28 мая 2013 в 02:47

ТОЧКА ЗРЕНИЯ Валерий Телегин: «Как получить качественную коммунальную услугу по доступным ценам»

Руководитель ОАО «Владимирские коммунальные системы», кандидат экономических наук Валерий Телегин предлагает участникам регионального экономического форума свой рецепт наведения порядка в сфере ЖКХ и в вопросах тарифообразования. Вот его точка зрения. 
В последнее время наблюдается рост задолженности потребителей за газ. Так, на 1 января 2011 года объем дебиторской задолженности перед газоснабжающими организациями составил 998 млн. рублей, в 2012 году ‑ 858,8 млн. рублей, а в 2013 году ‑ уже 1792,6 млн. рублей.
Кто должники? Большая их часть ‑ предприятия ЖКХ, производящие тепловую энергию (75%). А большинство из них ‑ муниципальные предприятия. Я уверен ‑ их значительной части рано или поздно придется проходить процедуру банкротства.
В связи с тем, что муниципальные предприятия не обладают правом собственности на имущество, последствия такого банкротства ясны: газовая компания останется с долгами, невозможными к взысканию. Она включит их через 2-3 года в тариф на газ, а ОМСУ передадут муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры в хозяйственное ведение вновь созданного муниципального предприятия. И все пойдет по кругу.
Основной источник финансирования мероприятий по обновлению основных средств МУПов - амортизация. Это процесс постепенного переноса стоимости основных средств (ОС) на производимую продукцию (работы, услуги). Отличительная особенность ОС - их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они изнашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации.
Сумма амортизации определяется ежемесячно, отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества, т.е. по тем ОС, которые подлежат амортизации. При помощи механизма амортизации создаются потоки денежных средств, которые в дальнейшем направляются на воспроизводство основных фондов.
Однако только амортизационных отчислений недостаточно для полноценного восстановления основных производственных фондов. При высоком износе ОС, когда некоторые из них полностью перенесли свою стоимость на затраты производства, сумма амортизационных отчислений не обеспечивает необходимое для надежного функционирования объектов коммунального комплекса обновление инфраструктуры.
Рассмотрим это утверждение на примере ОАО «ВКС»:
Пери-
од Полная (восстановительная) стоимость ОПФ коммунальной инфраструктуры Остаточная стоимость ОПФ коммунальной инфраструктуры Амортизационные отчисления за период Инвестиционные вложения за период в коммунальную инфраструктуру
2012 1230652 893135 118326 206117
2011 1128208 889033 63471 272867
2010 871697 713213 46241 139211
2009 590057 506097 30879 153115


Из этой таблицы видно, что только за счет амортизационных отчислений невозможно полноценное инвестирование в объекты коммунального комплекса. Предприятию приходится ежегодно осуществлять капитальные вложения и за счет прибыли предприятия.
Поэтому очевидно, что одной из важнейших задач реформирования сферы ЖКХ является привлечение частных инвесторов и создание для них привлекательных условий инвестирования в коммунальную инфраструктуру, износ которой достигает в отдельных случаях 80%, а это влечет за собой рост аварийных ситуаций в зимний отопительный период.
Уверен, основным направлением деятельности частного оператора должно стать инвестирование в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры.
Во Владимирской области проблемы в сфере ЖКХ аналогичны проблемам всей России: низкое качество предоставляемых услуг, высокие издержки, рост тарифов. Поэтому ОАО «ВКС» идет по пути модернизации коммунальной инфраструктуры с целью снижения износа основных средств.
Так, за 2005-2012 годы объем инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры региона составил 2,6 млрд. рублей. Основное направление инвестиций ‑ повышение надежности и качества энергоснабжения, энергосбережение и энергоэффективность. Модернизация инфраструктуры проводится с применением самых современных, эффективных технологий: бесканальная прокладка тепловых сетей в пенополиуретановой изоляции, современная автоматика и оборудование котельных, применение самоизолированного несущего провода в электросетях.
