10 сентября 2014 в 16:48

Тариф в помощь

Есть некий парадокс: многие россияне уверены - инфляцию в стране разгоняет именно рост тарифов на коммуналку. А бизнес от ЖКХ уверяет, что с нынешними тарифами он работает на грани выживания. Но не сам ли бизнес виноват в своих проблемах, поскольку не утруждается грамотно и вовремя обосновывать свои тарифные заявки и не стремится тратить деньги на инвестиции, усугубляя плачевное состояние коммуналки?

- Если люди видят, что сети приводятся в порядок, видят реальную работу, они совершенно иначе реагируют на рост тарифов, - уверен директор департамента цен и тарифов АВО Роман Сорокин. - Они понимают, что эти деньги идут на увеличение надежности сетей, вкладываются в энергоэффективные технологии, что должно когда-нибудь привести к снижению тарифов...
Между прочим, объем российского рынка ЖКХ только по официальной статистике оценивается в $32 млрд. Это примерно 1,2 трлн рублей. Доля региона ‑ около 12 млрд. Сумасшедшие деньги. Как они используются? Выясняем.
Уход от перекрестного субсидирования
У наших промышленников есть повод для недовольства тарифами: именно бизнес фактически субсидирует цену электроэнергии для населения. Граждане до сих пор платят за электро по тарифам, не возмещающим ее реальной стоимости. Объем перекрестного субсидирования по стране достигает 200 млрд рублей в год, а по Владимирской области ‑ больше 2 млрд (около 4% регионального бюджета).
Именно постоянный рост тарифов на коммуналку директора предприятий называют основным фактором вынужденного удорожания их продукции. Ведь чем дороже их товар, тем он менее конкурентоспособен. Строить же собственные сети и генерацию мало кому по силам. Правительство рассчитывает до 2022 года ликвидировать перекрестное субсидирование, осознавая, что быстрый рост население не потянет. Но и бизнес душить нельзя. Вся надежда ‑ на оптимизацию издержек поставщиков ресурса. Президент Владимир Путин сформулировал: «Оплачивать чужую неэффективность наши граждане и предприятия не должны».
Забавно, но до этого года понятия «рентабельность» в нашей регулируемой коммуналке вообще не было. Прибыль подразумевалась, но ее включали в расчет тарифов «как экономически обоснованный расход на социальное развитие организации, капитальные вложения, включаемые с учетом утвержденных инвестпрограмм, и налоги». То есть честно разбогатеть на ЖКХ официально не позволялось. Сейчас, говорит Сорокин, понятие «рентабельность» появляется. В теплоснабжении ее минимальный уровень - 0,5%, а при реализации инвестпрограмм величина прибыли, направляемой на капитальные вложения, не должна превышать 7%, при долгосрочной индексации ‑ 12%. В водоснабжении и водоотведении введено понятие «предпринимательской прибыли» (не более 5%), но ее учитывают только в отношении гарантирующей организации, которую назначает муниципалитет в схеме водоснабжения.
Иногда их все-таки снижают...
Тарифы с 2012 года, как известно, повышаются раз в год 1 июля. Тариф на тепло у нас в этом году вырос лишь на 3,4 процента (годом ранее был 15-процентный рост), а на водоснабжение и водоотведение ‑ на 4,4 процента (в 2013-м рост составил 11,9 процента). Это самый низкий рост в ЦФО. При этом для 70 теплоснабжающих организаций (из 170 регулируемых) тарифы на теплоэнергию впервые установлены на три года. Вопреки мнению, что тарифы могут только расти, в отдельных муниципалитетах они даже снизились.
Это заслуга АВО и прокуратуры, выяснивших, что некоторые компании не уведомили департамент ЦиТ об изменениях в своем производственном комплексе (избавились от части котельных, а затраты на их содержание в тарифе оставили). Речь о Лакинске, Собинке, Гороховце, Селивановском районе, поселке Содышка. Там тарифы на тепло упали на 6-9 процентов.
Не проси, а обоснуй
Сейчас во Владимирской области работают 420 организаций, тарифы на услуги которых подлежат установлению в департаменте. Это компании, которые обеспечивают нас электроэнергией, теплом, водой (водоотведением) и утилизацией ТБО. Тарифы устанавливаются в рамках предельных темпов роста, ежегодно утверждаемых по каждой отрасли Федеральной службой по тарифам.
Никаких избыточных требований департамент не допускает, дает понять Роман Сорокин. Перечень и состав обосновывающих материалов, вносимых на экономическую экспертизу тарифа, устанавливает Правительство РФ. И любая тарифная заявка должна подтверждаться по каждой статье затрат первичной бухгалтерской и статотчетностью - таково требование закона.
Сорокин признает - обоснование заявок - сложная и трудоемкая задача. Хорошо справляется с ней примерно четверть компаний в ЖКХ. В основном это крупный бизнес ‑ «ВКС», «Владимирэнерго», «Газпром межрегионгаз Владимир». В этих организациях над заявками работают целые отделы юристов и экономистов. И это вполне оправданно - для большой компании цена вопроса очень велика.
- Любая копейка в тарифе для крупной компании ‑ это миллионы и десятки миллионов рублей, - говорит Сорокин.
Есть и небольшие организации, которые стараются с обоснованиями. А вот с большинством мелких коммунальных компаний говорить сложно: они без устали жалуются на нехватку тарифа, но документов, подтверждающих их расходы, не допросишься.
- К сожалению, большинство организаций свои обоснования подают не вовремя и некачественно. Экономят на квалифицированных юристах и экономистах. В итоге только в этом году мы исключили из тарифных заявок более 2 млрд рублей (около 7%). Если вносимые на рассмотрение документы не в полном объеме удовлетворяют требованиям законодательства, регулируемые организации могут рассчитывать лишь на индексацию ранее доказанных затрат, - объясняет Сорокин. - Мы часто слышим, что департамент устанавливает «заниженные» тарифы. На самом деле такие ситуации возможны лишь в том случае, если предприятие свои расходы не может подтвердить документально. Но с какой стати потребители должны платить больше?
Что мы все-таки оплачиваем?
Кроме зарплат и поддержания имущества в рабочем состоянии, в необходимую валовую выручку (тариф) включаются затраты на приобретение топливно-энергетических ресурсов (это более 50% всех затрат), амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, плата за негативное воздействие на окружающую среду, арендная и концессионная плата, лизинговые платежи, расходы на командировки и обучение персонала, на страхование производственных объектов и налоги.
Я спросила эксперта: в накопленных в муниципалитетах долгах за газ чего больше - некомпетентности или умысла? Сорокин считает, что это было скорее недобросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям некоторых руководителей муниципалитетов, которое сегодня очень дорого обходится потребителям:
- Уже ни для кого не секрет, что низкие тарифы в ряде территорий - это следствие проводимой ранее на местах популистской политики. Из-за огромных долгов за газ сейчас под угрозу поставлено теплоснабжение целых населенных пунктов. При этом по закону в сфере тарифного регулирования включение накопленных долгов в расчет тарифов недопустимо. Потребители уже однажды за все заплатили. Решить эту проблему ‑ в том числе на будущее - можно только исключением с этого рынка неблагонадежных компаний.

