Вселенная и мейоз
В этот раз я застала Людмилу Ивановну в радостном недоумении. Она рассматривала ворох детских рисунков.
- Потрясающие работы! Каждая ‑ творение! Дрожь по телу! ‑ восклицала она. Она просила пятиклассников изобразить Вселенную, состоящую из небесных тел, газа и пыли. Результат - каждый ребенок удивил своей фантазией и полетом мысли.
- Чем мы больше знаем, тем больше степень нашего незнания - таков просветительский принцип биолога Рожковой. - Дети не просто изобразили Вселенную как краску на палитре. Они смешали краски, получили новые цвета Галактики. Один мальчик даже новые планеты вычислил, нарисовал их и дал название ‑ Смайли и Карла.
У Людмилы Ивановны своя манера вести урок. Серьезная. Вот она размышляет с учениками 6 «Б» о делении клетки, мейозе... Ученики для нее не меньше, чем будущие ученые, которым предстоят жажда познания и радость открытия. Поэтому ребята их и делают ‑ на каждом уроке. Пусть маленькие, но свои.
- Видеть озарение - счастье! Сегодня, к примеру, ребенок сам открыл, что клетка растет, потому что пополняется питательными веществами. Всегда стараюсь склонить учеников к полемике. И работы они выполняют по-разному. И нужно к каждой относиться трепетно ‑ вдруг какую-нибудь идею не разглядишь...
Работа с одаренными детьми ‑ одно из направлений, которое Рожкова курирует как завуч. И даже банк данных составляет по успехам своих учеников. У кого-то способности к хореографии, у кого-то ‑ к музыке, у кого-то - склонность к научной работе...
Профильное обучение и одаренность
36-я школа областного центра уже много лет дает самое большое количество победителей областных олимпиад. В чем секрет?
- Я - замдиректора школы по профильному образованию, - рассказывает Людмила Ивановна. ‑ Мы каждый год выпускаем по нескольку 11-х классов. Знаю каждого ученика и его дальнейшую судьбу. Поскольку школа общеобразовательная, то всякое бывает - есть дети из неблагополучных семей. Но мы создаем возможности для развития каждого ребенка. Внимательно беседуем со всеми после начальной школы, перед выбором профиля. В любой момент ребенок может поменять профессиональный ориентир и выбрать иной профильный класс. Если вдруг поймет, что пошел не туда, что ему интересно другое. Однако сегодня расслабляться нельзя, надо получать классическое образование. Ведь средний балл аттестата вновь будет учитываться при поступлении в вузы.
Сегодня в школе несколько профильных классов: медицинский, военно-технический, социально-экономический, а с этого года ‑ еще и психолого-педагогический.
- Важно, чтобы новый профильный класс состоялся! ‑ говорит Рожкова. ‑ Суметь сделать так, чтобы хотя бы половина ребят потом выбрала педагогические специальности и пришла нам на смену.
Подготовка будущих врачей
- В свое время я трижды поступала в институт, - вспоминает Рожкова. - Каждый раз не хватало пол-балла для поступления. Конкурс был большой. Декан биолого-химического факультета Гретта Александровна Соколова взяла меня нелегально вольным слушателем. И вдруг объявили, что будет проверка министерства. Мне сказали: «Уходи, мы не можем рисковать!» Но декан дала возможность сдать экзамены первой сессии. И я сдала на одни пятерки. А позже окончила факультет с красным дипломом. Была комиссаром зонального студенческого отряда.
После двух лет учительства в сельской восьмилетке Рожкову заметили. Пригласили сначала в Суздальский районо, а потом - в облоно. Однако после рождения долгожданной дочки она решила вернуться в школу. Решение не было случайным - ее миссией стала подготовка будущих врачей. Именно в 90-е годы в школе начали набирать ребят в профильные медицинские классы.
Подготовка учеников была настолько сильной, что после сдачи выпускных экзаменов, на которых присутствовали преподаватели Ивановской медицинской академии, их сразу зачисляли в студенты. В одном выпуске из 28 человек 25 поступили в медицинские институты! Да и сегодня, после введения ЕГЭ, ее ученики с легкостью поступают в профильные вузы. Примерно 90 процентов. В этом году кроме медицинских академий Иванова, Москвы, Ярославля и Нижнего ребята поступили на биофак МГУ, химфак Российского химико-технологического университета им. Менделеева, в Университет леса и в «Плешку».
