20 мая 2011 в 03:02

Усадьба Салтыкова в селе Черкутино

Владимирская земля ‑ родина многих выдающихся людей, верно служивших России, немало сделавших для ее величия. В селе Черкутино Собинского района до наших дней сохранился дом светлейшего князя Николая Салтыкова ‑ видного военного и государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, воспитателя сыновей императора Павла I. 
Военный и государственный деятель
Николай Иванович Салтыков родился 31 октября 1736 года. Его род известен с XIII века, династия пользовалась милостями всех правящих в России монархов, землевладение Салтыковых во Владимирском крае (Черкутино, Снегирево, Бабаево и др.) известно на протяжении двух веков. Отец Николая Салтыкова генерал-аншеф Иван Алексеевич был сыном внучатого племянника императрицы Анны Иоанновны. Мать ‑ графиня Анастасия Петровна Толстая.
Салтыков начал службу при дворе рядовым лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах. Император Петр III произвел его в генерал-майоры. Русские войска под началом Салтыкова несколько раз входили в Польшу, где благодаря такту и мягкости обращения он сумел заслужить общую любовь и расположение. Салтыков участвовал в русско-турецкой войне. Собственноручное письмо императрицы Екатерины Великой 20 сентября 1769 года, в котором ему жалуется орден св. Александра Невского, свидетельствует об отличном отзыве о его службе главнокомандующего. После взятия Хотина Салтыков по причине расстроенного здоровья оставил армию и уехал за границу. Там он провел три года, посетив Берлин и Париж.
Возвратившись в Россию, он получил от Екатерины чин генерал-аншефа и пост вице-президента Военной коллегии. В том же году Салтыков был назначен гофмейстером при дворе наследника престола цесаревича Павла Петровича и исполнял эти обязанности до 1783 года. В письме к сыну, в котором императрица уведомляет его о назначении Салтыкова, она пишет: «При тебе будет лицо значительное и не для того только, чтобы придать важности твоим выходам, но и для того, чтобы оно держало в порядке людей, назначенных к твоему двору… Чрез него к тебе будут представляться иностранцы и другие лица, он будет заведовать твоим столом и прислугой, смотреть за порядком и за необходимою внешностью твоего двора...». Несмотря на недоверие, с которым встретил Салтыкова великий князь, он вскоре сумел заслужить его полное расположение и доверие. Вместе с великим князем Павлом Петровичем Салтыков посетил в 1776 году Берлин, где состоялось обручение князя с племянницей прусского короля принцессой Вюртембергской, а в 1781 и 1782 годах сопровождал великокняжескую семью в путешествии по Европе. В 1782 году Екатерина II наградила Салтыкова орденом Святого Андрея Первозванного, назначила генерал-адъютантом и произвела в подполковники лейб-гвардии Семеновского полка, назначила сенатором и членом Совета при Высочайшем дворе.
Воспитатель и чиновник
В следующем году императрица вверила Николаю Ивановичу Салтыкову воспитание своих внуков: Александра и Константина. В 1788 году Салтыков получил орден Святого Владимира большого креста первой степени, а затем он был назначен «исправлять должность» президента Военной коллегии. В 1790 году, в дни празднования мира со Швецией, Николай Иванович получил титул графа Российской империи, а затем 5 тысяч крестьянских душ на присоединенных к России польских территориях. За воспитание великих князей ему был подарен дом в Санкт-Петербурге, 100 тысяч рублей и 25 тысяч рублей годового пенсиона. Французский король Людовик XVIII пожаловал ему командорский крест ордена Святого Лазаря Иерусалимского.
Вступив на престол, император Павел I произвел графа Салтыкова в чин генерал-фельдмаршала с назначением президентом Военной коллегии. Александр I в день своей коронации удостоил графа своим портретом, украшенным алмазами. С началом наполеоновских войн Салтыкову было поручено управление комитетом учрежденного Земского войска. В год, когда началась Отечественная война, он был назначен председателем Государственного совета и комитета министров, эти должности сохранялись за ним до конца жизни. Во время заграничных походов русской армии в 1813‑1814 годах, когда Александр I находился при армии, Салтыков практически занимал пост регента Российского государства. После возвращения царя в Санкт-Петербург он был возведен в княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости.
Подарок
царской семьи
В 1685 году дворцовое село Черкутино, принадлежавшее царской фамилии Романовых, передается в дар роду Салтыковых, бывших с царской семьей в родстве. Интересно, что в 1772 году в Черкутине в семье настоятеля церкви на свет появился Михайло Сперанский, ставший выдающимся государственным деятелем, одним из самых влиятельных людей в России. В начале карьеры Сперанский получил от своего знаменитого земляка Николая Салтыкова немалую протекцию и поддержку. Несмотря на огромную занятость, Салтыков немало сделал и для Черкутино. Усадьба Салтыковых была построена одним из потомков рода - Иваном Алексеевичем - в 1730-х годах. Она является одной из наиболее ярких дворянских усадеб Владимирского края периода XVIII века. Это была первая усадьба, созданная в европейском стиле с элементами «аннинского» и «петровского» барокко, именно с ее постройкой началось активное проникновение во Владимирскую губернию модных столичных европейских стилей. Усадьба в целом носила представительский характер. Сам усадебный комплекс находился на небольшой возвышенности, откуда открывались прекрасные виды на природный ландшафт. Проезжая дорога (ныне дорога Владимир ‑ Александров) играла роль разделительной черты между южной жилой частью усадьбы и северной частью, в которой находились хозяйственные постройки. По территории села протекала речка Тунгора. Разделительная черта - проезжая дорога выполняла также роль некой плотины, которая перекрывала частично ход реки, вследствие чего образовывался пруд. Подобных плотин было три, они в свою очередь образовывали целый каскад прудов в виде лестницы, бравшей начало от дороги и заканчивавшейся у границ усадебной церкви.
