24 декабря 2013 в 18:27

Экспертиза против инвалидов?

Авторитет власти у населения прежде всего формируется представителями этой самой власти на всех уровнях. Но есть одна категория граждан, черствость и волокита по отношению к которым недопустима совсем, - это люди с ограниченными возможностями здоровья.

- Черствость и равнодушие со стороны чиновников в отношении простых людей недопустимы, - не устает повторять Светлана Орлова. Свои слова она доказывает делом ‑ например, на ее приемах граждан. Для многих губернатор - последняя инстанция в многолетних и безуспешных попытках решить наболевшую проблему. Спектр вопросов - широчайший, обращений к Светлане Орловой уже под шесть тысяч. А с электронными и все 12 тысяч будет. Ни одно из них не останется без внимания:
- Ведь за каждым человеком ‑ конкретные судьба, проблема. И если ее власть не решает, человек потом негативно относится к власти, - говорит Светлана Юрьевна.
Черствость, бюрократизм, формальный подход со стороны чиновников «взрывают» губернатора. Такого «взрыва» не удалось избежать и в этот раз... Серьезные, мягко говоря, нарекания вызвала у Орловой деятельность главного бюро медико-социальной экспертизы во Владимирской области. За равнодушие, неуважение, а зачастую - и грубость тамошних сотрудников к тем, кто вынужден в это учреждение обращаться. За последние полгода Орлова неоднократно сталкивалась с подобным отношением к инвалидам.
Итак, был прием главы региона. У Орловой - жительница Гусь-Хрустального, бабушка 7-летнего Димы Пучкова Тамара Сергеевна (имена изменены. - Авт.), больше года назад заболевшего редким заболеванием ‑ патологией системы кровообращения. Заболевание излечимо, но, чтобы семья могла получать бесплатно дорогие лекарства, мать и бабушка обратились в главное бюро МСЭ с просьбой признать ребенка инвалидом.
Бабушка рассказала: в группе инвалидности поначалу им отказали. Мол, такое заболевание не подпадает под назначение группы. Мама и бабушка обращались за помощью в горадминистрацию, в департамент здравоохранения, написали обращение к губернатору. После консультации с и.о. главврача детской больницы Гусь-Хрустального О.Бычковой им было выдано повторное направление на медико-социальную экспертизу.
Факт, что страдает маленький человек, у которого есть шанс на выздоровление, возмутил Орлову больше всего:
- Поражает черствость сотрудников учреждения. Вместо того чтобы объяснить, рассказать, на что они могут рассчитывать, людей отфутболивают, - эмоционально отреагировала Орлова. Родным мальчика посоветовала не опускать рук, а директору облздрава Александру Кирюхину предложила подумать - как можно поддержать эту и другие семьи (заболевание не массовое, но и не редкое в нашей области). А заодно поручила руководителю территориального управления Росздравнадзора Александру Лезову организовать проверку деятельности областного бюро. И еще раз напомнила историю молодой муромлянки Алены Кузьминой, в судьбе которой ей пришлось принимать непосредственное участие ‑ тот случай весьма показателен для характеристики работы главного бюро МСЭ.
Об истории Алены Кузьминой уже рассказывала муромская пресса. Вот фабула.
Алена ‑ инвалид с детства. У нее тяжелое прогрессирующее заболевание опорно-двигательного аппарата с 10 лет. Девушка передвигается исключительно на коляске. С недавних пор у Алены новая коляска от Mersedes, о такой многие инвалиды с подобными проблемами могут лишь мечтать. Ее Алене помогла получить тогда еще врио губернатора Светлана Орлова. К ней Алена и ее мама обратились за помощью летом 2013 года - после года безуспешных попыток решить вопрос с получением новой коляски в главном бюро МСЭ, когда подошел плановый срок замены имевшейся ранее коляски.
Орлова хорошо помнит эту историю и далеко не лучшим образом описывает, как ей пришлось выяснять подробности у руководительницы главного бюро З.Козыревой.
Однажды Алена побывала на выставке инновационных технических средств реабилитации для инвалидов. Увидела инвалидные коляски заграничного, правда, производства, которые значительно облегчают жизнь людям с ограниченными возможностями. Коляска с набором опций и электронной регулировкой положения тела ‑ как раз то, о чем девушка долго мечтала. Алена знала, что получить подобное средство реабилитации возможно. Но не представляла, насколько это нервозатратно.
Еще весной 2012 года на заседании комиссии муромского районного бюро МСЭ ей в посыльный лист фактически вписали ту самую коляску. Указали - нужна коляска «с дополнительными опциями». Но по итогам заседания комиссии областного бюро Алене было отказано. Не помогло и обращение в федеральное бюро. Отношение со стороны медиков, которое довелось испытать, девушка характеризует одним словом - стена.
- Стоят на том, что мне это не положено...
