21 сентября 2012 в 00:30

Жизнь в чистилище

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Московский театр «Ведогонь» представил свою постановку «На дне». Оригинальные декорации из стекла и ломаных геометрических фигур. Ничем не примечательные, подчеркнуто простые серые, черные, иногда белые наряды. Демонстрация персонажами не столько жестокости, сколько надрывной недоброты друг к другу. 
Именно таким у режиссера, народного артиста России Александра Кузина получился спектакль по одному из самых знаменитых произведений Максима Горького «На дне». В конкурсное состязание Всероссийского театрального форума «Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» вступил московский театр «Ведогонь».
Примечательно, что увидеть постановку великой пьесы про безрадостность и безысходность жизни человеческого отребья, умного, порой философски настроенного и потому прекрасно понимающего, что оно ‑ отребье, в театр пришло очень много 17-20-летней молодежи. Я поспрашивала, не организованный ли это выход какого-либо учебного заведения, все уверяли, что поход в театр - исключительно их личные порывы. Это, конечно, радует.
«На дне» - очень непростая для постановки пьеса. Она лишена яркости, смешливости, закрученных интриг ‑ всего того, чем легко зацепить зрителя. Это история образов, конкретных характеров и судеб ‑ опустившихся, обреченных, горьких, сложных, грязных, часто разуверившихся и в себе, и в окружающих. Будто бы уже при жизни попавших в некое чистилище. Поэтому и лаконичность антуража вполне оправдана, ведь здесь главные ‑ люди. Для актеров такой ролевой материал, конечно, манна небесная.
Честно говоря, меня конкретно этот очень качественно созданный спектакль за живое все-таки не задел, хотя над пьесой я когда-то даже поплакала. Увиденное зрелище показалось мне несколько скучноватым. Отчаяние, на мой взгляд, выглядело недостаточно отчаянным, решимость на поступки ‑ недостаточно решительной, а утешения от странника ‑ недостаточно утешительными. Порой даже какими-то слащавыми... Да и переходы от апатичного состояния к истерикам и скандалам у артистов порой получались слишком уж надрывными. Как будто они чересчур стараются.
Тем не менее поневоле при просмотре все равно задаешься вопросами: а мы-то сами как бы повели себя в положении той же Василисы? или Васьки Пепла? или Клеща? Легко смотреть со стороны и осуждать озлобленного мужика за то, что шпыняет умирающую и так и не увидевшую за свою жизнь ничего хорошего жену. Но ведь это же злость от бессилия ‑ и больше на самого себя. Как не злиться, если у тебя даже на похороны этой самой жены нет денег? А Васька? Он, конечно, вор, прелюбодей и бог знает кто еще, но чем ему промышлять и развлекаться - в самом низу? Либо так, либо спиться, как соседи по ночлежке. Ну а Василиса, активно ненавидящая суетливого и мелочного старого мужа? Все ее отличие от прочих несчастных женщин в подвале лишь в том, что она живет в относительном достатке. Но кроме этого ‑ радости-то никакой. И впереди ‑ сплошная безнадега. И вот тот факт, что героев спектакля нам, зрителям, удается понимать, заставляет меня утверждать, что этот спектакль все-таки получился качественным.
К тому же готова признать, что режиссеру и актерам удалось ярко и наглядно продемонстрировать, как обитатели горьковского «дна» похожи на нас, современных жителей городов. С нашей довольно четкой градацией по статусам, частой «недобростью» в общении, моральной усталостью и задерганностью, перепадами настроения... Ведь и мы можем наорать на мать, мужа, соседа, не дать родственнику денег взаймы. А спустя пару минут ‑ от всего сердца пожалеть совершенно постороннего человека. Или собаку. Или, скажем, убитого в Бенгази американского посла. И будем искренни во всех своих ‑ как отрицательных, так и добрых - порывах.
Я не зря написала, что роли в таких трагичных и сильных с литературной и психологической стороны спектаклях ‑ манна небесная. Хорошему актеру тут есть где развернуться (даже по большей части покойницкая роль Анны дает очень много простора для исполнителя). Но «недобрать» или «перебрать», низведя историю до балагана, с таким материалом тоже очень легко. «Ведогонь», безусловно, не балаганит, отдаю ему в этом должное. Это хорошая постановка с хорошим исполнением. Но бьющих через край эмоций лично мне не хватило, хотя, казалось бы, вся пьеса состоит из запредельных, часто жестких эмоций.
Музыкальное сопровождение спектакля ‑ музыка Исаака Шварца.
Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» продолжается. Ходите в театр и читайте новые рецензии и репортажи в «ВВ».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
19 минут назад В Федерации бокса Владимирской области подвели спортивные итоги 2023 года
28 марта во Владимире подвели итоги работы областной Федерации бокса. В мероприятии приняли участие первый заместитель губернатора Александр Ремига, председатель правления Федерации бокса региона Михаил Шашков, и.о. мин…
час назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…