1 октября 2014 в 20:35

Место в пищевой цепочке

Как-то компания «Нестле» пригласила нас на фабрику в Вязники. Мы сели и подумали ‑ чем не удачный повод своими глазами увидеть, как живется на Владимирской земле в условиях санкций якорному иностранному инвестору? А главное - сбылись ли ожидания, которых всегда в избытке перед запуском крупных предприятий? Какие именно плюсы получил регион от прихода глобальной компании? Использовали ли местные бизнесмены потенциальные возможности стать субподрядчиками крупного бизнеса? Итак, как стать «своим» для крупного инвестора? Ответы искали наши корреспонденты.

Ожидания
перемен
Соглашение о сотрудничестве между администрацией области и швейцарской компанией «Нестле» было подписано еще в 2010 году. Весной 2012 года, еще до официального открытия предприятия, было запущено производство по фасовке и упаковке продукции. 21 октября 2013 года состоялось и официальное открытие вязниковской фабрики «Нестле», в котором участвовали губернатор Светлана Орлова, исполнительный вице-президент Nestlé S.A., глава европейского дивизиона компании Лоран Фрекс, посол Швейцарии в России Пьер Хельг и другие высокопоставленные товарищи.
К тому времени экономическая ситуация в Вязниках была уже аховая. Лихорадило текстильные предприятия и завод «ОСВАР». В предбанкротном состоянии пребывали некоторые коммунальные организации. Многие жители города и района искали счастья в отхожем промысле, за пределами малой родины. По данным исследования Центра изучения проблем вынужденной миграции в СНГ, в трети домохозяйств Вязников отправляли членов своих семей в «вынужденные командировки».
Все это не способствовало ни росту бюджета, ни нормальной социальной ситуации. Поэтому крупного инвестора в районе не просто ждали, а ждали с нетерпением. Появление крупного налогоплательщика, готового создать несколько сотен рабочих мест с неплохой и стабильной зарплатой, могло выручить Вязники в непростой экономической ситуации.
Что сбылось?
И вот фабрика работает. Сбылись ли надежды?
Часть - сбылась. Из 600 сотрудников фабрики 540 - жители Вязников и района.
- Многие мои друзья и знакомые работают на «Нестле». Некоторые из них вернулись из Москвы, куда ездили работать вахтовым методом. Когда открылась фабрика, там предложили вполне приличные для Вязников зарплаты. И те, кто не имел планов покинуть город навсегда, смогли найти работу в родном городе, - делится с нами вязниковская коллега Ирина Кузьминова.
Заместитель главы администрации Вязниковского района ‑ начальник финансового управления Валентина Глазунова подтверждает: зарплаты на фабрике - да, привлекательны для вязниковцев. Если средний заработок по району ‑ 22,5 тысячи целковых, то «Нестле» в прошлом году в среднем платила 25 тысяч в месяц. А в этом году средняя зарплата по предприятию - 26 тысяч рублей.
- Выросли соответственно и отчисления НДФЛ в бюджет района. В 2013 году предприятие перечислило НДФЛ на сумму 14 млн 783 тысячи рублей, это составило 5,1% от общего объема поступлений этого налога, а за 8 месяцев текущего года НДФЛ перечислено 9 млн 581 тысяча рублей - 6% от общих поступлений, - на память называет Глазунова. - Еще значительнее выросли поступления от налога на землю. Это связано с завершением периода льготного налогообложения. В прошлом году фабрика заплатила в бюджет поселения 1 млн 34 тысячи рублей, а за 8 месяцев 2014 года -
4 млн 622 тысячи...
Не сырьевая экономика
Но наличие крупного инвестора ценно не только налогами. Не менее, а может быть, и более важен тот мультипликативный эффект, который он запускает в местной экономике. «Крупняку» часто, чтобы не отвлекаться на непрофильные для него «мелочи», выгодно отдать на аутсорсинг массу заказов: транспортное обслуживание, клининг, организацию питания работников. Но что для «крупняка» мелочь ‑ для местного бизнес-сообщества отличные и гарантированные заказы.
Так вот с этим в Вязниках потенциал, на наш взгляд, использован не слишком-то эффективно.
Да, ряд местных компаний получили подряды от «Нестле». Причем постоянные, что особенно важно во время затяжного глобального экономического кризиса. Директор вязниковского филиала ООО «Нестле Россия» Станислав Вибе:
- Транспортные и клининговые услуги, услуги по обслуживанию инженерных сетей мы приобретаем у местных предприятий. И все это постоянно растет в объемах...
Но в структуре затрат фабрики расходы на услуги местного бизнес-сообщества совсем не велики. Объяснимое исключение ‑ энергетики, им просто нет альтернативы.
Но вот самое аппетитное ‑ поставки сырья ‑ нашим не досталось. Можем ли мы считать это своими «выпадающими доходами» и «упущенной выгодой»? Очевидно, да. Но почему швейцарцы не берут местное сырье? Моркови, что ли, в Вязниках нет? Станислав Вибе объясняет для «ВВ» ситуацию:
- Да, нам было бы выгоднее и удобнее приобретать сырье у местных поставщиков. И объем закупок у российских предприятий регулярно растет. Мы постоянно мониторим рынок, проводим анализ производителей, ищем новых поставщиков. Сегодня мы уже примерно половину сырья закупаем у российских аграриев. Но поставщиков из Владимирской области среди них нет. Мы не можем здесь найти ингредиентов, которые бы соответствовали нашим требованиям по спецификации и по качеству. Спецификация на морковь, к примеру, - это несколько страниц текста, где прописано буквально все: влажность, цветность, размер частичек...