В рамках инвестирования выполнены мероприятия:
В сфере электроснабжения:
• Реконструкция (строительство) 254 км электросетей (5% от общей протяженности);
• Реконструкция (строительство) 98 трансформаторных и распределительных подстанций (7,7%);
• Оснащение приборами учета 99% многоквартирных домов.
В сфере теплоснабжения:
• Замена 58 км тепловых сетей (16% общей протяженности);
• Строительство 7 котельных (11,5 МВт);
• Реконструкция 8 котельных, 11 центральных тепловых пунктов, смесительных насосных станций и повысительных насосных станций;
• Оснащение приборами учета 347 многоквартирных домов и 70 точек учета с поставщиками тепловой энергии.
Результатом указанных мероприятий стало:
1. Потери электроэнергии снижены с 19,2% до 15,45% (стоимость 1% потерь в электроснабжении составляет 24039 тыс. рублей);
2. Износ имущества электрических сетей снижен с 68% до 61%;
3. Нет роста потерь теплоэнергии на реконструированных сетях в объеме 20 тыс. Гкал. (стоимость 1% потерь в теплоснабжении - 18601,42 тыс. рублей);
4. Износ имущества тепловых сетей и котельных снижен с 70% до 58%;
5. Фактическая подпитка в осенне-зимний период 2011-2012, 2012-2013 гг. при плане в 168 т/ч составила 150 т/ч (стоимость 1 т/ч - 46 рублей).
Эти цифры свидетельствуют - для поддержания коммунальной инфраструктуры в работоспособном состоянии темпы модернизации должны быть увеличены.
Однако в связи с тем, что деятельность по тепло- и электроснабжению является регулируемой, источником возврата вложенных средств является тариф. Его рост ограничен критерием доступности услуги для потребителей в рамках установленных в соответствии с законодательством предельных индексов роста тарифов.
Но частный бизнес требует от власти установления экономически обоснованных тарифов - не в смысле их соответствия действующим методикам тарифообразования, а в экономическом смысле, т.е. тарифа, обеспечивающего воспроизводительный процесс выработки того или иного ресурса с рентабельностью, необходимой прежде всего для обновления на новом технологическом уровне основных средств предприятий.
Вывод - действующие в настоящее время методики тарифообразования не учитывают интересы инвесторов в развитии коммунальной инфраструктуры. В этой ситуации у власти есть три приемлемых варианта решения проблемы:
1. Субсидировать в рамках государственно-частного партнерства бюджетные средства в инвестиционные проекты. Примером может служить региональный инвестпроект «Развитие системы теплоснабжения в г. Владимир и Владимирской области» на 2009-2012 годы с привлечением ассигнований Инвестиционного фонда РФ». За срок реализации данного проекта объем софинансирования составил 462,84 млн. рублей, из которых:
• ОАО «ВКС» - 263,67 млн. рублей (57%);
• Муниципальный бюджет Владимира ‑ 43,24 млн. рублей (9%);
• Инвестиционный фонд РФ ‑ 155,93 млн. рублей (34 %).
Таким образом, в рамках реализации этого проекта на 1 рубль бюджетных средств приходится 1,32 рубля средств частного инвестора.
2. Яркий пример государственно-частного партнерства - это заключение концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему электросетевого хозяйства города Владимира, а также концессионного соглашения в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства областного центра.
Концессии получили наибольшее распространение в инфраструктурных отраслях, где необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Можно выделить три вида концессий: на уже существующие объекты инфраструктуры; на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; передача объектов госсобственности в управление частной управляющей компании. В рамках этих видов возможны варианты концессионных отношений, основанные на различном сочетании правомочий собственности между государством и частными концессионерами, а также допустимых пределов их предпринимательской/инвестиционной деятельности (сооружение, эксплуатация, управление).
Цель передачи в концессию объектов коммунальной инфраструктуры - улучшение качества коммунальных услуг путем привлечения к управлению и финансированию капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру частного бизнеса на конкурсной основе. Согласно договору концессии, частный оператор получает во владение государственные/муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры для предоставления коммунальных услуг оговоренного в договоре качества. В договоре концессии концессионер принимает на себя определенные обязательства по инвестированию в коммунальную инфраструктуру. В рамках договора концессии частный бизнес принимает на себя три группы рисков: коммерческие и инвестиционные, также риски по управлению коммунальной инфраструктурой и обеспечением ее работоспособности. Целесообразность концессионных соглашений определяется необходимостью привлечения инвестиций в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры при ограниченности бюджетных ресурсов.
