23 июня 2014 в 18:12

Конфликты «врач vs пациент» будут решать специальные медиаторы

Фото: Ирина ИГНАТОВА.
Взаимоотношения врачей и пациентов - порой очень непростые и конфликтные - в центре внимания региональной Врачебной палаты.

Ее руководитель заслуженный врач РФ Анатолий Ильин говорит:
- Недавно в Москве прошла всероссийская конференция «Право и медицина» по защите интересов пациентов и врачей. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль обеспокоен - структура, которая бы защищала врачей, так и не создана. А объем претензий к докторам - в большинстве своем несправедливых - растет как снежный ком.
Экспертиза качества медицинской помощи существует только в рамках страховых компаний, но люди редко обращаются к ним. Между тем уровень правовой грамотности самих врачей невысок. Опыт защиты медиков, да и то небольшой, наработан пока только в Смоленской и Ленинградской областях. Там действует третейский суд и медиация - служба альтернативного рассмотрения конфликта до судебного разбирательства.
За последние полтора года, по данным статистики, число жителей Владимирской области, удовлетворенных качеством медицинского обслуживания, увеличилось. Однако до совершенства далеко. Конфликтными ситуациями и числом жалоб обеспокоены специалисты департамента здравоохранения области. Для того чтобы граждане могли пожаловаться, на сайте департамента есть список подведомственных учреждений и телефоны, по которым можно обращаться. Есть возможность рассказать о своей ситуации и на портале АВО. И люди с возмущением и отчаянием описывают ситуации, с которыми им пришлось столкнуться.
...Муж выписан после операции. Медсестра в поликлинике не нашла карточки и заявила: «Что вы мне мозги канифолите?!» А врач, сославшись на то, что пришли не в тот день, отказался лечить...
...Больной на приеме в травмпункте попросил выписать больничный лист. В ответ услышал: «Все облопались водки в праздники, с травмами пришли, а теперь всем вам больничный лист подавай!»
- Подобные нелицеприятные высказывания можно зачастую услышать в наших больницах, - утверждает Ильин. - И это несмотря на то, что у нас есть кодексы этики и чести врача, медсестры...
Впрочем, и к медикам сегодня многие люди относятся с негативом. Каждый случай невнимательности, грубости и попустительства надолго оставляет глубокий след, не говоря уже о врачебных ошибках и халатности...
Уровень образования и подготовки медиков снизился. Об этом говорят хотя бы скандальные факты с поступлением во Второй московский мединститут имени Пирогова. Случайные и не имеющие склонности к медицине выпускники школ за взятки занимали бюджетные места в вузе, престиж которого складывался десятилетиями. Во время сессий за деньги получали оценки за профильные предметы… Чему удивляться, когда всплывают страшные истории о гибели пациентов - больших и маленьких, - ведь безграмотные специалисты не могут лечить... Однако шлейф непрофессионализма отдельных «врачей» распространяется на всю корпорацию.
Специфика работы врачей такова, что часто на их глазах умирают люди. Бывает, что спасти больного, несмотря на предпринятые усилия, не удается. В этих случаях докторам приходится принимать удар на себя, выслушивать горькие и незаслуженные обвинения. Даже хороших врачей и правомерность их действий сегодня некому защитить. Особенно, если неподкрепленное доказательствами эмоциональное обвинение поддерживает пресса, заявляя, что человек погиб по вине врача...
- Конфликтная ситуация в медицине - многовековая проблема, - отметил Александр Кирюхин. - Как сохранить права медицинского работника?
Он поддержал предложение разработать правовой механизм досудебного разбирательства и определить структуру, которая бы этим занималась. Сегодня разбором жалоб о доступности и качестве медицинской помощи занимаются специалисты нескольких отделов департамента здравоохранения.
Кирюхин убежден: активнее должна работать и система медицинского страхования, контролирующая порядок оказания медицинской помощи.
Он затронул также еще одну проблему: соизмеримости вины. Врачей часто строго наказывают даже за малейшие нарушения. Пример: в Вязниковском районе доктора лишили права работать за то, что он взял тысячу рублей за выдачу больничного листа. В итоге 10 тысяч жителей надолго остались без медицинской помощи.
- Я ни в коей мере не оправдываю взяточничество, но и оставлять людей без врачебной помощи тоже нельзя. Других-то докторов просто нет! - считает Кирюхин.
Сегодня в отдельных ЛПУ появились юристы, но зарплаты у них небольшие, а объем работы огромен. Претензиями больных они занимаются лишь частично.
- Мы рассмотрели 70 обращений за прошлый год. Только одно ушло в судебное разбирательство, остальные разрешили в досудебном порядке. Хотелось бы единой юридической политики, - высказалась юрист первой поликлиники Владимира Оксана Кофтеба.
- Много проблем во взаимоотношениях врачей и пациентов, - признает главврач Гороховецкой ЦРБ Василий Бондаренко. - Порой трудно доказать, кто прав, кто виноват, такая тонкая грань. Необходимо, чтобы конфликты рассматривали люди с двумя образованиями: медицинским и юридическим. Но у нас мало таких специалистов.
- Суд часто принимает решение в пользу пациента, - говорит главврач Вязниковской ЦРБ Марина Коновалова. - У нас был случай, когда и экспертиза подтвердила правомерность действий наших сотрудников, однако нас осудили за некачественно оказанную услугу.
Все сошлись на одном: защита необходима и врачам, и пациентам. Нужна структура, которая занималась бы этими вопросами. И такая служба досудебного урегулирования споров скоро появится на базе региональной Врачебной палаты. Помогать в ее создании будут специалисты Юридического института ВлГУ.
- Альтернативные способы разрешения споров есть, - заявила его директор Ольга Третьякова. - За рубежом существуют организации, которые занимаются медиацией. Причем принцип добровольности у них не соблюдается - отказавшемуся от процедуры медиации назначают выплату издержек.
В РФ недавно принят федеральный закон о процедуре медиации. Это наиболее перспективный способ разрешения конфликта. Обе стороны остаются в выигрыше, и конфронтации не происходит. Максимальный срок рассмотрения спора - 60 дней. Это намного оперативнее, чем в судах, где тяжбы длятся годами. Особенно актуальна служба медиации для районных больниц.
Около 40-60% споров могут заканчиваться в досудебном порядке. При этом пациент получает возможность полной информированности и утрачивает недоверие к медикам, а больница сохраняет позитивный контакт с пациентом, долгосрочные отношения и материал для мониторинга.
Сомедиаторами юристов должны стать опытные врачи, среди которых немало таких, кто готов помогать разрешать конфликты.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад Во Владимирской области на полях с зерновыми и травами стало больше грызунов
На владимирских полях после зимы расплодились мыши, сообщает пресс-служба владимирского филиала Россельхозцентра. Информация по особо опасным вредным объектам обновлена по состоянию на 24 апреля, исходя из данных весенне…
48 минут назад Глава Владимирской области выступил на конференции «Россия – большая семья больших семей»
Губернатор Александр Авдеев возглавляет делегацию Владимирской области на Всероссийской конференции «Россия – большая семья больших семей». Он выступил по теме «Практика ответственного ведения бизнеса как инструмент демо…