- Алексей Петрович, что заставило Вас пойти в Законодательное собрание?
- Я пошел в первую очередь для того, чтобы решать проблемы своих коллег-сельхозников. В областном парламенте обязательно нужен человек, который знает село, занимается сельским хозяйством профессионально. Меня поддержали коллеги по всей области. Сказали: «Надо тебе идти, надо, чтобы наши интересы кто-то представлял в ЗС, чтобы мы были услышаны». Да, не все можно решить, но, по крайней мере, надо иметь возможность сказать о проблемах. Если нас не будут слышать, то и проблемы не решатся. ЗС ‑ это одна из тех трибун, с которых можно эти вопросы озвучивать.
- А что можно сделать на областном уровне, когда у нас по всей стране ситуация с сельским хозяйством, скажем так, не безоблачная?
- Есть положительные примеры в регионах. У соседей в Нижегородской, Рязанской областях имеются областные программы поддержки сельского хозяйства. Они очень значительные по объему.
- Но в Нижегородской области и бюджет больше нашего...
- Да, возможности финансовые другие. Но и условия тоже: уровень развития сельского хозяйства этих регионов - особенно животноводства, на порядок ниже, чем у нас. Там все развалили. В Нижнем, например, нет ни одного хозяйства, которое надоит больше 10 тонн в день. А у нас только по Суздальскому району таких несколько. Во Владимирской области есть сильный молочный кластер, и его нужно поддержать. Если это будет сделано, считайте, что депутаты, исполнительная власть свою задачу выполнили.
Сейчас ситуация очень тяжелая складывается. Все, что сохранили, развили, - может рухнуть. Первая тревожная тема ‑ погода. В растениеводстве, овощеводстве, в тех хозяйствах, которые выращивают картофель (а это монокультура, от нее зависит основная выручка), - убытки колоссальные. Им нужна поддержка.
Вторая проблема - перестали выплачивать субсидии по долгосрочным инвестиционным кредитам. Причем область деньги выделяет в полном объеме. Не выделяется федеральная часть. Нет денег, нет ясности в самом Минсельхозе ‑ сколько же на государственные деньги они построили? Если эти вопросы решим, все будет нормально на селе.
- Вы затронули злободневные темы, но есть и вечная проблема, на которую жалуются руководители СПК, - кадры. Многие руководители решали ее за счет мигрантов, но теперь квоты для иностранных работников сокращены. Что будете делать? Как выкручиваться?
- Проблемы кадровые на селе глубинные, серьезные. У меня заявка на трудоустройство в животноводство на бирже лежит, и никто мне никогда не наберет скотников. Тут и помогала иностранная рабсила. Безусловно, мы все должны работать в соответствии с законодательством. Уменьшили квоту - работай по квоте. Но, извините, я мигрантов набираю не на возведение коттеджей, чтобы строить подешевле, а продать подороже. Я набираю на работу в село, куда никто не идет. Иногда селянам могли бы пойти навстречу. И это тоже одна из моих задач в ЗС. Надо добиваться послаблений в квотах для села.
- После событий в Бирюлеве страх перед мигрантами усилился. Никому не хочется иметь под носом рассадник криминала...
- У меня в хозяйстве никакого криминала нет, хотя мы привлекаем на работу мигрантов не первый год. Приезжают в Мордыш в основном из Узбекистана, семьями: мать, отец, взрослые дети. Работают нормально, даже больше, чем наши, потому что приезжают зарабатывать. Посторонних у них не бывает. Этот вопрос мы решаем жестко: если у вас, ребята, кто-то посторонний, вы все собираете вещи и уезжаете. Плакать на эту тему бесполезно! Отношения с местными у наших мигрантов сложились, все их знают, уже почти местными считают. Хотя на селе стать своим сложно ‑ менталитет такой.
- А Вы свой в Мордыше? Вроде бы Вы городской житель и родом не из этих мест?
- Родился я в Коми, живу во Владимире, но вообще-то я деревенский. В 1978 году мои родители переехали во Владимирскую область и до сих пор живут в поселке Садовый. Там я вырос, окончил школу, по направлению от МЮДа поступил в Тимирязевку. Я счастливый человек - работаю по специальности. Второе, экономическое, образование тоже кстати пришлось. 8,5 года возглавляю «Мордыш», сделал этот шаг, не жалею об этом.
У нас не самое крупное, но стабильное предприятие. Средняя зарплата в колхозе 12-15 тысяч рублей, выплачивается стабильно. А когда пришел, была 4-месячная задолженность по зарплате - на 700 тысяч. Не было техники, текучка кадров... Есть нюансы, проблемы, но мы развиваемся. Все, что необходимо, я сделал. Могу неделю не появиться на работе, но там все будет нормально. Это показатель. В «Мордыше» собран коллектив, который знает, чем надо заниматься. Я им благодарен, все специалисты хорошего класса.
- Суздальский район ‑ один из самых благополучных аграрных районов региона-33. Но у нас в области есть места, где почти нет благ цивилизации.