Девушка продолжала добиваться цели. Тем более что она по образованию юрист, самостоятельно окончила вуз и знает, на что по закону имеет право. Ее поддерживала мама Татьяна Алексеевна. После года безуспешных попыток девушка снова начала оформлять документы в районную поликлинику. И вновь врачи вписали в посыльный лист требуемые опции. И тут одновременно помогло содействие главы области Светланы Орловой. С сентября у Алены новая коляска, которую приобрели на спонсорские средства.
- Самое важное, - рассказывает девушка, - что можно не беспокоить близких, чтобы мне помогли сменить положение тела. Мне приходится подолгу находиться в одной позе, а дома часто никого не бывает.
Теперь Алена чувствует себя полноценным членом общества: она работает по специальности на предприятии, вместе с мамой они - активные члены местной организации инвалидов. К слову, в Муроме есть и другие инвалиды, которым по состоянию здоровья положена аналогичная коляска.
А у мамы, Татьяны Алексеевны, еще свежи воспоминания от «общения» со всеми тремя уровнями МСЭ. Женщина сетует: отношение к инвалидам в главном бюро оставляет желать лучшего.
- Люди просто так к ним ходить не будут, я имею в виду тех, кому эти средства реабилитации действительно нужны. И тем более, когда речь идет о молодых инвалидах. Ведь должно же со временем меняться отношение в лучшую сторону. Но ничего не меняется...
Мама Алены предлагает расширить перечень технических средств реабилитации, на которые бесплатно имеют право инвалиды.
И вот 3 декабря, в Международный день инвалидов, на церемонии награждения активистов общественных организаций инвалидов губернатор Орлова сообщила - во Владимирской области начнется производство современных инвалидных колясок. Эта новость порадовала всех.
...Благополучно разрешилась ситуация и у 7-летнего Димы из Гусь-Хрустального. По итогам обследования и лечения в ОДКБ мальчику присвоена группа инвалидности.
- Мы и не ожидали, что встретимся с губернатором. Думали, что выборы прошли - и забыли про нас, - рассказала его бабушка. ‑ Низкий поклон и огромная благодарность и Светлане Юрьевне, и всем, кто нам помогал!
Наше закономерное стремление получить комментарий у Зинаиды Козыревой не осуществилось ‑ сославшись через секретаря на сильную занятость, она переадресовала нас к своему юристу Наталье Бузыревой. А та заявила: «По данным федерального бюро, по состоянию на 20 августа 2013 года оснований для установления Д.Пучкову категории «ребенок-инвалид» не имелось».
Не приходилось сомневаться, по ее словам, и в правильности экспертного заключения в отношении А.Кузьминой. Тем более что оно было подтверждено в федеральном бюро. Бузырева сообщила, что в 2013 году в Муром из Москвы выехали представители федерального бюро МСЭ для разработки Кузьминой индивидуальной программы реабилитации. По итогам визита девушке была рекомендована улучшенная с технической точки зрения коляска, на приобретение которой в областном отделении фонда соц-страха объявили конкурс.
Зашел у нас разговор и о подходах в назначении групп инвалидности. Юрист несколько минут защищала «честь мундира» главного бюро: по ее словам, граждане, претендующие на более серьезную, как они считают, группу инвалидности, зачастую настраиваются на нее безосновательно, на основе советов своих родственников или знакомых.
- Подобные разговоры ни на чем не основаны, - продолжала она, юрист областного БМСЭ. ‑ Те, кто говорит людям о той или иной группе, некомпетентны в этих вопросах. Даже врач врачу рознь. Врач в лечебно-профилактическом учреждении ‑ это одно, а врач в бюро МСЭ ‑ это совершенно другое.
Это уж точно! Но в ответ на просьбу разъяснить, что значит «совершенно другое», Наталья Викторовна пояснила - медики в системе владимирской областной МСЭ не только имеют высшее образование, но и проходят длительное обучение в рамках МСЭ в Москве и Санкт-Петербурге, повышая квалификацию. И сам трехуровневый принцип построения системы МСЭ посредством районных, областного и федерального бюро не дает поводов сомневаться в правильности и точности назначаемых людям с ограниченными возможностями здоровья групп инвалидности.
… Но это утверждение ставит под сомнение руководитель территориального Росздравнадзора Александр Лезов. Он сообщил - до 70% жалоб граждан на качество работы областного БМСЭ подтверждается! Жалуются люди на неправильно назначенную группу, на некорректность составления индивидуальной программы реабилитации, на грубость и хамство, на невнимание сотрудников бюро.
В общей структуре обращений во владимирский Росздравнадзор доля тех, кто недоволен качеством работы областного бюро, - от 7 до 14%. Это, по словам Лезова, цифра внушительная. А вот количество жалоб на работу МСЭ, ,по данным Федеральной службы Росздравнадзора в ЦФО, - всего 3,2%. То есть по этим показателям наша область - явный антилидер.
Здесь тщательно рассматривают каждое заявление, по выражению руководителя, «берут лопаты и идут в поля». Другое дело, что по закону у Росздравнадзора нет полномочий влиять на сам процесс проведения экспертизы.