Гармония
графской усадьбы
Центр усадьбы располагался перпендикулярно проезжей дороге, но был параллелен двум большим прудам на границе села. Эта планировка была рассчитана на восприятие красоты и гармоничности усадьбы проезжающими со стороны села. Центром усадьбы был, конечно, господский дом. Первоначально это было простое каменное одноэтажное здание белого цвета, но затем здание «расстраивается» по европейскому вкусу - до двухэтажного, верхняя часть у него возводится деревянной. Фасад здания был достаточно сдержан, «расчленен лопатками и оконными проемами, обрамлен наличниками с ушками». В восточном направлении, позади парадной, примыкал регулярный парк в виде правильного прямоугольника, симметрично расчерченный аллеями (в основном липовыми и частично березовыми). Перед парадной находилась небольшая летняя беседка. До настоящего времени беседка не сохранилась, однако остался парк с многовековыми липами. Здание усадебного дома в середине XX века перестроили, деревянный второй этаж был разобран и достроен каменный этаж. Современное здание покрашено в серый цвет. Теперь это достаточно простое здание, без каких-либо архитектурных вычурностей, хотя в интерьере дома частично остались прежние конструктивные элементы: лестница, лестничные перила, пол, плитка.
Вдоль подъездной аллеи располагался флигель - прямоугольная одноэтажная постройка из красного кирпича. Стены здания были выбелены, в помещении имелось несколько комнат. В одной из этих комнат находилась кухня, где готовили еду для владельцев поместья. У флигеля было десять окон с одной стороны и десять с другой. Здание флигеля сохранилось до наших дней в первозданном виде. Его центральная часть отмечена скромным четырехпилястровым портиком, а углы украшены пилястрами.
За флигелем находилось большое здание, где проживала вся прислуга господского дома. Дом ‑ небольшой одноэтажный, построен в традиционном характере русских изб и состоит из жилой части, сеней и хозяйственных построек. Жилая часть выполнена из кирпича и представляет собой единое помещение с тремя окнами и печью. Эклектичный по характеру декор здания во многом повторяет деревянную резьбу крестьянских изб. Стены, как и у флигельской постройки, побелены. Можно предположить, что комнат было около восьми, причем достаточно просторных. До нашего времени постройка, к сожалению, в своем первоначальном виде не сохранилась. От нее остались лишь стены, арки окон и дверей.
Хозяйственные и жилые постройки находились не только вблизи прудов и речки, они занимали огромное ландшафтное пространство. Следует отметить, что Николай Иванович Салтыков был хорошим хозяйственником, уважавшим труд своих крепостных. На территории усадьбы также находилась торгово-ярмарочная площадь. Она располагалась практически в центре усадебного ансамбля, здесь были выстроены амбары, сараи, а также конюшни для лошадей проезжающих людей и торговцев. Сами ярмарки были богатыми (еженедельные торги - от 500 до 3000 человек). Что касается расположения этих построек, то вместе с усадебным домом и приусадебным парком они образовывали некий круг, в центре которого в 1801 году на деньги Салтыкова была выстроена Богородице-Рождественская церковь с высокой колокольней, которая по высоте входила в пятерку самых высоких колоколен Владимирской губернии. Эта церковь считалась особой гордостью Николая Салтыкова. Храм, к сожалению, не сохранился до наших дней. В 1967 году он был сильно разрушен, остались лишь колокольня и часовня. Сегодня колокольня выполняет роль действующего храма, здесь совершаются религиозные обряды, проходят службы.
Специального здания для школы в XVIII веке не было. Существуют версии, что обучение детей прислуги и некоторых жителей проходило на дому у священника. К середине XIX столетия в селе появилась церковно‑приходская школа.
Церковь
Николая
чудотворца
Дом священника находился перпендикулярно господскому дому, на противоположной стороне от прудов. Он был прямоугольной формы, выстроен из красного кирпича с несколькими окнами. В этом доме жил священник Михаил - отец Михаила Сперанского. В конце XVIII - начале XIX века он проводил богослужения в усадебной Никольской церкви. Церковь являлась некой художественной кульминацией усадьбы - она завершала «движение» по подъездной аллее.
В 1736 году помещик, адъютант лейб-гвардии конного полка князь Иван Алексеевич Салтыков написал в синодальный казенный приказ: «В Владимерской десятине, в Ильмехотском стану, в селе Черкутине имеется деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, которая построена в давних годах и от многопрошедших лет весьма обветшала и за ветхостію служить в ней невозможно, и ныне я желаю вместо ветхой деревянной церкви построить вновь каменную церковь во имя тот же престол и прошу о строении... дать указ». Указ был выдан, и церковь построена в том же году. Это был восьмигранный двухцветный храм из кирпича, с трехъярусной колокольней, поставленный на высоком берегу пруда, в 50 метрах от барского дома. Декоративное убранство выполнено в стиле классицизма. Здание Никольской церкви сохранилось до наших дней, но требует значительной реставрации. Чудом храм не был разрушен в советские времена. Что только не находилось в помещении храма: и баня, и склады, и даже свинарник. Сейчас благодаря стараниям Владимиро-Суздальской епархии и общественности проводится восстановление храма. Частично отреставрированы стены (их внешняя сторона) и купол. Подготовлены к установке глава и крест.
Усадьба Салтыковых, построенная по всем правилам и нормам усадебных ансамблей XVIII-XIX веков, помимо внешней красоты и гармоничности была достойной резиденцией Николая Салтыкова, удобным местом отдыха и работы. Она не только сыграла значительную роль в развитии архитектурной культуры Владимирского края, но и способствовала развитию местной экономики и торговли.

Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…