14 октября 2011 в 01:28

Откуда берутся долги

Коммуналка ‑ головная боль местного самоуправления. Органы МСУ оказались на линии фронта, разделяющей энергетиков и потребителей.  
Не так давно Александровский район получал «нахлобучку» от областных властей за подготовку к отопительному сезону. На начало октября во многих муниципальных образованиях не было включено отопление.
Вообще интересная получилась ситуация. Согласно 131-ФЗ ответственность за коммунальное хозяйство лежит на муниципалитетах, в том числе отвечают местные власти и за прохождение отопительного сезона. И это при том, что большая часть инфраструктуры (котельные, сети) находится в частных руках и вмешиваться в хозяйственные споры частных компаний и частных же потребителей возможностей у муниципалитета не так уж много.
Так, например, потребители в Карабанове задолжали поставщикам газа 14 млн рублей. Те, в свою очередь, отказались отпускать газ не расплатившейся по долгам местной тепловой компании, а в итоге без тепла остались все городские потребители. Отопительный сезон начался с опозданием и только после вмешательства прокуратуры и решения суда. Городские власти в этой ситуации даже не вполне вправе были подать в суд, т.к. не участвуют в системе договорных отношений поставщика и потребителя услуг. Выход, конечно же, нашли: на незаконное ограничение пожаловались добросовестные потребители.
- На самом деле долги будут погашены, - утверждает глава Карабанова Александр Исаков. - Есть утвержденный график. Проблема в другом - такие ситуации повторяются. Причем среди юридических лиц в Карабанове задолжников нет, долги копит население.
Похожая ситуация была в Карабанове и в прошлом году. Тогда ООО «Теплосети», чтобы расплатиться с поставщиком энергии, брало кредит под муниципальные гарантии.
С должниками работают не только местные тепловики, но и администрация. Хотя опять же формально это не задача муниципалитетов, но из-за должников страдают и бюджетные учреждения, в том числе и детские.
- У нас составлен список злостных неплательщиков, - поясняет глава города. - Там есть над чем поработать, не всегда должниками по коммуналке оказываются малообеспеченные люди, очень часто долги по 30-40 тысяч накапливают вполне зажиточные горожане.
На таких несознательных граждан подают в суд, суд выносит решение о принудительном взыскании задолженности. Некоторые, напуганные перспективой продажи имущества за долги, тут же рассчитываются с коммунальщиками. Причем сразу же находят и 20, и 30 тысяч рублей. А другие - те, что понаглее, - и решение суда игнорируют. Потому что знают: никакими серьезными неприятностями неисполнение решения им не грозит.
- Я не совсем понимаю мягкость наших приставов, - недоумевает Александр Исаков. - Они часто отписываются - мол, взять с должников нечего. Сколько раз им предлагал: арестуйте показательно какую-нибудь квартиру и продайте ее с аукциона. Временное жилье мы для должников найдем. Это я гарантирую. Зато после этого платежная дисциплина сразу возрастет. Но приставы на решительные меры не идут.
Мы все время киваем на Европу, сравниваем (не в нашу пользу), как дела обстоят у них и у нас. Так вот в Европе долгов по квартплате и счетам за коммунальные услуги нет. Не можешь оплачивать хорошее жилье ‑ ищи более дешевый вариант, не тянешь и это ‑ живи там, куда тебя поселят социальные службы. И никто не ропщет.
У нас же так действовать пока еще не принято. Зато вполне в обычае не платить за потребляемые услуги. И бездействие судебных приставов только усугубляет положение вещей, запуская цепную реакцию: если один из соседей не платит и живет безнаказанно, то и у другого появляется соблазн не платить. Особый разговор о москвичах, те вообще не считают нужным за что-либо платить за пределами МКАД. Но к ним отношение более жесткое. Нескольких таких потребителей отрезали от электросетей, и дачники сразу стали более сговорчивыми.
Впрочем, по мнению Исакова, все упирается в проблему непрозрачности тарифов и системы начисления платежей. Счета от коммунальщиков обществом воспринимаются как несправедливые и необоснованные. Именно давлением общественного мнения может объясняться и робость приставов.
- Мы провели интересный эксперимент, - рассказывает Александр Федорович. - Дом № 1 на ул. Лермонтова оснастили АСКУЭ (автоматической системой контроля учета электроэнергии). Провели собрание жильцов, уговорили их закупить необходимое оборудование. Правда, оплачивать его они будут в рассрочку, а первоначально средства выделила управляющая компания «Жилтрест». Теперь компьютер показывает, сколько и когда каждая квартира «нажгла» электричества, при попытках несанкционированного подключения помимо счетчиков система тут же бьет тревогу. Там «украсть» нельзя, но и приписать тоже невозможно.
Платежи у жильцов сразу же сократились. За места общего пользования теперь оплачивают по 5 киловатт в месяц, а раньше суммы были выше в разы. Тем абонентам, кто забыл вовремя заплатить за свет, компьютер автоматически вводит ограничение до 1 кВт. Ограничение снимается сразу же после оплаты. Но дело вовсе не в повышении потребительской дисциплины.
- Ни для кого не секрет, что сбытовые компании не хотят работать с должниками и предпочитают раскидывать их долги на остальных жильцов в качестве платы за освещение или отопление мест общего пользования, - негодует карабановский глава. - Говорят, что в их компьютерах напротив абонентов - хронических неплательщиков в графе «начисленная плата» вообще стоят нули. При внедрении АСКУЭ такое невозможно. Здесь легко увидеть, кто и сколько истратил электроэнергии. А когда все по-честному, то и потребитель честно платит.
Однако установка приборов учета требует первоначальных вложений, и не всегда у жильцов дома есть на это деньги.
- Существующие законы защищают права поставщиков энергоресурсов, - считает Исаков. - В результате по размерам некоторых тарифов мы уже впереди Америки и Германии. Наверное, государство должно все же ограничивать аппетиты энергетиков. А кроме того, софинансировать программы по учету энергии и энергосбережению, так же, как это делается по программе капремонта жилья.
Пока же этого нет. А потому те же системы АСКУЭ остаются недоступными для большинства потребителей. Нет учета, нет и системы честных расчетов. Энергетики пытаются обманывать потребителя, тот, в свою очередь, энергетиков. А крайними в этих разборках оказываются добросовестные потребители и муниципальные власти.
- Мы, конечно, руки не опускаем, - пояснил Александр Исаков. - Недавно приняли участие в проходившей в Академии наук конференции «Актуальные проблемы энергоснабжения реального сектора экономики и развития электроэнергетики», на которой озвучили свои проблемы и рассказали об опыте внедрения систем учета, о сложностях, с этим связанных. Нас попросили прислать свои наработки, обещали помочь. Может, ситуация и сдвинется с мертвой точки.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…