2 марта 2011 в 01:11

«Помогай, Татьяна Ивановна!»

Татьяна Ивановна Сухарникова родилась в местечке Поганьковская стража Меленковского района. Так назывался лесной кордон, где работал ее отец. Жила семья в сторожке, окруженной с трех сторон густыми лесами да торфяными болотами. А с четвертой стороны было озеро, в изумительно чистых водах которого водилось много рыбы, огромными «полянами» росли лилии и кувшинки.  


После школы Татьяна Сухарникова окончила лесной техникум и вернулась на родину. Вышла замуж и переехала на постоянное жительство в поселок Соколье, где располагалось Меленковское торфяное предприятие. Там и устроилась работать. Была бригадиром, мастером. Она сумела грамотно организовать работу коллектива. Скоро он стал лучшим в торфопредприятии. И ее повысили в должности. В своей карьере она дошла до начальника производств.
‑ Мы жили в 80-е годы почти как в коммунистическом обществе. Поселок большой. Но все знали друг друга в лицо. Двери домов у нас никогда не запирались на замки, а воровства никакого не было. В поселке - два магазина, школа, Дом культуры, детский садик, фельдшерско-акушерский пункт, узел связи. Завод помогал людям техникой. Гарантировал социальный пакет, вплоть до лечения в санаториях. Многие держали коров и коз, а птица была почти в каждом дворе.
Но с середины 90-х торф стал почему-то никому не нужен. И в 2001 году, после нескольких лет борьбы за выживание, нас все же обанкротили. И люди остались один на один со своими проблемами. Затем закрыли школу, детский садик и клуб. Народ понял, что будущего у Соколья нет. Молодые родители один за другим покидали поселок, думая о будущем своих детей. Из четырехсот жителей к 2000 году осталось лишь сто человек, половина из которых ‑ пенсионеры. Большинство стариков либо больны, либо находятся уже в таком возрасте, что с трудом могут обслужить самих себя. Во всем поселке, стыдно сказать, всего двое ребятишек школьного возраста…
Самая близкая власть находится чуть ли не в десятке километров от поселка в деревне Данилово, а Меленки и того дальше. Ездит в Соколье по средам и воскресеньям «Газель». А если нужно в другой день недели жителям по разным делам выехать в те же Меленки, то народ кооперируется и вызывает такси. Водители - ребята ушлые. Своего не упустят. По 120 рублей берут в одну сторону с пассажира, хотя ехать-то всего лишь 12 верст до райцентра. И за столько же обратно довезут. Вот и живет Соколье, как отрезанный от цивилизации ломоть.
‑ Людям тяжело стало жить без помощи. Вот и идут ко мне. Одним помочь документы оформить, другим - справку привезти, третьим - выписать дрова по льготной цене и оформить субсидию на жилье. А когда кто-то умирает, то обычно просят меня похлопотать об отпевании или заказать в ближней столовой поминки. А мне привычно. Я с молодых лет активисткой была. Отвечала за работу «Комсомольского прожектора». Руководила народным контролем на заводе. Несколько раз меня избирали народным депутатом. Скучать никогда времени не оставалось. Но успевала и по хозяйству все делать. Даже одно время две коровы держали, - вспоминает былые годы староста.
Зная отзывчивость Татьяны Ивановны и одновременно настойчивость при защите интересов общества, 12 лет назад избрали ее земляки старостой. С тех пор и несет она на своих плечах столько забот, что не всякий молодой и крепкий мужчина выдержит. Ее предшественник лишь два года продержался, а потом напрочь отказался от этой хлопотной должности. А ведь до этого торфяным заводом руководил!
Но Сухарникова тащит тяжеленный воз и не унывает. Характер такой. Не делит она свою жизнь на личную и общественную. Помогать людям ‑ святое дело для нее.
В поселке еще несколько десятилетий назад завод построил водопровод. Хорошее дело - иметь воду в собственной квартире. Раньше дома находились на балансе торфопредприятия. Оно следило за состоянием жилого сектора, инженерными сооружениями. А после банкротства некому стало следить. И ржавые трубы, словно сговорившись, начали давать течи. Только в одном месте хомут поставят, как тут же в другом прорвет. И так все два последних года. Люди ‑ к Сухарниковой:
‑ Помогай, Татьяна Ивановна, на тебя вся надежда. Сама видишь, скоро вся наша улица в сплошной водоем превратится.
Полтора года она регулярно ездила на свои деньги в поселковую администрацию в Данилово к главе сельского поселения Любови Михайловне Никулиной. Та понимала все. Но где отыскать десятки тысяч рублей на замену труб, которых в нищей казне просто не было. И все же в нынешнем году дело сдвинулось с мертвой точки. Удалось заменить водопровод на улице Лесной.
