14 октября 2014 в 18:55

Замещать! Нельзя откладывать!

Фото: Александра ПОДГОРЧУКА.
Импортозамещение - не просто риторика. Это стало отчетливо ясно всем участникам прошедшего в конце сентября в Гусь-Хрустальном правительственного совещания под председательством главы Минпромторга Дениса Мантурова, посвященного технологическому импортозамещению в одной из самых важных (если не самой важной) отраслей промышленности - ресурсодобывающей.

Там присутствовал топ-менеджмент практически всех крупных российских нефте- и газодобывающих компаний. Акцент на отрасли не случаен: именно она - основа основ нашей экономики, хотя импортозамещение в той или иной степени актуально практически для всей российской промышленности.
Гендиректор завода «Гусар» Александр Березкин (совещание прошло на площадке его предприятия) говорит о том, что в некоторых сферах зависимость от западных технологий достигает 80%. Ситуация неприемлемая. Понятно, что такой она стала не одномоментно. Но сокрушаться в стиле «ах, как же мы это допустили» сейчас бессмысленно. Да и времени нет. Как говорит Березкин, «задача встала в полный рост». Нашей стране уже приходится приостанавливать разработку шельфовых месторождений - из-за выхода из проектов западных компаний, владеющих соответствующими технологиями.
Александр Александрович все же объяснил, как российская экономика постепенно подсела на так называемый «ползучий демпинг», теряя свой технологический уровень и квалифицированные кадры: когда нам долго, легко и задешево предлагали не только товары, но и технологии. Вот мы и расслабились в уверенности, что так будет всегда и напрягаться, развивая свое, незачем.
Выводы из этой ситуации явно сделаны на самом высоком уровне.
При этом именно из уст Березкина слова о реальности импортозамещения звучат очень убедительно, потому что «Гусар» им вполне успешно занимается уже пять лет, постепенно вытесняя с рынка американских и европейских конкурентов. Кстати, наш «Гусар» - единственный производитель тяжелой арматуры, еще весной вошедший в федеральный перечень предприятий, призванных заниматься технологическим импортозамещением. Это случилось после того, как в мае Владимир Путин провел в Тюмени первое совещание по теме.
Березкин говорит, что правительство уже создает два важных реестра, от которых и будут отталкиваться в дальнейших решениях. Первый - реестр существующих мощностей, в который наш регион просто обязан основательно войти, поскольку около 40% ВРП у нас дает именно обрабатывающая промышленность. Второй - реестр оборудования, которое надо заместить. Фактически второй реестр сформирует «социальный заказ» первому.
Отдельные компании и до реестра начали работать в тренде. У «Транснефти» 90% поставщиков - отечественные производители. При этом менеджмент компании признает, что «выращивать» их сложно. Но сложно работать и с самой «Транснефтью» - она предельно дотошна в обследовании производств своих поставщиков и в приемке буквально каждой детали. Но тот же Березкин («Гусар» - поставщик «Транснефти», а фактически «свела» их вместе наш губернатор Светлана Орлова) говорит: «А нам это нравится - мы благодаря этой требовательности интенсивнее поднимаем уровень производства».
Все бы вели себя, как «Транснефть». Но вот коллега Березкина - гендиректор ВЭМЗ и депутат ЗС Алексей Русаковский говорит о том, как сложно продвинуть на отечественный рынок инновационные разработки, даже заведомо лучшие по качеству и своим свойствам, чем их импортные аналоги. На самом высоком уровне говорится о предпочтении своим, а на местах разнообразные - уже не столь высокие - начальники упорно продолжают любить зарубежное. Например («ВВ» уже писали об этом), безредукторная лебедка для лифтов от НИПТИЭМ (и ВЭМЗ, и НИПТИЭМ входят в концерн «Русэлпром»), экономящая электричество примерно на треть и при этом стоящая на 20% дешевле европейского аналога. Казалось бы, выбор очевиден! Но - не для большинства наших управляющих компаний, упорно ставящих в дома тот самый европейский аналог. Эта ситуация уже, кстати, привлекла внимание Светланы Орловой. Губернатор весной на экономическом форуме прямо сказала: владимирские лифты будут с владимирской лебедкой. Ученые НИПТИЭМ после этого воспрянули духом и написали Русаковскому как депутату - дескать, проконтролируйте, чтобы губернаторский посыл был исполнен.
Или вот еще одна разработка НИПТИЭМ - двигатели для вагонов метро. Они более выносливые, чем аналоги, менее шумные и т.п., но, по некоторым данным, предприятия «Трансмашхолдинга» под очередной заказ на вагоны уже покупают двигатели «Хитачи». Хотя, казалось бы, «Хитачи» - конгломерат японский, а Япония - из тех стран, что ввели против нас санкции. Зачем же нам поддерживать этого производителя, если есть свой?
Впрочем, дело все равно сдвинулось с мертвой точки. Все усилия президента, правительства, нашего губернатора и топ-менеджеров заводов дают свои плоды. Тот же Алексей Русаковский говорит об увеличении в этом году рынка сбыта электродвигателей ВЭМЗ не менее чем на 20%. А прогноз на следующий год в этом плане еще более позитивный.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
23 минуты назад В дорожном происшествии во Владимире пострадал 16-летний водитель питбайка
Авария произошла 15 апреля в 22-07 в микрорайоне Юрьевец по адресу: ул. Славная, 1. Это напротив автобусной остановки «Институтский городок». По предварительной информации ОГИБДД УМВД России по городу Владимиру, водитель…
29 минут назад Во Владимире иномарка сбила подростка, переходившего дорогу в неположенном месте
ЧП произошло 14 апреля в 16:25 на улице Северной, в районе дома №110. Подробности происшествия ""ВВ" рассказали в пресс-службе городского УГИБДД.