29 июля 2011 в 05:51

В рамках единой правовой системы

Построение правового демократического государства связано с формированием единой системы правовых актов и обеспечением доступности их для населения. В связи с федеративным устройством России и наличием самостоятельной системы местного самоуправления российское законодательство имеет федеральный и региональный уровни, а на местном уровне - систему муниципальных правовых актов. 
Доступ к актам федерального законодательства осуществляется с помощью государственных и коммерческих информационных систем, а также с помощью официальных источников опубликования.
Для обеспечения доступа к муниципальным актам и создания единой информационной системы муниципальных актов Государственной Думой принят закон, которым предусмотрено ведение специального регистра муниципальных нормативных правовых актов.
Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов обеспечивает верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов и является механизмом реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации.
В соответствии с федеральным законодательством организация и ведение регистра муниципальных правовых актов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта. В нашем случае эта работа возложена на комитет по взаимодействию с органами федеральной государственной власти и органами местного самоуправления администрации Владимирской области. Основным направлением работы комитета является юридическая экспертиза - проверка нормативных правовых актов местного самоуправления на их соответствие нормативным актам большей юридической силы.
Идет этап становления, наработаны первые результаты. Время подвести некоторые итоги: отметить положительные тенденции, проанализировать недостатки - что их порождает, как их избежать в будущем?
Анализ работы за первое полугодие 2011 года позволяет наглядно представить картину состояния дел с нормотворческой работой в органах местного самоуправления.
Из поступивших в 2009 ‑ 2010 годах актов было внесено в регистр 1204 документа. В 2010 году по сравнению с 2009 годом поступило меньше на 1945 (9,1%) актов местного самоуправления. Такое снижение свидетельствует о стабилизации нормативной базы в органах местного самоуправления. Нормативные правовые акты, поступившие в 2011 году, включаются в регистр по мере поступления. За 6 месяцев 2011 года удалено из базы не подлежащих включению в регистр 3239 (15,15%) актов, в том числе часть - из поступивших с 2007 года.
Проводится постоянный мониторинг на предмет соответствия структуры нормативных правовых актов и их содержания регулируемым общественным отношениям, в ходе чего и выявляются различные нарушения законодательства.
Характерной ошибкой является то, что в своих постановлениях главы сельских поселений возлагают обязанности на должностных лиц районной администрации. В частности, постановлением главы одного из сельских поселений Александровского района возложены обязанности на ряд руководителей и специалистов районной администрации. В преамбуле постановления нет никаких ссылок на правовое обоснование возложения обязанностей на данных должностных лиц. Именно в такой форме данное постановление вступает в противоречие с федеральным законодательством, где четко прописано, что подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Такие же нарушения выявлены в постановлениях глав сельских поселений Селивановского района.
Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района. Практическая же реализация данных положений законодательства производится тоже с нарушениями. Пример: решением Совета народных депутатов поселка Нагорный Петушинского района «О передаче части полномочий...» не указано кому, на какой срок передаются полномочия. Хотя, казалось бы, и так ясно, какому району они передаются, но закон все-таки требует четкой формулировки акта.
Допускаются нарушения и других отраслей права. В качестве отрицательного примера можно привести постановление главы г. Собинки. В этом постановлении, подлежащем опубликованию, указаны персональные данные практически всех муниципальных служащих. По закону о защите персональных данных распространение таких сведений ограничено.
Перечисленные выше примеры нарушения законодательства и юридической техники выявляются только при экспертной обработке актов.
Отрицательными факторами, затрудняющими ведение регистра, являются постоянные нарушения установленного областными законами порядка оформления и представления нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Данные нарушения носят системный характер и проявляются с момента начала ведения регистра. Нарушителями в этом плане являются практически все муниципальные образования. Чем же они грешат?
Во-первых, нарушаются сроки направления принятых, изданных нормативных правовых актов, особенно сельскими муниципальными образованиями.
Во-вторых, продолжается практика направления в комитет актов, не имеющих нормативного статуса. Особенно в 2009 году этим отличился Собинский район.
В-третьих, фактическое количество нормативных правовых актов, опубликованных в средствах массовой информации и вступивших в силу, меньше количества изданных и подлежащих внесению в регистр.
Анализ правоприменительной практики привлечения к ответственности за неисполнение нормативных правовых актов местного самоуправления выявил отрицательную закономерность. Это прямо связано с недостатками нормотворческой работы местного самоуправления. При большом количестве сформированных комиссий и должностных лиц местного самоуправления, наделенных правом составления протоколов по фактам выявленных административных правонарушений, за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления не привлечено ни одного лица к ответственности в соответствии с законом. Права такие даны, почему ими не воспользоваться?
Из множества проверенных нормативных правовых актов только в постановлении главы г. Покрова встретился пункт, что за неисполнение данного нормативного акта виновные привлекаются к административной ответственности в соответствии с областным законодательством. Следует констатировать, что не в полной мере работает механизм регулирования правоотношений в части применения мер административной ответственности.
Изучение форм учета актов, применяемых муниципальными образованиями, показало, что система ведения учета актов местного самоуправления построена на формах, имеющих значительные отличия, которые также осложняют ведение областного регистра.
В качестве положительного примера можно привести форму учета актов в администрации Судогодского района, а в качестве отрицательного - следующий факт. Черкутинское сельское поселение Собинского района в своем отчете дважды под разными номерами и датами указывает один и тот же документ. Каковы же его подлинный номер и дата принятия? В отчетности этого сельского поселения имеются и другие несоответствия.
Думается, по итогам 2011 года будет сделан более широкий анализ состояния дел по ведению регистра, и тогда в статье «Что меняется на местах?» появятся новые «герои» и действующие лица. Надеемся, что количество их все-таки будет меньше, чем сейчас.
Четкое ведение регистра ‑ дело государственной важности, поскольку является не только условием дальнейшей демократизации общества, обеспечивающей гражданину нашей страны широкий доступ к документам и информации о деятельности органов местного самоуправления, но и ступенькой на пути к такому важному и общественно значимому проекту в масштабах страны, смысл которого заключен в двух словах - «электронное правительство».


Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…