11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. В начале учебного года в архиве школьного музея я увидела сочинение выпускницы нашей школы Ирины Карзиер, которое привлекло мое внимание. Вчитываюсь. Содержание потрясающее: слог, стиль, мысли. «Уже десять лет учителя учат меня познавать жизнь, из года в год открывая передо мной что-то новое. Как много сделали они для меня! Но как отблагодарить их за это? Я хочу написать об одном из них.
Он один из сотен тысяч оборонявшихся на Волховском и Ленинградском направлениях, один из десятков тысяч узников Бухенвальда. В самом страшном лагере смерти он стал одним из активных участников подполья. Это он ‑ герой моего рассказа, уроженец Владимирской области, участник восстания в Бухенвальде, впоследствии учитель средней школы № 1 г. Владимира Владимир Алексеевич Поспелов.Судьба многих советских узников Бухенвальда была типична: фронт, окружение, плен. Так произошло и с Владимиром Алексеевичем.
Он родился 17 июля 1913 года в с. Буланово Собинского района. Рано осиротел. В 1934 году окончил кавалерийскую школу, затем - Военную академию им. Фрунзе.
Когда началась война, Владимир Поспелов отбыл на фронт. Сражался на Ленинградском и Волховском фронтах в составе 844-го стрелкового полка 267-й стрелковой дивизии. 30 мая 1942 г. гитлеровцы замкнули кольцо окружения. Прорываясь к своим, Поспелов был контужен. Когда он очнулся, в ушах звенело, перед глазами шли темные круги. С трудом поднявшись с колен, он стал разбрасывать ветки, которыми его закидали бойцы. Им, изможденным, было не под силу вытаскивать из болот раненого командира. Они забрали его документы, сорвали знаки отличия. Только он это осознал, как его сшибла овчарка, глубоко прокусив плечо. Тут же подскочили немцы. Так началась его жизнь в плену.
Первым концлагерем стал лагерь 13-Д под Нюрнбергом. Выход из плена и унижения представлялся один ‑ побег! Но попытка уйти к партизанам в Югославию не удалась. После побоев и допросов его бросили в тюрьму крепости Ингольштадт. Затем он попал в лагерь Мосбург, севернее Мюнхена. Снова пытки, штрафной барак. А дальше ‑ в Дахау.
Его поместили в пункте беглецов - флюхтпункте, выстригли борозду на голове, выдали особую форму ‑ арестантскую робу с мишенями: красные круги на белом фоне на спине, груди, на брюках, чтобы часовой в случае волнений в лагере знал, в кого первого стрелять.
Несмотря на это, в Дахау Владимир Алексеевич стал членом подпольной организации, выполняя при этом переводы на русский язык обращений союзников к немецкому народу, статей из немецких газет, по которым его товарищи могли определить примерное прохождение линии фронта.
Осенью 1944 г. А.В.Поспелова перевели в концлагерь Бухенвальд. Вот как он впоследствии вспоминал об этом: «Мы прибыли в лагерь, когда начало темнеть. Остановились у подножия большой горы. Здесь, в здании, мы должны были переночевать. На гору, в сам лагерь, нас вести опасались. Ночью четверо военнопленных сговорились о том, что утром, когда все выйдут из здания, они останутся, спрячутся, а потом как-нибудь убегут. Утром нас вывели из здания. Построили. Потом немцы решили проверить, не остался ли кто-нибудь в бараке. Они пустили собак. Через несколько минут мы услышали ужасающий крик. Этот крик совсем не походил на человеческий».
В.А.Поспелов становится активным участником подпольного движения и в Бухенвальде. Основной целью подпольной борьбы заключенные ставили самоосвобождение путем открытого вооруженного восстания. Боевыми организаторами советской секции были бывший политрук подполковник Иван Смирнов, которого Поспелов знал лично, Николай Симаков, Николай Кюнг. «Восстание готовилось по двум вариантам: ответ на расправу СС или, по нашей инициативе, с подходом фронта. В лагере было оружие, это нас окрыляло. Н.Кюнг посвятил меня в планы по подготовке восстания и предложил сформировать боевую группу в 15-20 человек, способную штурмовать указанный сектор проволочного заграждения. Его поручение было выполнено».
Момент для восстания был выбран не случайно. Бухенвальд с 24 августа 1944 г., когда были до основания разрушены его военные заводы «ДАУ» и «Густлов-верке», перестал быть рабочим лагерем. Оставалось одно ‑ уничтожать сотни, тысячи, десятки тысяч ставших ненужными рабов рейха. Половину узников фашисты успели уничтожить, но оставалось в живых еще около 20 тысяч человек. Командование СС издало приказ об эвакуации. Все заключенные знали, что это означает.
Сам Поспелов с товарищами избежал ее, маскируясь под пожарную команду. Им удалось отодрать доски в полу барака, отбить куски кирпича и булыжника от внутренней части фундамента, то есть подготовить то, что необходимо было для преодоления заграждения и удара по часовым.
А 11 апреля пришла страшная весть: ликвидация лагеря назначена на пять часов вечера. Подпольщики решили поднять восстание раньше ‑ в 15 часов 15 минут. Формирования заняли исходные позиции, было роздано оружие.
«Уточняем способы действия штурмовой группы, роль каждого, мобилизуем волю. Сигнал к штурму был дан воем сирены. Сразу же в разных местах открылась стрельба: стреляли охранники, стреляли заключенные, имевшие оружие. Мы бросились к проволоке, убили часового. За нами устремилась масса полосатых фигур узников. На наше счастье, тока в проволоке не было: накануне кому-то удалось разорвать цепи электросети. Предчувствуя близкую свободу, люди бросались на проволоку. Били часовых чем попало. Теперь уже ничто не могло их остановить, и вот она ‑ долгожданная, выстраданная победа! На наше счастье, полк СС, поднятый по тревоге, оказался брошенным на оборону города Веймара. Перебив значительную часть охраны (некоторые часовые бежали), мы овладели лагерем, которым с этого момента стал управлять лагерный комитет. Он же организовал вооруженную охрану лагеря. Знали ‑ каждую минуту могли появиться эсэсовцы».
Этот день, 11 апреля, впоследствии стал Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей. Правда, Бухенвальд никто не освобождал. За два дня до подхода американских войск, 11 апреля 1945 года, узники концлагеря самостоятельно освободили себя от нацистов.
Как свидетельствует Ольга Владимировна, дочь ныне покойного Владимира Алексеевича Поспелова, отец считал 11 апреля своим вторым днем рождения, как, наверное, и тысячи других бывших узников Бухенвальда.
Бухенвальд показал, что такое фашизм. Но он показал и другое. Он показал всем, до какой высоты может подняться человек, сколько он может вынести и не согнуться. Восстание в Бухенвальде - это нравственный пример всему человечеству.
Анна Тенякова, ученица 11 «А» класса средней школы № 1 г. Владимира.