14 мая 2014 в 19:12

Железная дорога ‑ магистраль и источник наживы

Отсутствием набережной Владимир обязан своему почетному гражданину Чевкину. 155 лет назад Главное общество российских железных дорог заняло под устройство Московско-Нижегородской дороги около 10 десятин принадлежавшей городу Владимиру земли. Эта магистраль должна была стать частью сети железных дорог, призванной соединить Санкт-Петербург с Варшавой и прусской границей, Москву с Нижним Новгородом, Курском и Орлом, Либавой и Феодосией.

Водопровод на «дорожные» деньги
В Государственном архиве Владимирской области имеется черновик письма владимирскому губернатору П.А.Шатохину от городского головы А.А.Никитина: «Главное общество Российских железных дорог в 1859 году заняло под устройство Московско-Нижегородской железной дороги более 11 десятин (по мнению городского головы. ‑ М.П.) принадлежавшей городу земли, без согласия граждан и даже без спроса их». Основную часть денег за землю Владимир получил, а возмещение за спорные земельные десятины и сажени из-за отсутствия договоренности обеих сторон ‑ нет. Никитин просил губернатора помочь, указав причину своего беспокойства: во Владимире начались работы по строительству городского водопровода.
Но денег не хватало. Их можно было либо занять у частных лиц под большие проценты или использовать невыплаченную часть денежных средств за городские земли, отошедшие под железную дорогу. В октябре 1865 года Государственный совет утвердил отчуждение из владения Владимира под устройство Московско-Нижегородской железной дороги лишь 9 десятин 1478,8 квадратных сажень земли с выдачей оставшегося вознаграждения в количестве 3613 рублей 9 копеек. Из окончательного расчета исключили землю по берегам рек Клязьмы, Рпени и Лыбеди. Первую ветвь городского водопровода достроили, и 30 августа 1866 года он был освящен.
А вот тяжба с Обществом железных дорог затянулась на десятилетия. В 1880 году на одном из заседаний Владимирской городской думы рассматривался вопрос о том, что Общество выплатило деньги Владимиру за отошедшие ему земли, а официальные документы на их владение отсутствовали. Указывалась и причина сложившейся ситуации: по мнению владимирцев, количество отобранных городских земель Общество значительно занизило.
Купеческая вдова и Госсовет
Железная дорога Москва - Нижний Новгород проходила по трем губерниям: Московской, Владимирской, Нижегородской, всю линию поделили на два отделения ‑ Москва - Владимир и Владимир - Нижний Новгород. Первое отделение возглавлял французский инженер Жюто. В 1859 году работы шли быстрыми темпами, вчерне подготовили 142 версты земляного полотна, одновременно укреплялись откосы. К началу 1860 года сооружение полотна железной дороги было почти готово.
18 июня 1860 года владимирская купеческая вдова 3-й гильдии Авдотья Семеновна Белоглазова обратилась к владимирскому губернатору Е.С.Тиличееву с прошением: «Под линию железной дороги отходит мой двухэтажный на каменном фундаменте дом с строением и землею в количестве 750 кв. саж., состоящие в ведомстве 1-й части близ Летнего перевоза. Строители железной дороги землею моей уже завладели, и другой год я не пользуюсь ею, ожидая вознаграждения законного... Прикажите строителям дороги до сломки моих строений и дома вознаградить меня добровольно <...> а до того времени воспретить застращивать меня и беспокоить завладением моею собственностью...».
21 июня в 10 часов вечера рабочие железной дороги под руководством частного пристава Васильева и француза Луазона в отсутствие Авдотьи Семеновны самовольно сломали при ее доме сараи и другие постройки. Она тут же написала губернатору. Дело закончилось лишь в 1862 году. Общество железных дорог назначило Белоглазовой в возмещение за дом с пристройками и землю 6727 рублей 86 копеек. Авдотья Семеновна требовала, чтобы ей заплатили больше. Дело рассматривалось в Государственном совете и было решено выдать Белоглазовой 6727 рублей 86 копеек.
