2 февраля 2015 в 17:52

Госзаказчики: «Мы купим! Только предлагайте!»

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Ежегодно общероссийский объем рынка госзакупок составляет 6-8 триллионов рублей. Из них по 44-ФЗ не менее 15 процентов заказов должны отдавать малому и среднему бизнесу (МСБ). И за неисполнение этого положения заказчикам грозят штрафы и внутриведомственные взыскания. Как может 44-й ФЗ помочь МСБ? Разбираемся.

Посредников пускаете вперед?
Вся проблема в том, что МСБ часто не готов пройти все требуемые по торгам процедуры и в определенные сроки. Нет опыта, нет в штате знающих специалистов. Да и веры в то, что дверь к госзакупкам им открыта, тоже не хватает. В итоге зарабатывают на госзакупках не производители, а посредники. Это не здорово ни для власти, ни для производителей, которые лишаются серьезных оборотов, поскольку посредникам, кроме прочего, часто все равно, что продавать - отечественное или импортное.
Долю нашей области многие эксперты усредненно считают в 1 процент от всей экономики страны. Если это верно, то все: госкомпании, федеральные, региональные органы власти в нашей области, в год закупают товаров и услуг на 60-80 миллиардов рублей. 15 процентов от этих денег ‑ это от 9 до 12 млрд. Лишние они у нашего малого бизнеса? Нет.
Но вот парадокс: сейчас сами чиновники чуть ли не умоляют региональный бизнес заявляться на торги. Хотя именно власть в данном случае ‑ клиент с деньгами, за которым потенциальные исполнители должны бегать.
Лот лоту рознь
На днях ТПП Владимирской области провела семинар по госзакупкам и позвала на него несколько десятков директоров малых и средних компаний, а также представителей заказчиков из трех департаментов и областного ГУ МЧС. Слово «семинар» - скучное, но в этот раз скукой от диалога не повеяло ни разу.
Михаил Блиткин, начальник материально-технического обеспечения ГУ МЧС, сказал о нехватке активности самих малых и средних предприятий. Извещения о торгах публикуются, а реакции бизнеса нет и нет.
На это у бизнеса нашлось что ответить. Замгендиректора фабрики «Сударь» Карен Багдасарян сетует: фабрика по производству одежды не может заявиться на лот, в котором заказ идет одновременно и на одежду, и на обувь. А обувное производство ‑ это совсем другой профиль.
- Так вы найдете только посредников, - заметил он под одобрительный гул коллег.
Некоторые из них добавили - чиновники не хотят подстраиваться и вообще не любят пускать в исполнители заказов «новые лица»:
- Раз дадут по рукам, больше и не пойдешь!
Однако объединенные лоты заказчики выставляют не из вредности. Иногда это единственный выход, чтобы соблюсти требуемые сроки после того, как вдруг пришли деньги. У кого-то из бизнесменов хватает энергии, чтобы докупить на стороне то, что сами они не производят, и заявиться на торги. У кого-то - нет. Но Блиткин сразу сказал:
- Так звоните нам! Мы открыты. Сообщайте, что вы можете выполнить часть заказа. Если сделать это вовремя, мы можем успеть разделить один лот на два или больше. Главное - давайте обратную связь!
Его поддержал Максим Лозовой, начальник отдела госзакупок областного департамента соцзащиты. За 10 лет его работы никто, мол, не жаловался на нежелание идти на диалог, обсуждать варианты деления лотов:
- Я просто не представляю, кто вам ставит все эти препоны. Каждый заказчик хочет исполнить закон и при этом упростить себе жизнь. Сложный путь никто специально не выбирает. Кто говорит, что лот нельзя изменить или разделить? Мы за то, чтобы покупать владимирское. Но от вас отклика нет. Звоните. А то пока на меня выходят только посредники. В 2014 году даже по картофелю не могли у производителей выпросить заявок на торги. Одни ИП и ЧП заявлялись.

