктурой, отличным опытным оборудованием, с сильными конструкторской и технологической службами, благоустроенным городком с развитыми системами связи и транспорта! И дожили: Китай, который двадцать лет назад ничего не имел и занимался культурной революцией, сегодня производит 7 процентов мирового объема лазерной техники. Мы, открывшие лазер, имеем лишь 0,8 процента и покупаем сегодня за границей высокоточные лазерные станки. Что это?

Не благодаря,
а вопреки
Нет, открытого противодействия ученым не оказывали. Мало того, начиная с 1995 года депутаты Госдумы горячо поддерживали, принимали заявления, давали поручения правительству, присылая их копии тому же Югову. Думалось, вот-вот случится, поймут же наконец пользу этого замечательного изобретения, которое может поднять на другой уровень все народное хозяйство. К тому времени сам Василий Иванович разработал и довел до промышленного применения метод лазерного термоупрочнения металла, предложив сначала стекольным предприятиям в несколько раз продлевать срок эксплуатации дорогостоящих металлических форм для стеклотары, а затем и железной дороге - продлевать жизнь ходовой части вагонов. В этой разработке лазер как бы закаляет поверхность металла, меняя структуру его поверхности: сначала раскаляя, а затем резко охлаждая. Продукция кораблестроения, авиации и автопрома, дорожная и сельскохозяйственная техника с применением этой технологии будут иметь другие качественные характеристики и в разы больший срок эксплуатации. Производство лазерных комплексов могло бы стать самостоятельной отраслью станко­строения, а мы на внешний рынок продавали не только нефть и газ, а продукцию собственного научного открытия.
И она уже есть! В разных регионах подобные профессору Югову специалисты собирают приборы практически «на коленке», учат студентов и не дают тем самым совсем загубить прекрасную идею. Сам профессор Югов, несмотря на бюрократические припоны, упрямо, как одержимый, и сейчас «пробивает» несколько своих проектов.

Еще одна
попытка?
В распоряжении нашей газеты в конце прошлого года оказалось заявление депутата Государственной Думы Михаила Ненашева, который выступил на пленарном заседании обеих палат Федерального Собрания сразу после озвученного там заявления Госдумы по поводу 50-летия создания лазера. Его не удовлетворили прозвучавшие по такому случаю обычные слова о значимости открытия, необходимости развития данного направления науки и техники и так далее. Депутат Ненашев, бывший военный моряк, возглавляющий Общероссийское движение поддержки флота и не понаслышке знающий его проблемы, предложил ряд конкретных инициатив. В частности, уже в 2011 году провести по этому вопросу парламентские слушания с участием представителей российской науки, соответствующих министерств и ведомств и (внимание!) «принять государственную программу развития лазерной техники и технологии - аналогичной разработкам в сфере отечественных нанотехнологий». Депутаты, как обычно, одобрили его предложения.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
29 минут назад Во Владимире открылась обновленная экспозиция музея МЧС
25 апреля, в преддверии Дня пожарной охраны Российской Федерации, который ежегодно отмечается 30 апреля, состоялась презентация обновленной экспозиции музея Главного управления МЧС России по Владимирской области. На меро…
час назад В Вязниковском районе по решению суда ликвидирована религиозная организация
Владимирский областной суд принял решение о ликвидации религиозной организации Церковь Евангельских Христиан-Баптистов города Вязники и Вязниковского района. Её также исключили из Единого государственного реестра юридиче…