12 февраля 2014 в 17:25

Малый бизнес сказал свое слово

Пару лет назад я впервые услышала о том, что решено создать институт Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Отнеслась к идее скептически. Зачем нужны дополнительные посредники между бизнесом и властью, если первый сам за себя может выступить, а второй всего и нужно-то, что прислушаться к пожеланиям предпринимательского сообщества? Но затем, повнимательнее понаблюдав за диалогами бизнеса и власти, взглянула на все иначе. Посредники нужны. Прежде всего потому, что малый и средний бизнес (по большей части) пока не научился внятно и по существу формулировать свои просьбы и претензии.

Претензии
Чаще всего звучит расплывчатое: налогами замучили, помогите из бюджета. Федерация, законодатели таких беспредметных запросов точно не примут. Им подавай конкретику, подкрепленную расчетами: какие именно налоги замучили? Какую помощь вы ждете? Какую отдачу можете предложить?
У нас в регионе Уполномоченным по защите прав предпринимателей стал депутат Владимирского СНД Александр Коробушин. На днях он решил выслушать все, что местный малый бизнес думает о системных проблемах предпринимательства. Организованный им круглый стол, на мой взгляд, лишь подтвердил, что уполномоченным в наших регионах явно будет чем заняться в плане сбора и структурирования информации с мест. Но общая картина самых волнующих проблем сложилась.
Показательно - приехали на мероприятие далеко не все приглашенные бизнесмены. А те, что приехали, с разной степенью убедительности сетовали на сложности с поставщиками ресурсов, их дороговизну, возрастающее налоговое и неналоговое бремя, невнимание чиновников. Участники из Александрова, например, не могли скрыть разочарования от отсутствия на встрече анонсированного директора департамента развития предпринимательства Натальи Май. Дескать, дозвониться до нее не могут, и личная встреча не состоялась, а пришедший вместо нее зам не уполномочен решать...
Проблема первая: энергетика
Как выразился один из участников встречи, «все адовы круги надо пройти по инстанциям, чтобы получить необходимые мощности».
Оратора попытались успокоить: президент уже поручил правительству подготовить предложения по изменению технологического порядка присоединения к инфраструктуре естественных монополий и недопущению необоснованных издержек.
Предприниматель из Петушинского района Александр Силко решил дополнить: менять ситуацию надо как можно быстрее, поскольку бизнес оказался в заведомо проигрышном положении:
- Месяц назад я сравнивал нас с Беларусью. Один киловатт энергии там стоит порядка 2 рублей. У нас ‑ больше 4-х. То же самое с газом, бензином. О какой конкуренции может идти речь при открытых-то границах?
Проблема вторая: легально работать невыгодно
Мало того что «из ВТО пошел дешевый товар», так родное государство чем может усложняет жизнь легальному предпринимателю. Тот же Силко на примере своего бизнеса объяснил:
- Мое дело построено на торговле. Все, кто связан с производством и продажей алкоголя, меня поймут. Последние 2-3 года резко поднимаются минимальные цены на спиртное. А в итоге? Развязались руки у всякой нечисти, которая торгует непонятно чем. Вокруг моих магазинов напропалую продают подпольную водку. Органы правопорядка самоустранились. Никто ничего менять не хочет. Но я же плачу налоги! Плачу за лицензию. За все! А там человек продает дешевую водку - и ему хорошо. Он-то ни за что не платит. То же самое - с автоперевозчиками. Легальные в итоге в минусе. То же касается производителей: они за все платят, а подпольщики в левых цехах им цены сбивают. Давайте порядок наводить!
Один из перевозчиков его поддержал. ИП Владимир Князев о проблеме с конкурентами-нелегалами сказал так:
- ГИБДД кивает на департамент транспорта. Департамент ‑ на ГИБДД. Так и ходим по кругу. А тем временем недобросовестная, незаконная конкуренция подводит нас, перевозчиков, к черте. За последний год в области 5 предприятий разорилось.
Проблема третья: сети без границ
Заместитель главы администрации Судогодского района по экономике Нина Медведева высказывает свои опасения за судьбу небольших местных продуктовых магазинчиков. Их бизнес постепенно умирает из-за экспансии крупных сетей. Разумеется, Нина Владимировна понимает, что нам в рамках области не удастся повернуть вспять все течение мировой экономики и мелкая торговля большую не одолеет. От сетей никуда не деться. Но с правилами игры надо определяться жестче и точнее, дает понять Медведева.
Например, сетевые супер- и гипермаркеты располагать у границ населенных пунктов, а не под боком у магазинов шаговой доступности. Пока власти на местах отрегулировать это не могут. Или не хотят. Нет для этого ни закона, ни приказа. Сети приходят и покупают помещения у частников. Все.