‑ Очень переживает за своих односельчан Татьяна Ивановна. Так и не научилась она смотреть на людскую боль равнодушными глазами и с холодным сердцем. Воспринимает ее, как свою собственную. И если взялась за решение вопроса, то идет до конца, - говорит заместитель главы Меленковского района Наталья Николаевна Козлова и рассказывает об одном показательном эпизоде, свойственном стилю работы старосты из Соколья: ‑ Есть в нашем районе деревня Кочетки. Последние годы проживала в ней единственная семья Сучковых. Маме исполнилось 86 лет, а ее сыну ‑ 57. Уговорили их на переезд в Соколье, где выделили квартиру. Вопрос встал о прописке, и тут выяснилось, что у престарелой Клавдии Федоровны нет никаких документов, удостоверяющих личность. Ее сын Николай Николаевич сильно болен. Говорили, что у него рак. Эти люди не могли самостоятельно даже в районный центр доехать. И все заботы о них взяла на себя староста Сухарникова. Сначала хлопотала о восстановлении паспорта. Не сразу, но получила старушка свой паспорт. Татьяна Ивановна выяснила, что Клавдия Федоровна в годы Великой Отечественной войны была ударницей. И ее наградили медалью «За трудовую доблесть». Татьяна Ивановна сумела добиться присвоения престарелой переселенке звания «Ветеран труда» со всеми вытекающими льготами. Она же несколько месяцев добивалась, чтобы сын ветерана Николай Николаевич прошел полное диагностическое обследование. В результате выяснилось, что первоначальный диагноз о раковом заболевании оказался неверным. А вот из-за почечной болезни Сучкова признали инвалидом.
И по сей день Татьяна Ивановна, имея своего мужа-инвалида, помогает этой семье всем, чем может. И дрова рубит, и в магазин ходит, и лекарства привозит. И не только Сучковым.
В том же Соколье живет одинокая престарелая женщина Екатерина Павловна Чугунова. Есть у нее дочь в Тольятти. Но та сама немощна. Не может приехать и помогать по хозяйству совсем ослабевшей матушке. Эту незаметную, но такую важную миссию взяла на себя Татьяна Ивановна Сухарникова. Ежедневно топит печь, делает уборку и из своего дома несет покушать старушке.
‑ Но сейчас я хлопочу, чтобы поместить Екатерину Павловну в Дом милосердия. Там за ней и уход будет, и медики присмотрят за здоровьем. На днях была на приеме у заместителя главы района Натальи Николаевны Козловой с просьбой помочь. Она пообещала, что как только место освободится, моя подопечная тут же туда и переселится, - говорит удовлетворенно староста.
В активе у Татьяны Ивановны Сухарниковой сотни добрых дел. Например, она дошла до главы района Виктора Ивановича Гаврилова и добилась ремонта дороги от въезда в Соколье и до магазина. А на будущий год обещали и другие улицы подремонтировать.
‑ Что бы мы делали без нашей старосты? Она ведь этим летом спасла наш поселок от пожара. Всех жителей на спасение от огня мобилизовала, - рассказывают жители поселка.
‑ Это было 11 июля 2010 года. Я хлопотала по хозяйству, когда ко мне соседки прибежали. И в один голос: «Татьяна, из леса потянуло дымом. Вроде как рядом горит!». Я попросила внука Сереженьку завести мотоцикл. На всякий случай взяла с собой штыковую лопату. Тут ведь главное - не опоздать и вовремя принять меры. И правда, в 2-3 километрах полыхал пожар. Он был настолько сильный, что подойти к огню с лопатой было пустым делом. Самое страшное - ветерок дул в сторону нашего поселка. Я сразу по мобильному телефону позвонила в ГО и ЧС, администрацию района и сообщила, что со стороны Черного озера на Соколье движется огонь. Попросила не терять времени.
Пожарные прибыли на удивление быстро. Спустя несколько дней к ним подоспело подкрепление в лице военных с мощной техникой. Сначала они создавали полосы безопасноcти на пути огня. А Татьяна Ивановна организовала нечто вроде штаба по охране поселка. Все мужчины несли сторожевую службу на подходе к поселку. Другая часть из молодых сокольцев помогала делать заграждения вместе с военными и пожарными.
Не остались без дела и женщины. С их помощью староста открыла столовую для бойцов. Готовили обеды и ужины. Татьяна Ивановна занялась и размещением пожарных. Одну группу солдат поселила в пустующий дом своих покойных родителей. Там было все для нормального отдыха: холодильник, телевизор, свежие постели. Еду им приносили прямо в дом.
‑ И отстояли Соколье общими усилиями. А я еще раз убедилась, насколько же замечательный народ у нас живет! Никто не остался в стороне. Даже престарелые и те старались хоть чем-нибудь помочь. Спасибо им, - говорит староста.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:03 Жителя Владимира заставили через суд выделить долю в квартире всем домочадцам
Прокуратура Владимирской области потребовала признать право на долевую собственность в отношении всех членов семьи, поскольку при погашении ипотеки были использованы средства материнского капитала, сообщает Объединенная…
вчера в 19:40 Депутаты ЗС обсудили с коллегой из Госдумы вопросы ранней помощи детям
В Законодательном Собрании Владимирской области прошла встреча депутата Госдумы РФ, первого заместителя председателя Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяной Буцкой с представителями р…