- Лидия Филипповна, людям интересно, с какой целью вы к нам приехали?
- Да, я приехала в первый раз во Владимирскую область, когда Светлана Юрьевна Орлова пригласила меня на работу. Думаю, что предложение возглавить департамент мне было сделано с учетом моего опыта. Я работаю в отрасли с 1 февраля 1990 года. Начинала на многоотраслевом предприятии ЖКХ: занималась и теплом, и энергетикой, и общежитиями, и садиком. Работала начальником управления ЖКХ субъекта РФ, была заместителем губернатора Таймырского автономного округа по вопросам строительства и ЖКХ. Это сложнейший регион - там зима практически 11 месяцев в году. Ну а потом я переехала в Москву, работала в Минрегионе России начальником отдела, потом пять лет в государственной корпорации - Фонде содействия реформированию ЖКХ.
- Личные взаимоотношения с губернатором сыграли свою роль, когда вы рассматривали предложение?
- Конечно. Я никогда со Светланой Юрьевной не работала, не была членом ее команды, но мы общались - Светлана Юрьевна всегда уделяла большое внимание вопросам ЖКХ. Благодаря ей были приняты и реализуются многие федеральные программы. Зная, как она работает, я понимала, что это человек, который постоянно в развитии, и это то, чего бы и мне хотелось видеть в своей работе. Орлова - авторитет, и в отрасли ЖКХ в том числе. Губернатор ставит перед областью задачу активнее развивать и реформировать ЖКХ. Естественно, прежде чем согласиться, я хорошо подумала, потому что основная причина, почему я приехала, хотя и семья пока в столице осталась, и зарплата здесь меньше ‑ мне хочется сделать так, чтобы во Владимирской области был новый виток развития ЖКХ, чтобы люди увидели, что в этой отрасли, которую у нас все время ругают, не все так плохо. В ЖКХ все может быть по-другому!
- В одиночку такой цели не достичь. Есть на кого опереться?
- Мне достался один из самых немногочисленных департаментов: на те задачи, которые стоят перед нами, количество сотрудников очень мало. По состоянию на 1 сентября с начала года департамент ЖКХ рассмотрел более 2400 обращений граждан. Я уж не говорю про поручения губернатора, правительственные документы и прочее… Но вместе с тем я очень благодарна людям, они все понимают, работают честно, добросовестно. Единственная претензия - не все пока чувствуют приоритеты. Можно работать много, но если мы не сможем заниматься развитием ‑ то это путь «в никуда». Должно быть понимание, как мы будем развиваться, куда идти завтра. Это должно быть в приоритете!
- В Москве вы оставили не только работу и зарплату, но и семью…
- У меня трое детей, двое - совсем взрослые. Старшей дочке 35, у меня есть десятилетняя внучка. Сыну ‑ 27, младшей дочери ‑ 16, учится в колледже на первом курсе, живет со старшим братом. Супруг пока во Владимир переехать не может: есть дела, которые надо завершить. Но я поставила срок, чтобы 1 ноября он уже переехал. Потому что это неправильно, когда супруги живут раздельно.
- Старшие дети и муж разделяют ваши профессиональные интересы?
- Дочь (у нее два высших образования) долго работала в банке. Сын работает в Фонде ЖКХ. А супруг у меня энергетик. Сегодня он занимается бизнесом.
- В любом случае, у вас дома есть с кем поговорить на профессиональные темы.
- Я так много говорю о работе на работе, что дома я стараюсь об этом вообще не говорить. Это даже моя жизненная позиция: не надо, приходя домой, вываливать на семью свои профессиональные заботы.
Когда я бываю дома, начинаю вспоминать, что я женщина, мать, хозяйка. Я очень люблю, чтобы дома был порядок. Муж даже говорит, что это у меня болезнь. Люблю готовить и готовлю хорошо. Я ведь родом с Украины. Один мой знакомый сказал: «У вас там, по-моему, все хорошо готовят». Украинская кухня не очень отличается от русской. Тут ведь важно, кто готовит. Дочка старшая жалуется, что у нее не так вкусно получается, как у меня, хотя все точно так же делает. Я отвечаю: «Ты еще молодая, подожди, со временем получится».
- Как проводите свободное время?
- Во Владимире у меня его, к сожалению, нет. Знакомлюсь с достопримечательностями, когда в гости родственники, друзья приезжают. Только благодаря гостям я на прошлой неделе побывала в Суздале. Работы много - и сейчас, и особенно в предвыборный период было. Граждане, пользуясь политической ситуацией, шли со своими коммунальными бедами потоком, был просто шквал жалоб, обращений.
- Так это народная примета такая: успей до выборов рассказать о своей беде, потом и слушать не станут…
- У меня сложилось впечатление, что во Владимирской области власть не всегда слышит людей, мало общается с народом. Это я сужу по опыту поездок по районам, по личному приему населения. Есть люди, которые приходят всегда с одними и теми же вопросами ‑ у них работа такая. Но у других действительно серьезные проблемы, которые должна решать власть, но она все время обманывает. Людям что-то обещали, но не делали, и люди теперь не доверяют власти. В первую очередь своей, местной.
