21 января 2015 в 17:56

Утаил прибыль ‑ украл у народа

Губернатор Орлова первой за последние годы озвучила проблему: область создает бизнесу условия для комфортной работы и дает льготы, но некоторые руководители предприятий вместо благодарности агрессивно минимизируют свою налоговую базу. Инвестиционное законодательство, предполагающее льготы значимым инвестпроектам, поддержка бизнеса не должны быть игрой в одни ворота. Эксперты помогли «ВВ» разобраться, как недобросовестные предприниматели фактически обкрадывают всех нас, сокращая свое налогообложение. Самый главный вывод: важно не то, сколько инвестпроектов к нам пришло, а то, сколько они оставляют в областной казне налогов.

Как они работают с убытком?
Примерно каждое десятое предприятие Владимирской области в своих декларациях по налогу на прибыль год от года заявляет убытки. От такой их работы пользы бюджету нет никакой.
Почему же эти компании годами не банкротятся?
Кто-то, возможно, скажет: ладно, пусть они не платят налогов, зато создали нам рабочие места, и персонал платит в бюджет хотя бы НДФЛ. Это не факт: есть у нас предприятия, где большая часть сотрудников - не владимирцы. По сути - гастарбайтеры. Да, в целом по региону число убыточных организаций по сравнению с 2013 годом на 10% сократилось. Но общая сумма их убытков растет.
Все можно понять: сокращение покупательского спроса, рост цены кредитных денег и многие другие факторы заставляют предпринимателей экономить. Обидно только, что предметом экономии прежде всего становятся налоги.
Способы минимизации
Самый популярный среди бизнесменов способ минимизировать налоговую базу ‑ использование фирм-однодневок. Они оформляют документы, например, на приобретение несуществующих товаров и услуг. Это сразу приводит к росту расходной части налоговой базы по налогу на прибыль. И к прямым недопоступлениям в бюджет.
Делается это примерно так. Завод А хочет купить товар у завода Б. Товар у Б стоит рубль за кило. Но А и Б оформляют эту поставку через два своих торговых дома и еще пару посреднических карманных ООО. В итоге конечная цена товара взлетает до 2 рублей за кило. Но «лишний» рубль идет не на завод Б в его выручку, а этим торговым домам и ООО, живущим лишь на бумаге. Торговые дома и карманные ООО ‑ это совершенно лишние в здоровой экономике элементы, фирмы-прокладки. Единственным смыслом их существования являются налоговые махинации. Всю массу «лишних» денег за партию товара А и Б делят между собой, оставляя государство с носом ‑ ведь налог на прибыль будет заплачен только с рубля за кило.
Руководитель областного управления ФНС Сергей Кошелев говорит, что подобные схемы применяют даже крупнейшие налогоплательщики региона. Как удается выявлять цепочки таких документально аккуратных, но фактически липовых сделок?
- Мы видим, что налоговая нагрузка конкретного ООО по налогу на прибыль снизилась в три раза. При этом знаем, что налоговая нагрузка аналогичных налогоплательщиков в 10 раз больше, - объясняет Сергей Александрович. - Это расхождение в цифрах - повод для проверки.
Еще один способ обокрасть бюджет ‑ использовать подставные организации для занижения доходной части налоговой базы. Например, оформить реализацию своей продукции подставной фирме по заниженной цене, а на самом деле продать ее напрямую конечным покупателям по рыночным ценам. А получаемые реальные доходы спрятать.
Еще популярный способ: крупный бизнес юридически дробится на несколько мелких субъектов, для которых работают специальные (щадящие) режимы налогообложения.
Некоторые пытаются занижать налогооблагаемую прибыль, необоснованно включая часть затрат в расходы (завышая нормы списания материалов на изготовление продукции, расходы на проценты по кредитам или неверно квалифицируя расходы по модернизации производства). Кошелев называет все это схемами агрессивной минимизации прибыли:
- Налог на прибыль ‑ творческий, сложно администрируемый. Но методы выявления схем и сбора доказательной базы мы уже отработали до автоматизма. Есть пошаговая инструкция для каждого инспектора на любое действие-бездействие предприятия, наносящего ущерб бюджету.
По словам Кошелева, из 113 выездных проверок по уплате налога на прибыль нарушения налогового законодательства установлены в 79 случаях. То есть в трех случаях из четырех. Нарушителям доначислили к уплате без малого полмиллиарда. Большинство бизнесменов пытается судиться за, как они считают, «свои» деньги, и порой - успешно. Кошелев комментирует это так:
- К сожалению, есть факты агрессивной налоговой политики организаций, когда, используя коллизии законодательства и противоречивую судебную практику, налогоплательщики целенаправленно минимизируют налоговые платежи. К их числу относятся и некоторые пользовавшиеся льготами инвесторы. Например, когда они расходуют, по крайней мере, на бумаге, десятки и сотни миллионов на оплату услуг иностранных взаимозависимых компаний. Еще наш пример: инвестор получал прибыль и пользовался льготой по налогу на прибыль. Но недавно присоединил к себе убыточное предприятие из другой области. И теперь «на законных» основаниях прибыль, заработанная во Владимирской области, уменьшится на сумму убытка, полученного ранее в другом регионе.
Чьи они, однодневки?
Во Владимирской области работают около 32 тысяч налогоплательщиков ‑ юридических лиц. 1835 из них сдают т. н. нулевые отчеты. Они как бы не работают, но и не закрываются. У них нет ни прибылей, ни убытков. Большая их часть ‑ «карманные» однодневки крупных предприятий, которым они нужны «на всякий случай» для одной лишь цели ‑ для увода денег и минимизации налоговых издержек. 1247 фирм вообще не предоставляют отчетности, но их ‑ при отсутствии деклараций больше года - налоговая имеет право ликвидировать. Она это и делает. Наличие уже 10 решений суда дает право нашей УФНС ликвидировать такие фирмы без согласования с ФНС.
А не проще законодательно запретить однодневки с уставным капиталом в 10 тысяч? Ведь ясно, что их используют только для подобных схем? И, случись разбирательство в суде, у таких фирм и отсудить нечего. Странно, но налоговик Кошелев против:
- Ни один запрет ничего хорошего не приносит. На каждую гайку болт все равно найдется. У нас нормальное законодательство. Есть административный ресурс, контролирующие органы. Просто каждый на своем месте должен работать как положено. Я со своей стороны готов лично выслушивать претензии, отвечать на все вопросы ‑ и наши налогоплательщики это прекрасно знают. Все 32 тысячи юрлиц мы, конечно, проверить не можем. Но если плательщик по какой-то жалобе или критерию попадает в наше поле зрения, то мы стараемся его «прогнать» по всем критериям. Удерживает НДФЛ ‑ начинаем смотреть систему налогообложения. Запрашиваем движение по расчетному счету. И так далее. Если уж попался, то придется показывать все. Поймите: у нас нет цели ликвидировать или банкротить предприятия. Нет смысла убивать курицу, которая несет яйца. Мы в этом смысле предельно аккуратны.
И с жалобами на налоговую в АВО наши предприниматели, как раньше, уже не бегают. Они знают, что агрессивные минимизаторы налоговой базы сочувствия там не найдут. И даже вести себя начинают сознательнее: на комиссиях по легализации налоговых баз, где им предлагают самостоятельно пересмотреть налоговые обязательства и представить уточненные декларации, 135 плательщиков скорректировали заявленные ранее убытки, уменьшив их на 1,4 млрд рублей.