3. Дотировать в необходимой части предприятия ЖКХ, например, топливной составляющей. Так, в МО г. Киржач, г. Гусь-Хрустальный, г. Юрьев-Польский ресурсоснабжающим организациям из муниципальных бюджетов выделялись денежные средства на приобретение мазута.
С учетом дефицитности местных и регионального бюджетов целесообразно решать вопрос дотирования на приобретение топлива на федеральном уровне.
Можно было бы, например, поделить Россию на климатические зоны и федеральным законом определить по субъектам Федерации адресную помощь на приобретение топлива. С учетом того, что топливная составляющая на предприятиях ЖКХ составляет от 40% до 70%, дотации на топливо в размере 10% позволили бы ограничить рост тарифа от 4% до 7% соответственно. При этом дотирование с учетом климатических зон было бы еще и социально справедливым.
Так или иначе, но реформировать физически и морально изношенное жилищно-коммунальное хозяйство, ограничивая рост тарифов, можно только при помощи государственной поддержки.
В противном случае изношенная коммунальная инфраструктура будет приводить к системным авариям и чрезвычайным ситуациям, не говоря уже о каком-либо росте качества услуг потребителям коммунальных ресурсов.
На мой взгляд, целесообразно на законодательном уровне внести изменения в следующие нормативно-правовые акты:
1. Внести изменение в Постановление Правительства РФ № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Дополнить «Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета, применяемые при осуществлении деятельности, регулируемой с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала» пунктом 6А в редакции: «При определении размера инвестированного капитала включается стоимость производственных объектов, принятых организацией к учету на основании заключенного концессионного соглашения».
2. Внести изменение в Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 30.12.2012) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» в части: «2. Используемые в настоящем документе понятия означают следующее: «база инвестированного капитала» - стоимость активов регулируемой организации, находящихся в эксплуатации, с учетом стоимости активов, принятых к учету на основании договора концессии, созданных с использованием инвестированного капитала, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов), используемая при формировании регулируемых тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала».
3. Внести изменение в Налоговый кодекс РФ в части: главу 25, статью 258, пункт 9, абзацы 2-3 дополнить: «налогоплательщик, осуществляющий инвестиционные вложения в объекты энергетического комплекса и сферы ЖКХ, имеет право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере 100% первоначальной стоимости основных средств, а также расходы, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, построенных в рамках соответствующих инвестиционных программ. Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию не амортизируются.
4. Принять Закон Владимирской области «О снижении ставки налога на прибыль предприятиям, осуществляющим инвестиционные вложения в объекты энергетического комплекса и сферы ЖКХ» в следующей редакции: «Настоящим Законом в соответствии со статьей 284 главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ снижается ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, предприятиям, осуществляющим инвестиционные вложения в объекты энергетического комплекса и сферы ЖКХ.
Статья 1: Снизить ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, предприятиям, осуществляющим инвестиционные вложения в рамках утвержденных инвестиционных программ в объекты энергетического комплекса и сферы ЖКХ Владимирской области до 13,5 процента.
Принять Закон Владимирской области «Об установлении дифференцированных ставок налога на имущество для отдельных категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения» в редакции: «Настоящим Законом в соответствии с п.2 статьи 380 главы 30 «Налог на прибыль организаций» части 2 Налогового кодекса РФ определяется ставка налога на имущество организаций, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Налоговые ставки, определяемые в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, составляют в 2013 году 0,04 процента, в 2014 году - 0,07 процента, в 2015 году ‑ 0,1 процента, в 2016 году ‑ 0,13 процента, в 2017 году ‑ 0,16 процента, в 2018 году ‑ 0,19 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ».
Помимо законодательной инициативы целесообразно применить экономические механизмы воздействия на сферу коммунального хозяйства.