При этом в последнее время часто на прием ко мне люди приходят, жалуются на плохое качество услуг. Первый вопрос, который я задаю: какая у вас задолженность? Сразу вопросы все отпадают, так как когда мне говорят, что имеют долг в 52 тысячи, я прямо говорю ‑ сначала идите заплатите, а потом придете зададите мне вопросы.
- Вы прислушиваетесь к мнению подчиненных?
- Я прислушиваюсь, но когда я уверена в своей правоте, я буду делать так, как считаю нужным. Но очень не люблю, когда со мной всегда соглашаются. Это не мой стиль работы. Я уже несколько раз делала замечание коллегам. Если задание сложное или срок короткий, нужно спорить, а они соглашаются! В ЖКХ нельзя заниматься популизмом, блефовать. Вот в Петушинском районе играли в политику ‑ пять лет не повышали тариф на тепло, сейчас он самый низкий в области. Повысить его нельзя, а в бюджете нет источника на дотацию, предприятие ЖКХ - банкрот. Патовая ситуация.
- Как вы думаете, почему складываются такие взаимоотношения власти с народом? Может быть, из-за того, что помыслы у управленцев не всегда чисты, или они просто не умеют руководить?
- У нас управленцев нигде не готовят. Дело даже не в наличии диплома. Практика богаче. Мне было легче многих работать в Фонде, потому что был опыт работы в субъекте Федерации и я понимаю, как написанное в законе, программе реализовать.
Все зависит от личности руководителя. Если есть глава (города, поселения), который пришел не ради амбиций, наживы, он найдет и возможность, и источник помочь людям. Вот, например, проблема перевода на индивидуальное отопление. В среднем 100 тысяч стоит газифицировать квартиру. Откуда у человека, живущего в маленьком городе или селе, такие деньги? Да, есть льготы малообеспеченным, но они, во-первых, не полностью покрывают затраты, а во-вторых, не все граждане попадают в льготники. Разговариваешь с главами. Вот вы топите котельную, она на 30% загружена, убытки по этой котельной ‑ 5-6 млн. Потратьте эти деньги разово. Дайте людям возможность сделать индивидуальное отопление, они все оплатят через два-три года. Соглашение с ними подписывайте… И людям будет хорошо, и вы сэкономите на содержании котельной, на оплате газа. Вроде бы соглашаются, но в основном все такие разговоры сводятся к одному ‑ дайте денег из бюджета.
- С деньгами, говорят, любой сделать может, а ты без денег попробуй!
- Не любой. Вот у нас сейчас подписано постановление о выделении государственных денег под осенне-зимний отопительный сезон. Стоит задача под эти деньги привезти проекты. Просто так деньги никто не даст, пока не увидим, что эти деньги пойдут по целевому назначению, что они будут использованы эффективно ‑ никаких денег никто не получит. Мне никто еще ничего не привез за две недели!
- Что ждать от ЖКХ владимирскому потребителю в ближайшее время?
- Мы очень серьезно относимся к созданию регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов. 23 октября депутаты ЗС во 2-м и 3-м чтениях должны принять закон. Но закон законом, но самое главное - определение размера отчислений на капитальный ремонт. Центр ценообразования в строительстве просчитал минимум с квадратного метра. Получилось - 6 рублей 50 коп. Когда начали обсуждать эти цифры в Общественном совете, были возгласы: «Давайте сделаем меньше. Люди не поймут». Но давайте считать! Это не цена вопроса для квартиросъемщика ‑ 5-50 или 6-50 с квадратного метра, сначала возмущаться люди все равно будут. Но если мы пойдем на поводу, то попадем в ситуацию: провести капремонт обещали, а источника нет, и бюджетных денег нет. Их у нас в области ровно столько, сколько необходимо на софинансирование федеральных программ. Поэтому меньше 6-50 сегодня экономического смысла нет.
А вообще решить в один день все проблемы, имеющиеся в ЖКХ региона, нереально. Но мы сегодня пытаемся рассматривать их в комплексе. Будем заниматься капремонтом, переселять граждан из ветхого жилья (выполнять данные обязательства), развивать стройиндустрию в секторе жилья эконом-класса. Большая задача ‑ навести порядок с платежами. Платежи не доходят до поставщиков, оседают у посредников. Поэтому в ближайших планах - создание единого расчетно-кассового (билингового) центра по сбору платежей и их расщеплению. Область будет работать лучше других. Нам такую цель поставила Светлана Юрьевна.
ДОСЬЕ «ВВ»
Лидия Филипповна Смолина родилась в Кировоградской области Украины. Окончила Киевский институт народного хозяйства. С 1981 по 2001 год работала на предприятиях Кировограда и Таймыра. В 2001 году возглавила управление ЖКХ администрации Таймырского автономного округа, позже назначена на должность заместителя губернатора Таймырского АО. С 2005 года - начальник отдела Министерства регионального развития РФ. С 2008 года до назначения на должность директора департамента ЖКХ АВО была советником, заместителем директора департамента ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Кандидат экономических наук.