ЦИФРЫ
9 млрд рублей поступило в 2014 году в качестве налога на прибыль организаций в бюджет области. Это почти на четверть выше уровня 2013 года. Помогли рост госзаказа оборонщикам, хорошие результаты местных фармпредприятий и взлет покупательского спроса граждан
из-за ожиданий инфляции.
38 предприятий Владимирской области получают господдержку по налогу на прибыль (бюджету это обходится в 160 миллионов).
1,1% от выручки ‑ такая в среднем сейчас по области нагрузка по налогу на прибыль.

СКАЗАНО
Сергей Кошелев, руководитель УФНС России по Владимирской области:
- Все предприятия так или иначе минимизируют налоги. Налоги - это расходы, их логично минимизировать. Плохо, когда плательщики злоупотребляют этим правом. Наша задача ‑ доказать, когда они злоупотребляют. Иногда это трудно. Иногда нереально. Но мы боремся и будем бороться с агрессивными схемами минимизации налоговой базы - с помощью законодательства и Следственного комитета РФ. Хотя фирмы-однодневки существовали еще во времена Ивана Грозного. У этого явления огромная история. На кол казнокрадов сажали. Семьи их в ссылки отправляли ‑ но все равно люди использовали похожие схемы. А их на этом ловили. Это бесконечный процесс: волк-заяц, волк-заяц... С этим можно делать только одно: выявлять, доначислять, доказывать, судиться, взыскивать. Мы это делаем. Сейчас только у меня на контроле 10 судов по юридическим лицам. А всего по 2014 году таких дел рассматривается около 500.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.