На недавней встрече Д.А.Медведева с учеными-историками во Владимире ректор Российского государственного гуманитарного университета Е.И.Пивовар напомнил об одной дате, которая будет вскоре отмечаться: 20-летии постсоветской России. Да, события 19-21 августа 1991 года, известные как августовский путч, стали переломным моментом в истории современной России. Ими завершилась советская эпоха.
Те, кто 20 лет назад встал на защиту «Белого дома» в Москве, сделали выбор в пользу демократии, они верили в перемены к лучшему, но далеко не все их надежды воплотились в жизнь. А «Белый дом», служивший в 1991 году символом демократии, уже через два года стал мишенью для танков. Хотя и в случае победы путчистов вряд ли бы им удалось выполнить обещавшиеся в «Обращении к советскому народу» демократизацию и материальное процветание. И все же эту дату надо помнить и извлекать из нее уроки. Август 1991 года показал, что наш народ не послушное молчаливое «население», с которым можно делать что угодно.
Основные события, определившие исход попытки переворота, происходили в столице. А какими были те «три дня, которые потрясли мир» для владимирцев?
Заместитель председателя КГБ СССР В.Крючкова, одного из членов ГКЧП, генерал-лейтенант Виталий Андреевич Пономарев, несколькими годами ранее служивший в должности начальника Владимирского УКГБ, следуя указаниям Крючкова, в телефонных переговорах с руководителями региональных управлений требовал исполнять направленные на места установки ГКЧП. В первую ночь путча он оставался ответственным от руководства КГБ на Лубянке. Получив информацию о настроениях направленных к «Белому дому» танкистов, поддержавших Ельцина, Пономарев и предложил Крючкову отвести танки. В составе группы из трех руководителей Комитета встречался в «Белом доме» с Ельциным в связи с угрозой штурма возбужденной толпой здания КГБ, что, несомненно, привело бы к жертвам. Был он и свидетелем демонтажа памятника Дзержинскому. Виталий Андреевич в изданной в 2008 году книге воспоминаний, критикуя действия ГКЧП, его конечные цели одобряет. Понятно, что после ареста путчистов Пономарев был снят с занимаемой должности и отправлен в запас.
«По другую сторону баррикады» оказался тогда народный депутат РСФСР, председатель Совета народных депутатов Киржачского района Николай Сергеевич Егоров. Узнав о путче, он в тот же день уехал в Москву. В «Белом доме» получил пакет документов руководства РСФСР, включая Указы Б.Н.Ельцина от 19 августа, и вечером вернулся домой. 20 августа утром выступил по местному радио с обращением к жителям района, привезенные документы были напечатаны в районной газете. После сессии райсовета, на которой сторонники Ельцина оказались в меньшинстве, Егоров вновь уехал в Москву, в «Белый дом», где находился до 24 августа. После подавления путча Н.С.Егоров был назначен представителем президента РСФСР в нашей области.
Также утром 19 августа уехал в Москву и народный депутат РСФСР, профессор ВГПИ Федор Васильевич Цанн-Кай-Си. В «Белом доме» ему было поручено собрать экспертов и к сессии Верховного Совета РСФСР подготовить политико-правовой анализ документов путчистов. Выводы этой комиссии, убедительно доказывавшие антиконституционность ГКЧП, были розданы утром 21 августа депутатам Верховного Совета и переданы в Комитет конституционного надзора.
В здании Верховного Совета РСФСР находился в эти дни и народный депутат РСФСР юрист Игорь Александрович Безруков. Он по телефону информировал горсовет Владимира о положении в Москве, передавал документы, принятые российским руководством. В ночь с 20 на 21 августа Безруков стоял в оцеплении у «Белого дома», а затем в составе делегации Верховного Совета РСФСР, возглавляемой вице-президентом РФ А.В.Руцким, летал в Форос для освобождения М.С.Горбачева. После подавления путча Безруков был ответственным секретарем Государственной комиссии по расследованию деятельности КГБ.