В одном из медицинских классов училась и дочь Людмилы Ивановны Мария. Сейчас она закончила медицинскую академию, проходит интернатуру и в следующем году придет работать во Владимирскую детскую больницу врачом-педиатром.
- От учителя часто зависит дальнейшая судьба ребенка. Важно не делать ошибок. Когда мы набирали первый медицинский класс (тогда с 5-го класса), не взяли одного мальчика - из-за того, что очень неграмотно писал, - вспоминает учительница. - Но мама уговорила. А потом этот мальчик вырос и стал победителем Всероссийской олимпиады по биологии и конкурса «Покори Воробьевы горы», окончил биофак МГУ с красным дипломом.
Эксперименты и мечты
- Их так много! - с улыбкой отвечает Рожкова на вопрос, сколько всего она воспитала победителей олимпиад. - Однако успокаиваться нельзя. Как только учитель успокаивается, он превращается в урокодателя. Можно ведь прийти на урок и заставить детей читать учебник. А можно зажечь интересными идеями и фактами. К примеру, в 5-м классе я рассказала о планете Глория, которая движется по той же орбите, что и Земля. Существует она дольше Земли, и есть вероятность, что инопланетяне посылают нам сигналы именно оттуда. На следующем уроке уже дети радовали меня своей заинтересованностью и ответами.
Учителю, конечно, трудно бывает найти взаимопонимание в семье. Прихожу с работы, а муж спрашивает: «Почему молчишь? Почему не разговариваешь со мной?» А у меня просто сил нет - наговорилась. Да еще нужно каждый вечер новый урок разработать. Муж в недоумении: «Да тебе после стольких лет надо дверь ногой открывать и уроки без подготовки проводить!» Но я знаю, что потерять профессионализм в современной школе легко.
Дети теперь мыслят по-другому. Новых методических пособий много. Нужно осваивать интерактивные доски, электронные микроскопы, цифровые лаборатории. Мы попробовали экспериментально использовать пособие «навигатор» при изучении анатомии в 7-9 классах. К информации, заложенной в схемах, прилагаются иллюстративные диски, лабораторные работы, презентации и даже электронные атласы. Проект профинансировало городское управление образования. На экзамене в 9-м классе получили отличные результаты. 5 человек выполнили ГИА на 100%, остальные - на 95.
- Мечтаю о том, чтобы во Владимире вернулась кафедра послевузовского медицинского образования, - говорит Рожкова. - Раньше же были и кафедра хирургии, и гастроэнтерологии. Тогда и интерны, вместо того чтобы учиться в клиниках Москвы и Иванова, будут постигать опыт в наших больницах - и закрепляться здесь. Я рада, что губернатор занялась этой проблемой, и надеюсь, что наши дети, получившие красные дипломы медицинских академий, начнут возвращаться во Владимирскую область. А еще очень хочу побыстрее стать бабушкой и помочь внуку выбрать благородную профессию доктора.
Ирина ИГНАТОВА
Фото автора
1 октября 2014 в 20:26
Метод Рожковой
С этой учительницей я познакомилась много лет назад - во время одной из церемоний награждения победителей областных школьных предметных олимпиад. Я попросила тогда Людмилу Ивановну Рожкову представить ее учеников-победителей. Помню свое изумление, когда она выстроила целых две шеренги лауреатов. Все ‑ из владимирской 36-й школы! Все ‑ из ее классов! Людмила Ивановна Рожкова, которая более 30 лет отдала педагогической профессии, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения и настоящий подвижник - подготовила сотни будущих медиков и ученых.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…
сегодня в 10:15 В Гороховце прокуратура обнаружила «призрачные» газовые трубы
На улицах Кооперативная и Южная в райцентре во время прокурорской проверки были выявлены два участка газопровода протяженность почти 300 метров, у которых нет хозяев.