- Мы можем контролировать лишь порядок ее проведения, - говорит Лезов. - А порядок ‑ это сроки приема заявления от инвалида в БМСЭ на назначение ему группы, сроки рассмотрения, состав комиссии, назначающей группу, сроки вынесения решения и информирования гражданина. Проверяется также порядок обжалования решения БМСЭ в суде, если недовольный решением врачей подает туда заявление. Порядок определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которым теперь руководствуются и в Росздравнадзоре, определяет очередность плановых проверок, в т.ч. и в системе медико-социальной экспертизы. Плановые проверки там проводятся не чаще чем раз в 3 года. А вот основанием для внеплановой проверки должно стать заявление, в котором зафиксирована угроза жизни и здоровью конкретного человека.
- Мы активно реагируем на каждое обращение граждан, - продолжает Лезов. - Проводим внеплановые проверки, выписываем предписания об устранении выявленных нарушений, копию их направляем в прокуратуру с тем, чтобы на наши обращения отреагировали.
Но формальные ответы из экспертного ведомства никак не сказываются на решении проблем конкретных людей:
- Когда нам отвечают на наши предписания об устранении нарушений, обычно пишут, что причиной стали те или иные технические неполадки. Тем не менее группу инвалидности они все равно не присвоят. То есть формально они отвечают, что нарушения устранены, но на конкретном человеке, который к нам обращался, это не отражается ‑ группу инвалидности ему не присваивают, - рассказывает Александр Михайлович. А заодно комментирует и пресловутый трехуровневый принцип МСЭ, который так часто упоминала юрист учреждения как аргумент в пользу эффективности и качества результатов их работы.
- Человек обращается в районное бюро МСЭ. Проводится комиссия. В результате группу не дают. Предлагают в течение 10 дней обратиться в вышестоящую организацию. Нам люди обычно не жалуются, так как сроки обжалования решения МСЭ короткие. Дальше они идут в областное бюро, там снова не дают группу. Говорят, что в течение 10 дней можно обратиться в федеральное бюро. Документы уходят в федеральное бюро. Человек же надеется - а вдруг отменят решение? Проходит месяц-два, а там, в основном, все делают по документам, то есть лично человека не приглашают. И в итоге говорят: нет, инвалидность мы вам не дадим. А человеку нужна инвалидность, необходимы льготные лекарства, работать он не может, ему везде отказали. И за защитой своих прав люди обращаются в том числе в нашу организацию. Мол, было проведено освидетельствование, с результатом не согласны. Мы проводим проверку. Видим, что в первичном бюро был нарушен порядок. Человек обращается в суд с надеждой, что хотя бы он поможет... Дескать, вот и Росздравнадзор нашел несоблюдение порядка. А суд говорит: ну да, порядок не соблюден, где-то подписи одной нет или, например, сроки нарушены. Но вы же дошли до самого верха, это ж экспертиза! В лучшем случае суд направит в другую область для проведения независимой экспертизы. Потом приедут оттуда, документально посмотрят - нет, все нормально. Ну, был вроде порядок нарушен, но ничего же страшного нет…. На моей памяти, сколько я здесь работаю, не было ни одного решения суда в пользу гражданина. А по данным статистики, федеральное бюро отменяло решение областного только в 3,5% случаев.
Но Лезов считает, что у регионального Росздравнадзора все же появились рычаги воздействия на БМСЭ. С середины 2013 года МСЭ признана медицинской деятельностью. Теперь по закону она подлежит лицензированию. Комплексная проверка, которая проводится там совместно с областной прокуратурой, должна дать ответ на вопрос, насколько соответствует эта деятельность требованиям законодательства.
...На момент выхода этого материала проверка, которая проводилась совместно с областной прокуратурой, завершилась. Как сообщил нам Лезов, нарушения были выявлены по нескольким направлениям: осуществление медицинской деятельности без лицензии, нарушения лицензионных требований. В частности, лицензии нет у бюро № 23 (Владимир, Герцена, 4). Нет лицензии на осуществление деятельности по номенклатуре «сестринское дело» - то есть медсестры в областном бюро не имеют права там работать. У некоторых специалистов не оказалось сертификатов. Ряд медработников своевременно не повышали квалификацию. Ну и порядок проведения медико-социальной экспертизы не соблюдается...
По результатам проверки составляются административные протоколы, материалы передаются в суд. В адрес учреждения направлено предписание об устранении нарушений с конкретными сроками исполнения ‑ до 1 марта 2014 года. При этом, говорит Лезов, много вопросов объективно остаются за рамками проверки.
- В большинстве филиалов отсутствуют должные условия для инвалидов, - констатирует он. - А инвалиды-колясочники даже в главное бюро не могут должным образом попасть. О доступной среде речи нет. Мало того, там даже нет достаточного количества столов и стульев, чтобы люди в коридорах могли просто отдохнуть. И основная проблема, на которую проверка повлиять, к сожалению, не может, - это некорректное, а часто хамское отношение со стороны сотрудников к людям, с которыми они работают.

Ольга Владимирова.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
вчера в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…