Тяжбы за имущество
Борьба за выгодную продажу своего имущества Главному обществу российских железных дорог шла не на жизнь, а на смерть. Владимирские купцы Федор Алексеевич и его племянник Николай Васильевич Боровецкие бились до последней копейки. Первоначально они согласились с оценкой своей земли (15496 рублей 95 копеек), отошедшей Обществу. Но позднее предъявили претензии. По мнению Боровецких, «не входящая в состав железной дороги (имелось в виду только полотно с рельсами. ‑ М.П.)» земля должна быть куплена у них на более выгодных условиях.
В декабре 1861 года главный управлявший путями сообщения и публичными зданиями К.В. Чевкин, рассматривая спорное дело, вынес решение удовлетворить претензии Боровецких. В июле следующего года владимирские купцы опять обратились с жалобой на Главное общество российских железных дорог. Началась многолетняя тяжба.
Прибегая к помощи владимирской полиции, Николая Боровецкого пытались заставить подписать все необходимые финансовые документы. Он же объявил, что к совершению оформления документов приступит не ранее, как по получении процентных 297 рублей 42 копеек.
11 февраля 1864 года купеческому племяннику Н.В.Боровецкому были выданы 135 рублей 63 копейки. Но Николай Боровецкий не успокоился. Очередное его «домогательство» Общество признало неправильным.
Почетный гражданин № 3
31 марта 1872 года исполнилось 50 лет службы члена Государственного совета, генерала от инфантерии, генерала-адъютанта К.В.Чевкина. Юбилей успешного чиновника отмечался пышно. Ему был пожалован украшенный алмазами портрет императора.
Владимирцы решили присоединиться к юбилейным торжествам. 11 апреля 1872 г. на заседании Владимирской городской думы гласный М.М.Ранг выступил с предложением ходатайствовать о возведении генерал-адъютанта К.В.Чевкина в звание почетного гражданина города Владимира. До него лишь губернатор В.Н.Струков и командир Великолуцкого полка А.П.Поль удостаивались этого звания. Хотя надо отметить, что Константин Владимирович вряд ли бывал во Владимире.
В докладе М.М.Ранга о заслугах К.В.Чевкина перед городом говорилось буквально следующее: «Генералу Чевкину Владимир обязан постройкою железной дороги, прошедшей через самый город по нижней его части, вопреки первоначальному предположению, по которому дорога эта назначалась на северной стороне Владимира, за Юрьевской заставою, ‑ чрез это сообщение с нею городских жителей было бы крайне неудобно и затруднительно, тем более что станция железной дороги вместо того, чтобы быть как теперь в самом городе, должна была находиться близ Доброго села. Сверх того, сооружение станции внутри города дало возможность многим обывателям весьма выгодно продать свои дома, отошедшие под линию железной дороги, и тем поправить свое состояние». О том, что железнодорожное полотно отделило город от Клязьмы и лишило его набережной, не было сказано ни слова. Члены городской думы приняли предложение единогласно. 9 марта 1873 года Чевкин был удостоен звания «Почетный гражданин города Владимира». Через два года он умер в Ницце. Некрологи о нем поместили многие российские газеты. Местные периодические издания по случаю смерти Чевкина не написали ни строки.

Маргарита Попова,
кандидат исторических наук

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:16 На пожаре в Ковровском районе обнаружено тело погибшего мужчины
Утром в воскресенье, 24 ноября, в поселке Восход Ковровского района вспыхнул частный жилой дом. На момент приезда пожарных деревянное строение горело на всей площади.
сегодня в 11:16 Во Владимире ведётся активная борьба с ясеневой изумрудной златкой
Не первый год в областном центре идет борьба с серьезным карантинным вредителем — ясеневой изумрудной златкой. Деревья, пораженные личинками этих насекомых, вылечить невозможно. Единственный выход — вырубка, а затем комп…