Увы, но для наших овощеводов даже организация хранения, мойки и самой простой фасовки своих корнеплодов - до сих пор неразрешимая задача. И потому-то они в массе своей не то что на «Нестле» - в торговые сети не могут пробиться. Нет у них для создания системы нормального хранения, сортировки и упаковки ни средств, ни кадров. А уж наладить производство по сушке и измельчению овощей, добиться стандартизации под требования ведущих мировых производителей «пищевки» - пока что дело и вовсе неподъемное.
Но если мы все же хотим занять эту нишу (а мы ведь хотим?), надо, чтобы не селяне по отдельности этим сами занимались. Чтобы не кто в лес, а кто по дрова - нужны кооперация и поддержка властей.
Планы по созданию регионального аграрного хаба, совмещающего функции оптового рынка сельхозпродукции, места складирования и первичной переработки, планами пока так и остаются. Но без организации современной «предпродажной» подготовки аграрной продукции нашим селянам нечего и думать о своем месте в «пищевой цепочке» таких гигантов, как «Нестле». И потому-то мы с грустью осматривали склад сырья вязниковской фабрики, где высоченные стеллажи заполнены тюками с не нашими высушенными и измельченными овощами и травами. Мы грустили об упущенной выгоде региона-33.
Проектная мощность конкретно этого предприятия - 30 тысяч тонн готовой продукции в год. Продукция такая, что ее вес практически совпадает с весом сырья. А если перевести эти 30 тысяч тонн сухих трав и овощей в «живой» вес? Это какие же объемы получатся? Но пока эта сбытовая ниша владимирскими аграриями не осваивается. Хоть и время благоприятное: кто сумеет сегодня воспользоваться российским эмбарго для товаров европейских аграриев, тот надолго обеспечит себе большие объемы гарантированного сбыта.
Несмотря
на санкции
Быть на «Нестле» и не спросить у фабричных о том, как повлияла на их работу санкционная война, мы не могли.
- Конечно, политическая ситуация, скажем так, новая для всего рынка, - дипломатичен Вибе. - Сложности есть. Валютный курс, например, меняется. Каких-то поставщиков придется заменять. Но все эти вопросы решаемы. Как я уже говорил, у нас постоянно увеличивается доля российских поставок. Есть партнеры по всему миру. Среди основных поставщиков сырья Белоруссия, Индия, Египет, Китай, Россия. Так что планов своих на развитие бизнеса в России компания не меняет. Россия для многих западных компаний ‑ один из ключевых рынков. Плюс - наше предприятие работает не только на российский рынок, но и на страны СНГ.
Станислав Вибе до приезда в Вязники возглавлял завод «Нестле» в подмосковном Жуковском. И там объемы производства росли такими темпами, что стала очевидной необходимость нового производства. Так и появилась фабрика во Владимирской области.
За прошлый год, фактически за первый год работы по полному производственному циклу, объемы производства тут выросли на 15%. При этом фабрика работает лишь на 60% своей проектной мощности. Есть резерв мощности, есть спрос, а на складе готовой продукции на 6 тысяч паллет есть еще свободные места. Значит, производство будет расти и дальше.
Коммерсанты говорят: инвестировать в страну с высоким потребительским спросом, к тому же спросом платежеспособным, - выгодно. Если в 2012 году компания «Нестле» озвучила сумму в 1,6 млрд рублей прямых инвестиций, то сегодня в вязниковское производство по факту уже инвестировано, - свыше 2,6 млрд.
Сегодня фабрика в Вязниках ‑ одно из крупнейших пищевых производств в Европе. С конвейера каждую минуту сходит более 2000 бульонных кубиков и более тысячи единиц другой продукции. Всего в номенклатуре более 100 наименований: приправы, соусы, растворимые супы, пюре и бульоны.
Предприятие занимает площадь в 379800 кв. м. А директор оптимистично машет рукой в сторону окружающих полей: есть куда расширяться. Ни о каком сворачивании бизнеса из-за санкций речи не идет.
Россия
задает тренд
Наоборот, перспективы развития всей компании, а не только ее филиала «Нестле Евразия» во многом определяются российским реалиями.
Например, именно российский потребитель подтолкнул компанию к перезапуску продуктовой линейки «Магги на второе». В «новом издании» этой продукции только натуральные ингредиенты.
- Тренд на натуральность набирает силу во всем мире. Но Россия занимает первое место среди европейских стран по количеству покупателей, вдумчиво читающих информацию о составе продукции. Исследования показали, что 70% наших потребителей, прежде чем купить продукт, изучают рецептуру и с сомнением относятся к неизвестным ингредиентам, предпочитая натуральные продукты. Это побудило нас откликнуться на ожидания потребителей, - поясняет маркетинг-менеджер Виктория Жукова.
Правильность такой стратегии подтвердилась во время кулинарного семинара, организованного сотрудниками компании для журналистов. Но когда мы с вязниковскими коллегами, готовя греческий салат, обнаружили подмену брынзы сырным продуктом, это очень расстроило руководителя прикладной группы Константина Родина.
- Вроде производитель известный, европейский ‑ вот и доверился бренду, - недоумевал он, унося коробку на экспертизу в лабораторию.
И да, экспертиза подтвердила наличие в продукте растительных жиров. А заодно еще раз доказала, что наш потребитель все более требователен к качеству продукции. Вот так мы немножко уберегли репутацию «Нестле» и сделали доброе дело для наших покупателей...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Ольга Хохлова предложила расширить возможности для использования маткапитала
Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Ольга Хохлова приняла участие в работе комиссии по вопросам социальной политики Совета Законодателей в Санкт-Петербурге. На мероприятии обсуждались вопросы повы…
час назад Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…