блиц
«Газ пока самый дешевый ресурс»
- Роман Николаевич, бизнес от ЖКХ жалуется, что работает чуть ли не в убыток...
- Наверное, в этом случае он бы весь обанкротился. Просто любой бизнес хочет больше зарабатывать. Это понятно.
- Какой самый дешевый ресурс?
- Пока еще газ.
- Насколько плохое состояние оборудования у теплоснабженцев? Они же закладывают потери в тариф, от которых можно делать выводы?
- Потери закладываются нормативные. Можно и сверхнормативные, но при условии, что 75% ресурса оплачивается потребителями по показаниям приборов учета и к тарифной заявке прилагается утвержденная инвестиционная программа, в которой прописано, как они собираются уменьшать потери со сверхнормативного до нормативного уровня. Четкие сроки. Объем инвестиций. Что конкретно заменят. Только при этих условиях.
- Кто-то в регионе уже так делал?
- «ВОТЭК» в Гусь-Хрустальном. У него инвестиционная программа на три года. Там пока потери в два раза больше норматива.
- То есть жители города платят больше в два раза?
- Нет. Это не тариф в два раза больше. А потери ‑ часть тарифа.
- Кто несет ответственность за достоверность сведений в заявках?
- Заявитель.
- Получается, компании, искажающие свои плановые обоснования, пользуются беспроцентным кредитом от потребителей?
- Получается так. Но есть возможность исправить это быстро, что мы и сделали в случае с «Теплогазом». Главное - эти деньги потребителям вернутся.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
14 минут назад Во Владимирской области система «Стрелец-мониторинг» предотвратила пожар в школе
В Новоалександровской общеобразовательной школе в Суздальском районе вечером 28 марта сработала пожарная сигнализация. Сигнал в 19:30 передал программно-аппаратный комплекс «Стрелец-мониторинг». Как сообщил охранник, пос…
21 минуту назад Группа ВТБ: олимпийские чемпионы выйдут на старт Югорского лыжного марафона
В Ханты-Мансийске на дистанцию 50 км Югорского лыжного марафона выйдут знаменитые олимпийские чемпионы – золотой призер Сочи-2014 по лыжным гонкам Александр Легков, бронзовые медалисты Иван Алыпов и Алексей Петухов, а та…