- Да, во время предвыборной кампании пришлось поездить и по Суздальскому, и по Камешковскому районам. Когда приехал со встречи из Камешкова, спросил у своего секретаря, когда у нас газ провели. Она долго вспоминала, потом говорит: «Сыну четыре года было, значит в 1992 году». А в Камешковском районе только сейчас проводят газ. Да и то не везде. Не скажешь, что мы живем в XXI веке. Людей по всей области интересует несколько вопросов: газификация, дороги, вода. И с этим связаны почти все наказы, данные депутатам ЗС избирателями.
- О каких проблемах еще говорили люди?
- Жителей Суздаля волнует благоустройство, чтобы не только туристам, но и местным было в городе комфортно. В Камешкове не хватает детских садов: из райцентра в пригород детей в сад возят. Ну и вопросы досуга, развития социальной сферы людей волнуют. Надо и клубы строить, и детсады в селе открывать, и библиотеки, и спортзалы. Это все нужно. Но если клуб будет стоять нетопленным, потому что нет газа, в таком клубе нечего делать. Но не все решают деньги. Иногда сельский ДК похож снаружи на сарай. А заходишь внутрь - там чистенько, уютненько, дети занимаются, бабушки в хоре поют…
- Часто приходится слышать, что у нас ручное управление и роль личности определяющая. Что Вы на это скажете?
- Такая страна. Нужно принять это как данность и работать. Меня часто спрашивали, почему в Камешковском районе такая беда с селом. Я уверен, что в Камешкове просто не было тех людей, которые были готовы держаться до конца. И у власти были те, кто решил, что будет проще развалить сельское хозяйство, распродать остатки колхозов и совхозов. И не надо пенять на бедные почвы и прочее! В Селивановском районе земли не лучше, а там сельское хозяйство выжило.
- На Ваш взгляд, есть ли сегодня человеческий потенциал в селе?
- Село, несмотря ни на что, развивается. У нас есть нормальная молодежь. Молодые люди женятся, рожают детей и никуда не собираются уезжать. Тянуть людей к водопроводу нет смысла. Надо водопровод к людям тянуть, создавать в селе нормальные условия.
Россия всегда была богата селом. Несмотря на исторические катаклизмы, сельский потенциал есть и он работает. Крестьяне крепче, целеустремленнее городских. Даже если они едут работать в город ‑ они едут работать. Есть, конечно, контингент, который негативно выглядит, но он есть везде, в том числе и в городе. Но на селе все заметнее, деться некуда: вот магазин и остановка, все видны. Но и позитив заметнее в селе! Есть хорошие ребята, их больше.
Проблемы, конечно, существуют. Выросло поколение, которое просто не знает, что такое спорт. Поколение компьютерных детей. Они хорошие ребята, но…
- А Вы сами ведете здоровый образ жизни?
- Я всю жизнь занимался спортом, легкой атлетикой, баскетболом. Сейчас свободного времени меньше, но стараюсь дважды в неделю ездить в ФОК в Павловское. Павловский ФОК - единственное приличное физкультурное учреждение района, в самом райцентре нет спортзала. Это тоже проблема. Большой населенный пункт, а заняться нечем.
- А чем еще занимаетесь в часы досуга?
- Баню люблю, общение с друзьями. Читаю сейчас в основном в Интернете, больше специальную литературу. Пытаюсь уделять время ребенку. Хотя моя жена скажет, что я слишком мало времени провожу с семьей. Она, естественно, права, потому что на родных времени почти не остается. Каждый день надо бывать в хозяйстве, погружаться в работу, иначе она не принесет ни результата, ни удовольствия. Сейчас добавилась и депутатская деятельность в ЗС. Я депутат начинающий, приходится учиться на ходу ‑ раз тебя выбрали, надо не подвести людей.
6 ноября 2013 в 17:05
«Белый дом» колхозника
Фото: Евгении Арефьевой
У аграрного комитета областного парламента новый председатель - гендиректор ОАО «Мордыш» Алексей Сараев. Молодой, образованный и перспективный - говорят о таких руководителях, намекая на их будущую общественную карьеру. Однако сам Алексей Петрович считает себя человеком не публичным, а депутатский мандат ‑ кредитом доверия избирателей и коллег. Первое интервью председатель комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии ЗС VI созыва дал «Владимирским ведомостям».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
17 минут назад Владимир присоединится к географическому диктанту
16 ноября, в субботу, жителей Владимира приглашают в Музей природы для написания юбилейного географического диктанта. Международная просветительская акция, организованная Русским географическим обществом, пройдет уже в д…
час назад В Киржаче местный житель организовал наркопритон в рабочем павильоне
Прокуратура по Владимирской области сообщает о том, что в павильоне для изготовления ключей наркозависимые употребляли запрещенные вещества, а хозяин снабжал их шприцами, зажигалками, ватой и водой. Мужчина, так и не при…