Областной Совет занял в основном выжидательную позицию, не выразил своего отношения к происходящему. Владимирский городской Совет почти единодушно выступил на стороне президента РСФСР. Чрезвычайное собрание депутатов горсовета от 20 августа в принятой резолюции постановило считать т.н. ГКЧП незаконным и антиконституционным и в случае свержения российского правительства призвало жителей начать всеобщую бессрочную забастовку. Активную позицию в поддержку Ельцина заняли редактор и журналисты городской газеты «Молва». Уже 19 августа был подготовлен к печати № 79 газеты с обращением руководства РСФСР «К гражданам России» и Указами Ельцина без публикации материалов ГКЧП. Чтобы этот номер газеты пошел в печать, главный редактор Е.В.Скляров дал расписку, что ответственность за выпуск газеты он берет на себя. Руководителями силовых структур области было принято решение не допустить столкновений идеологических противников, взять под усиленную охрану объекты жизнеобеспечения.
А вот преподавателям и курсантам Владимирской специальной средней школы подготовки начальствующего состава МВД пришлось принять самое непосредственное участие в событиях в Москве. 20 августа в 16.30 по телефону из МВД РСФСР получено распоряжение личному составу школы в количестве 200 человек в полной боевой готовности прибыть в Москву для несения службы. В то же время телеграмма министра внутренних дел СССР Пуго категорически запрещала выезд в столицу. На совещании руководства школы было принято решение поддержать позицию президента РСФСР. Был сформирован батальон в количестве 134 человек из офицеров - преподавателей школы и курсантов-выпускников. На утро 21 августа был назначен выезд в столицу. Но в три часа ночи территория школы была блокирована бронетранспортерами Ковровской дивизии. Это могло обострить ситуацию, ведь курсантам уже было выдано оружие. В результате переговоров военных убедили проявить благоразумие, не допустить вооруженного конфликта, и к 5 часам утра бронетехника ушла. Батальон курсантов выехал в Москву, где они несли службу по охране здания МВД РСФСР. Несколько офицеров школы участвовали в аресте членов ГКЧП Павлова, Язова, Крючкова и Тизякова. В аэропорту «Внуково» они были свидетелями возвращения из Фороса М.С.Горбачева. Школе был торжественно вручен Российский флаг со здания Верховного Совета РСФСР, под этим флагом в МВД РСФСР курсанты сдавали государственные экзамены. 30 августа батальон вернулся во Владимир.
Что касается реакции жителей города Владимира на эти события, то все обсуждали происшедшее, в большинстве своем выступая в поддержку Ельцина. Кое-где на рекламных стендах и столбах появились расклеенные номера газеты «Молва» и набранные на машинке листовки с текстами документов российских властей. Кстати, были и те, кто их срывал. Ряд трудовых коллективов города (областной больницы, больницы скорой помощи, КБ «Вектор», музея-заповедника и других) направили в адрес центральных и местных органов власти резолюции собраний с осуждением ГКЧП. 20 августа у здания горисполкома состоялся митинг в поддержку президента РСФСР. Лишь два письма с одобрением действий заговорщиков - от президиума областного совета ветеранов и областной ассоциации любителей отечественной культуры - были опубликованы в газете «Призыв». (31 августа «Призыв» опубликовал гневное письмо ветеранов в адрес президиума совета ветеранов, от их имени одобрившего действия ГКЧП.)
Наши земляки были и среди тех, кто принимал участие в защите «Белого дома» в Москве. Начальник ЖЭУ-17 во Владимире Николай Аркадьевич Кочугов, взяв в горисполкоме решение президиума горисполкома с осуждением ГКЧП, 20 августа с капитаном милиции из Коврова Сергеем Николаевичем Бобровниковым уехал в Москву. Двое суток без сна провел он у здания Верховного Совета РСФСР, стал командиром т.н. «владимирской сотни» защитников «Белого дома».
Старший преподаватель психологии Владимирского института усовершенствования учителей Владимир Константинович Анисимов также 20 августа
уехал в Москву, стоял в оцеплении у здания Верховного Совета РСФСР. Он стал организатором и руководителем службы информации штаба самообороны «Белого дома». Участвовал Владимир Константинович и в организации похорон трех молодых людей, погибших во время этих событий.
Вот чем запомнились эти августовские дни 1991 года. Окончательную оценку им поставит время.
Н.МОРОЗОВ, зав. историческим отделом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Фото из фондов музея-заповедника.