Итак, необходимо принять во внимание очень незначительную составляющую амортизации в структуре расходов предприятия. Переоценка основных средств в соответствии с федеральным законодательством последний раз производилась в 1998 году. Стоимость даже изношенных фондов неоправданно мала по сравнению с аналогичными новыми, даже с учетом износа. Данное заключение приводит к выводу, что амортизация основных средств не может служить достаточным источником, способным восстановить изношенную инфраструктуру до уровня перехода от ликвидации аварийных объектов и ситуаций к планово-предупредительным работам, обновлению инфраструктуры не в результате ее полного износа или выхода из эксплуатации в результате аварии, а в соответствии с намеченными планами обновления.
Предлагаю переоценить муниципальную инфраструктуру в законодательном порядке, не использовать амортизацию в качестве инвестиционного источника. Это позволит создать свободный денежный поток, который снизит кредитное плечо предприятий, позволит не наращивать долги за газ и вовремя рассчитываться по возникающим обязательствам. Источником инвестиций считать только прибыль предприятий и дотации бюджетов всех уровней.
При этом объем инвестирования должен быть увеличен до объема, позволяющего довести износ фондов до уровня 20-30% за 5-10 лет.
Рост тарифов достиг предельного значения, который может оплачивать потребитель, в т.ч. население, доходы которого растут гораздо медленнее, чем тарифы естественных монополий. Сдерживания роста тарифов в пределах официального уровня инфляции можно достичь за счет увеличения бюджетной составляющей инвестиций, за счет изменения налоговой политики в отношении предприятий, оказывающих услуги жизнеобеспечения.
Есть различные механизмы улучшения экономического и финансового состояния предприятий коммунального комплекса:
• Послабление налогового бремени;
• Освобождение от налога на прибыль инвестиционной составляющей;
• Возмещение из бюджета НДС, уплаченного за покупку топлива и электроэнергии на производство тепловой энергии. Учитывая, что это от 40% до 70% структуры тарифа, а НДС составляет 18%, получим инвестиционную составляющую в действующем тарифе от 8% до 14%, что является очень высоким показателем. Сейчас инвестиционная составляющая в структуре тарифа на теплоэнергию даже такого успешного предприятия как «ВКС» составляет не более 5%, и она позволяет снижать износ оборудования. Но, увы, не теми темпами, которые в обозримой перспективе позволят перейти к плановым инвестициям, не допускающим уровень износа выше 30%;
• Введение долгосрочных тарифов сроком на 5 лет, невозможность изменения «правил игры во время игры»;
• Экономию средств, полученных за счет эффективного внедрения передовых технологий, освоения инвестиционных программ, энергосберегающих мероприятий оставлять предприятиям коммунального комплекса на весь период действия долгосрочного тарифа;
• Введение системы выплаты дивидендов по четко определенным законодательным нормам, применяемым в тарифном регулировании;
• Не использовать амортизацию в качестве инвестиционного источника, что позволит сформировать денежный поток на покрытие неплатежей и кассовых разрывов;
• Освобождение от налога на прибыль инвестиций;
• Выкуп бюджетом дебиторской задолженности потребителей, адресная работа государства с должниками в виде помощи неимущим и санкций в отношении недобросовестных потребителей.
Для реализации всех этих мер необходимо провести законодательные инициативы на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. Это позволит получить в течение 5-10 лет коммунальную инфраструктуру, способную снабжать потребителей качественной услугой, надежно, бесперебойно и по доступным ценам.
Автор:
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
37 минут назад Ковровские спасатели ликвидировали последствия ЧП в Федоровском храме
На странице Михаила Быкова ВК появился пост о необычном выезде. 25 марта специалисты поисково-спасательного отряда города выезжали к церкви, чтобы разобрать падающую конструкцию.
час назад Вице-губернатор Владимир Куимов доложил депутатам ЗС о сфере социального развития региона
В рамках традиционного «Правительственного часа» на мартовском заседании Законодательного Собрания выступил заместитель губернатора Владимир Куимов и подробно осветил приоритеты в развитии образования, культуры, спорта,…