Годовой объем госзакупок департамента соцзащиты ‑ 870 миллионов рублей. У департамента образования ‑ 556 млн. У облздрава ‑ от 4 до 6 млрд.
Объяснили спикеры и что именно закупается. Помимо специфики (вроде медоборудования, катеров для МЧС или услуг детских лагерей) это канцелярка, бытовая химия, мебель, продукты питания, одежда, топливо. То есть все то, что заводы и заводики спокойно производят в нашей области.
Нереального ‑ нет!
Надежда Гулина, начальник отдела госзакупок и имущественных отношений департамента здравоохранения АВО, первым делом настоятельно рекомендовала производителям изучить планы-графики департаментов на сайте госзакупок - http://zakupki.gov.ru. Но большинство бизнесменов, похоже, впервые услышали об этом сайте именно на семинаре. Хотя его даже журналисты и общественники регулярно мониторят, чтобы выяснить, кто и где шикует за казенный счет. А вот реальный бизнес, потратив не так много времени на изучение этих планов-графиков, может прикинуть, в чем он способен участвовать. И заранее к этому подготовиться.
- Смотрите и планируйте! - пригласила Надежда Эдуардовна.
Помощник президента областной ТПП Кирилл Гаврилов говорит, что предприятия условно можно разделить на три типа. Постоянно участвующие в госзакупках. Те, кто безуспешно пытался участвовать. И те, кто и не пытался.
Два последних вида Гаврилов называет проблемным полем. Но ТПП решила стать связующим звеном между заказчиками и потенциальными исполнителями. Запускается новый проект - «Услуги в области госзакупок». В Палате готовы помогать как при разовом обращении, так и пакетно-абонементно. Обещают обучение, аналитику, юридическое сопровождение, оформление документации, решение технических вопросов ‑ и все в одном окне. То есть у бизнеса должно быть гораздо меньше нервотрепки и затрат... Как объяснил президент областной ТПП Иван Аксенов, гарантий, что участник торги обязательно выиграет, разумеется, нет. Тут важны и качество товара, и цена. Но вот гарантию, что участник, взяв сопровождение специалистов Палаты, будет допущен к торгам, ТПП дает. К идеально оформленной документации никто придраться в принципе не сможет.
Учитывая отсутствие у многих опыта участия в госзакупках, услуга своевременная. Привлекательность рынка госзакупок в условиях съеживающегося из-за кризиса покупательского спроса переоценить трудно. Понятно, что у членов ТПП по ценам тут будут особые условия обслуживания. Но Аксенов говорит, что цель - не заработать на этом, а открыть малому бизнесу все имеющиеся возможности. Почему тогда не бесплатно? Потому что хорошие специалисты стоят денег.
В ходе диалога не раз всплывала тема необходимости информационной базы ТПП по производителям: где, что и по каким ценам есть. Но идею создания такой виртуальной «биржи» в Палате уже одобрили.
Еще один важный момент. В партнерах у проекта ‑ общероссийская ТПП (187 системно связанных Палат по всей стране) и крупнейший отечественный оператор электронных торгов «Росэлторг». Подтвердить это лично приехали во Владимир Дмитрий Рыжов, главный эксперт департамента ТПП РФ, и Никита Корнеев, замруководителя учебного центра «Росэлторга». На его площадке работают 250 тысяч заказчиков со всей России.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
1 минуту назад Юных владимирцев приглашают участвовать в конкурсе «Мой бизнес – мои идеи»
Во Владимирской области стартовал приём заявок на конкурс «Мой бизнес – мои идеи», который проводится под эгидой регионального центра «Мой бизнес» при поддержке Министерства образования и молодёжной политики в рамках реа…
34 минуты назад За неделю во Владимире произошло 5 ДТП с участием пешеходов, 2 из них - на переходах
С 22 по 27 апреля на территории Владимира ГИБДД проводит профилактическую операцию «Пешеходный переход». 24 апреля ее участники - сотрудники пропаганды Госавтоинспекции, инспекторы ДПС, педагоги и ученики лицея №17, член…