Второе - бюджеты городов, поселений, да и области от федеральных сетей фактически ничего не получают. Сети не регистрируют свои магазины в регионах как обособленные подразделения. В итоге даже НДФЛ платят по месту регистрации сети ‑ кто в Краснодаре, кто в Ярославле... Местным от них не достается ничего, кроме зарплат персоналу. Тем временем местный торговый малый бизнес в Судогодском районе за год, по словам Медведевой, заплатил в бюджет больше 17 млн рублей. Понятно, что власти на местах не хотят лишаться этих денег. Но лишатся, если не введут иные правила игры для захождения в регионы федеральных торговых сетей. Мелкие лавчонки рядом с супермаркетами неизбежно прогорят.
Вывод Медведевой - нужна норма, заставляющая сети регистрироваться на территории фактического нахождения своих объектов. Надо заставить их платить хотя бы часть налогов у нас. А еще - установить процент для сетей по присутствию на их полках местных производителей. И без всяких оплат «входных билетов» и «бонусов». Производители ни за что платить не должны! Они и так, мол, вкалывают день и ночь.
Проблема четвертая: налоги, взносы и страховка
Некоторые участники диалога выносили соблазнительные, хотя и забавные предложения «сделать конкретный район или всю область офшорной зоной». Тогда, мол, к нам хлынут инвестиции. Другие сетовали на власти муниципалитетов, не желающие снижать коэффициенты по ставкам местных налогов, а наоборот ‑ берущих по максимуму. Но поддержку нашли далеко не у всех своих коллег. Например, Александр Силко тоже недоволен максимальными ставками, но позицию МО понимает:
- Все, что на низшем уровне муниципальности - дотационное. У них в поселениях бюджеты скудные. Взять больше им неоткуда. Вот они и включают максимальные ставки. Они же на что-то должны выполнять социальные вопросы... Как они могут уступить? Они пытаются дыры закрыть. А про наши дыры им неинтересно. Но бизнесу тоже тяжело. И как здесь найти середину, не представляю сейчас.
Тут прозвучал рецепт от Нины Медведевой:
- Варьировать надо, в зависимости от того, какое направление бизнеса развивается.
А вот Владимир Князев вообще предложил ввести налоговые каникулы. Тогда, мол, предприниматели больше рабочих мест создадут. Так ли это - вопрос. Но, если верить представителям малого бизнеса, их налоговое и неналоговое (страховые взносы) бремя составляет сейчас в среднем 60-65% от всех заработков. А Князев сказал, что прибыль его бизнеса составляет всего 5%. Жить на них, наверное, можно. Но как развиваться? На что обновлять автопарк? Предприниматель напомнил о планах области по переходу на газомоторное топливо. Замечательно! Но небольшие перевозчики покупку новых автобусов сами не потянут. К тому же в регионе пока не развита инфраструктура заправочных газовых станций.
Повышение страховых взносов Владимир Анатольевич прокомментировал: «Это нас взяло за горло».
Рост кадастровой стоимости земли бизнесменам тоже настроения не улучшил. Аренда выросла у кого в 5, а у кого и в 10 раз. Некоторые пытаются судиться, не в силах платить. Но Князев считает, что эту проблему надо решать не в стиле «каждый сам за себя», а вместе. Выходить к депутатам ЗС, ГД. Ведь, в конце концов, даже за счет клиентуры те же перевозчики свои проблемы с возросшими расходами решить могут далеко не всегда. Тарифы утверждаются раз в год и слишком рано: например, свои расчеты по тарифам на 2015 год перевозчики должны подать до 1 мая 2014-го. «Откуда я знаю сейчас, что будет в 2015 году? Какие цены будут на ГСМ? Какие законы примутся?»
Кстати, о законах-сюрпризах. Региональная Ассоциация перевозчиков (40 предприятий!) поручила Владимиру Князеву поднять важную ‑ и затратную - для них тему: страхование пассажиров общественного транспорта. Закон вступил в силу в прошлом году. Как выразился Князев, это дополнительное ОСАГО. Перевозчики саму идею одобряют ‑ страховать пассажиров надо. Но вот с тарифами категорически не согласны. На один автобус ‑ 30-40 тысяч рублей/год. А если автобусов 20-30-40? Это накладно. При этом нет понимания, откуда вообще взялся тариф? Князев утверждает, что перевозчики в прошлом году заплатили страховым компаниям по «дополнительному ОСАГО» порядка 16 млн рублей, а возмещение пассажирам попавших в ДТП автобусов едва ли превысило 100 тысяч.
- Представляете разницу? - сказал он. - Страховщики лоббируют свои интересы. Если приводить опыт Латвии и Литвы, то у них такой пакет стоит порядка 250-300 евро. По-моему, тарифы надо пересматривать.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
34 минуты назад «Ростелеком» и Соцфонд объявляют об открытии Х юбилейного конкурса «Спасибо интернету — 2024»
Начался прием работ на Х Всероссийский конкурс «Спасибо интернету — 2024», организованный «Ростелекомом» и Социальным фондом России при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО «Цифровая экон…
38 минут назад Бывшего замглавы администрации Коврова по ЖКХ обвиняют в получении взятки
Бывшего заместителя главы администрации Коврова по ЖКХ обвиняют в получении взятки в особо крупном размере. Об этом сообщает Следственный комитет по Владимирской области на основании материалов регионального УФСБ. Также…