26 июня 2013 в 17:11

Заслуженная награда, дающая надежду

Фото: Натальи ЛАРИНОЙ
Медалью Российской Академии архитектуры и строительных работ отмечено издание «Владимиро-Суздальская школа реставрации. История, методы и практика», вышедшая в 2011-м и представленная публике в 2012 году.

Работа над этим поистине монументальным трудом шла в течение двух десятков лет. Написана книга коллективом авторов, сотрудников владимирской реставрационной мастерской. Руку к ее созданию приложили историк Лидия Дудорова, реставратор Александр Трофимов, инженер Наталья Горячева. А обобщил их заметки, насытил их мудростью с высоты собственного опыта академик Игорь Столетов.
- Книга чрезвычайно важна как наше послание будущему, потому что я уверен, что дело наше вечно. Страна с многовековой великой культурой должна возродиться и продолжить то, что мы делали, - заявил он «ВВ».
А делали владимирские реставраторы ‑ небывалое. Еще в 1920-30-е годы, когда не существовало мастерской, а страна «разрушала до основанья» старый мир, чтобы построить новый, Алексей Варганов начал заниматься суздальскими памятниками. Александр Столетов осенью 1941 года, когда шли бои под Москвой, спасал Дмитриевский собор во Владимире. Тогда, кстати, с ним начал работать и 10-летний сын Игорь, в 1960-е возглавивший владимирскую реставрацию, которой, по словам Лидии Дудоровой, «повезло с основоположниками».
В 1950-е Владимиру повезло еще раз - благодаря его географии. Здесь, неподалеку от столицы, обосновались освободившиеся узники ГУЛАГа, искусствоведы с блестящим образованием. Самой заметной фигурой среди них был профессор Николай Сычев, до ареста возглавлявший Государственный Русский музей. Эти корифеи объединили вокруг себя молодежь и успели до реабилитации и отъезда в Москву заложить здесь фундамент реставрационной школы.
- Ведь реставрации архитектурных памятников нигде не учат, - объясняет Лидия Дудорова. - Сейчас готовят специалистов по декоративно-прикладному искусству, станковой и монументальной живописи, а по реставрации архитектуры ‑ нет. Только на практике можно научиться этому. И они передавали из рук в руки свое мастерство.
В этой среде вырос Михаил Шаронов, который потом возглавил суздальскую реставрацию, стал лауреатом Госпремии, а вместе с ним - целая плеяда мастеров-первопроходцев. Они первыми в стране стали приспосабливать памятники под современные нужды. Начали с суздальского «Погребка», где вместо ломбарда открыли бар, в котором стали подавать медовуху и блюда по старинным рецептам. Правда, новый подход был признан не сразу. В «Литературной газете» вышла разгромная статья «Ресторация или реставрация?».
Во времена Хрущева к реставраторам вообще было крайне негативное отношение. «Правда» клеймила всех представителей этой профессии как «врагов народа» после посещения генсеком Тракайского замка, где он в свойственной ему резкой манере высказался против восстановления средневекового памятника.
Однако через несколько лет государственная политика повернулась на 180 градусов, вышло знаменитое постановление по Суздалю, определившее ему судьбу города-музея. На его реставрацию выделялись большие день­ги. Во Владимире спасали исторический центр, изучали каждую улицу, каждый дом. Игорь Столетов и его коллеги-единомышленники отстояли древнюю часть города, не дав снести купеческие особнячки и построить вместо них бетонные высотки. 1970-е - начало 80-х - «золотое» время владимирской реставрации, когда она считалась одной из самых передовых в стране, после московской и петербургской. Она единственная в СССР имела статус экспериментальной.
- Сейчас наш проект реконструкции исторического ядра Владимира называют «пресловутым», «устаревшим». А что, кроме нас кто-то исследовал город в натуре, в архивах? Нет! Сейчас его просто сносят, - с горечью констатирует Лидия Дудорова.
Игорь Столетов печалится о судьбе реставрации в России в связи со спадом интереса к ней у власти и общества. Этот кризис начался еще в 90-х, когда закрыли Суздальский участок мастерской, а профессионалы разбежались из-за безденежья. Финансирование памятников урезали до минимума ‑ в то время реставрировали апартаменты Кремля. Оставшиеся не у дел сотрудники владимирской мастерской решили обобщить свой уникальный опыт, чтобы передать его коллегам, которые будут жить и работать в лучшие времена. И в этом своем начинании они тоже были первыми в России.
- Это уникальное издание, труд, который может быть использован в качестве учебника, - говорит о книге Лидия Дудорова.
- Мы писали ее, зная, что это необходимо для понимания философии нашей работы, - отмечает Игорь Столетов.
«Работы мастеров владимирской реставрационной школы представляют собой самостоятельную историко-культурную и художественную ценность» - так оценивает уникальный опыт наших земляков президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кудрявцев. «Мы обязаны не только отдать должное выдающимся работам владимирской школы реставрации, но и поддержать существование и развитие ее традиций как важного направления нашей отечественной культуры. Издание данного труда ‑ первый добрый шаг на этом пути», - написал он в предисловии к книге.
Академия принимала и финансовое участие в ее издании, помогли и местные меценаты. Вышедший полуторатысячным тиражом труд стал библиографической редкостью еще до того, как был удостоен медали в конкурсе научных и творческих работ. И такая его востребованность внушает надежду на возрождение отечественной реставрации.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Владимирские врачи помогли ребенку с врожденным вывихом тазобедренного сустава
Врачи Центра специальной медицинской помощи, находящегося в микрорайоне Пиганово города Владимира, прооперировали малыша с врожденным вывихом тазобедренного сустава. Для проведения операции семья маленького Тембулата при…
33 минуты назад Во Владимире прошел региональный этап Всероссийского чемпионата пилотирования дронов
Пресс-служба правительства Владимирской области подвела итоги турнира, в котором участвовали 24 команды со всего региона. Они прошли 15 апреля. Условия были максимально приближены к реальности, уточнили организаторы.