13 января 2014 в 18:20

Сергей Хетагуров: «Любое производство работает, если есть нормальный директор»

В ноябре прошлого года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» прошло интервью с одним из топ-менеджеров группы компаний «Меркурий» Сергеем Хетагуровым. В беседе не раз упоминалось одно из крупнейших предприятий региона-33 ‑ ковровский завод имени В.А.Дегтярева. Нам показалось интересным воспроизвести фрагменты этого интервью в той части, которая касается ЗиДа.

О сотрудничестве с «Ростехнологиями»
Все предприятия оборонной отрасли, включая частные, являются партнерами государства. У государства все нити управления, все институты. Но есть проб-лемы - например, проблема использования финансов. Мы, частники, год назад продали 25% акций государственным «Ростехнологиям». Думаю, что не ошиблись. «Ростехнологии» объединяют все серьезные машиностроительные и оборонные заводы. Это единственная из структур, которая реально помогает в загрузке предприятия.
Наш заказчик внутри страны ‑ Минобороны и силовые структуры. Это примерно 12% от объемов. Все остальное - экспорт. Каждые два года, по нечетным годам, в Абу-Даби проводится всемирная выставка вооружений, военной техники, оснащения. Стенд завода имени Дегтярева никогда не пустует.
О ситуации
на заводе
Завод в 2005 году попал в сложное положение. Был объем около 4 млрд рублей, из которых 2 млрд - центрифуги для обогащения урана. К нам обратилось руководство и попросило нас оказать помощь - завод был в состоянии рейдерского захвата, речь шла уже о внешнем управляющем. Мы оперативно купили контрольный пакет акций. Завод был с убыточным балансом. Был серьезный риск. Мы приступили к реорганизации. Центрифуги передали по назначению в Минатом. Взамен взяли стрелковую номенклатуру ОАО «КМЗ» (Ковровский механический завод). За год освоили 40 единиц новой для нас техники, существенно пополнив свой портфель. Новая продукция уже выпускалась на современном оборудовании. Сегодня завод каждый год получает не менее 20-25% чистой прибыли на техническое перевооружение. По кадрам - никого не приглашали со стороны ‑ подобных все равно нигде нет.
Начинали с 2 млрд в 2005 году, сегодня это уже 15 млрд. В 7 раз выросли объемы, и каждый год - 15-20% прироста. На заводе собственное КБ. Обычно просят Минобороны ‑ дайте деньги на разработку. А мы разрабатываем на свои деньги, сейчас, кстати, у нас 5 новых единиц стрелкового оружия. Думаю, о нем скоро все услышат, оно проходит государственные испытания. Однако предстоит построить в заводе еще один завод массового производства. Речь пойдет уже не о миллионах рублей, а о миллиардах. Их частнику не осилить никогда. И вот тогда должен прийти на помощь бюджет, безусловно.
Сегодня нам присылают предложение - можете взять полмиллиарда на техническое перевооружение. Но взамен мы должны сделать эмиссию акций. Отдать акции? Нет. Мы рассматриваем только такие проекты, которые государство могло бы безвозмездно инвестировать. Если бы нам пришлось осваивать то, о чем я сказал, мы должны были бы просто продать завод, и оружие было бы уже не наше. А куда оно попадет, это еще большой вопрос.
Если говорить о государственно-частном партнерстве, то оно существует везде. Важно определить разделение полномочий. Если есть разумные люди, которые курируют направление в правительстве, и если есть вменяемые люди в бизнесе, тогда все получится.
Любое производство, если там есть нормальный директор, не может не работать. Усилия коллектива, разумная логистика, оперативные меры, финансовые возможности. Если это есть, а производство не поставлено, значит, у тех, кто его купил, другие цели.
...Руководить ‑ значит, знать технологию до винтика, - тогда будет успех. Поэтому мы очень придирчиво смотрим на то, что берем. На завод Дегтярева мы ни одного человека не пригласили. Там собственное КБ высочайшего уровня, это практически НПО. Весь менеджмент собственный. Директору Тменову на заседании совета директоров два года назад увеличили срок контракта до 10 лет. Отец Тменова ‑ ровесник завода. Ему Рогозин вручал от имени правительства приветственное письмо и кортик. Это династия, а не разговоры, не просто так. Мы вытащили наверх людей, которым еще нет 50 ‑ они уже 5-6 лет работают на самых ответственных участках. Это директор по производству, по экономике, главный конструктор, главный инженер, это все люди, которые родились на заводе, а сейчас они, при нашей поддержке в первое время, чтобы их не затоптали крикуны ‑ сейчас они великолепно работают.
Об утерянном и приобретенном
...При заводе Дегтярева есть профессиональное училище. В свое время оно готовило квалифицированных наладчиков, слесарей, металлообработчиков. А сейчас поваров, официантов, штукатуров - на металлообработку никто не идет. Утеряна гордость быть инженером. Это страшная ситуация, и мы уже чувствуем, что идет большой отрыв. Все же кинулись торговать ‑ полстраны торгует…
...Помните, был мотоцикл «Ковровец»? Была мотобольная команда, чемпион Союза. Сейчас выпускается десятки единиц мототехники - квадроциклы и прочее. Мы закрыли на заводе завод аккумуляторов, потому что себестоимость производства была выше, чем его розничная цена. Мы взяли завод с 14 тысячами человек, сейчас там 10 тысяч. Увеличив в 7 раз объем, мы сократили на 25% численность.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.