18 февраля 2015 в 18:10

Хрупкий Гусь-Хрустальный

12 февраля «ВВ» опубликовали отчет о круглом столе, который мы организовали вместе с директором Музея хрусталя в Гусь-Хрустальном Викторией Угрюмовой. Речь шла о будущем Георгиевского собора, точнее, останется там музей или здание возвратят церкви. Одна из причин оставить все как есть ‑ с переездом в другое здание Музей хрусталя утратит свою туристическую привлекательность. А как в городе в целом с сохранением наследия прошлого? Общественники Гусь-Хрустального обеспокоены: город стремительно теряет свое уникальное историческое лицо и превращается в заурядный райцентр, малопривлекательный для туристов и неуютный для местных жителей.

Следы мальцовского колорита
Во второй половине XIX века владелец хрустального завода Василий Мальцов построил для своих рабочих поселок - отдельные кирпичные дома с огородами. Сделаны дома были настолько добротно, что и в XXI веке в них живут горожане. Стройные ряды красных домиков с белыми наличниками на протяжении 150 лет определяли внешний вид города стеклоделов.
Но сейчас историческая застройка потерялась. Она задавлена многоэтажными коттеджами, закрыта сайдингом, спрятана за безвкусными заборами. Когда-то ее с гордостью показывали гостям города, сопровождая впечатляющим рассказом о, говоря нынешним языком, социальной ответственности бизнеса. Сейчас с трудом можно найти неизуродованный образец мальцовского домика, который не грех было бы продемонстрировать туристам. А ведь еще лет 20 назад это были целые улицы и кварталы.
- Это ненормальная ситуация, когда экскурсию по городу мы заканчиваем Торговыми рядами, а дальше туристов вести нам стыдно, - сетует директор Музея хрусталя Виктория Угрюмова.
- Мы потеряли историческую застройку. Это не секрет, - печально констатирует Валерий Джигкаев, проработавший главным архитектором города с 1972 по 2000 год. - Я сфотографировал почти каждый мальцовский дом 10 лет назад и сейчас. Что с ними стало? Их, можно сказать, нет. Их никто не охраняет, за них никто не бьется. Наступило равнодушие, не знаю почему. Скорее всего, потому, что в горадминистрации нет отдела архитектуры, нет главного архитектора города. Как контролировать ситуацию и направлять ее в нужное русло, если для нашей «музыки в камне» нет дирижера? Градостроительный совет не собирается больше, совет по туризму - тоже!
«Чемоданы» в историческом центре
По мнению Джигкаева, мэрии не хватает политической воли, чтобы препятствовать, мягко скажем, не красящему город строительству. Оттого внешний облик Гуся определяет бизнес, которому часто недостает ни вкуса, ни чувства меры.
Вот, например, спроектировал Джигкаев здание торгового центра, архитектура которого поддерживает традицию мальцовской застройки. Фасад имитирует характерные для Гуся кирпичные домики, поднятые на уровень второго этажа. Однако хозяин постройки в погоне за дополнительными торговыми площадями проект изменил. Там, где были арки и входные двери, стали магазины. Отгороженное от улицы здание сразу «отяжелело». Вдобавок потребовалось крыльцо, защищающее головы покупателей от сосулек и снега, но оно свело на нет весь архитектурный замысел. Правда, крыльцо как таковое так и не появилось. Козырек держится на сколоченных деревянных поддонах. Но самое странное - венчает эту абсурдную инсталляцию надпись крупными красными буквами «Ремонт закончен». То есть в таком виде торговый центр останется навсегда?
- То, что было спроектировано - вежливо, культурно и связующе по отношению к исторической застройке, - изуродовали! Да еще рядом и ангар построили! Промышленное здание в исторической части города. Там через огород - мальцовская застройка. Этого нельзя было строить никак! - негодует Джигкаев.
А по соседству с новоделом, прямо на главной улице, выросло громоздкое бордовое здание, похожее на заводской цех или спортзал. Художник-стеклодел Адольф Курилов охарактеризовал его как «металлический чемодан», а директор Музея хрусталя Виктория Угрюмова назвала «ангаром». На самом деле это очередной торговый центр.
- Городу достаточно было просто проявить позицию, сказав бизнесменам: «Хотите строить на центральной улице? Стройте хорошее здание!» Маленький город очень хрупкий. Его так легко разломать! Несколько таких зданий, и все ‑ он уродец, - с болью в голосе говорит архитектор.
Еще один, не столь масштабный, но тоже невнятный новодел появился рядом с библиотекой, несмотря на протесты общественников.
- Градостроительный совет отклонил, а его все равно построили, - разводит руками член совета художник Адольф Курилов.
Это градостроительное решение архитектор Джигкаев считает непоследовательным. В свое время было потрачено немало усилий, чтобы очистить площадь перед Троицким храмом от ларьков. Капитальные гаражи тоже планировали убрать и сделать перед храмом живописный сквер. Уже и скамейки поставили... Но вдруг на видовой точке вырос бурого цвета павильон. Общественность недовольна, но до мэра достучаться не может.
Озеро надежды
Еще одна тревога гусевчан связана с планами застройки территории бывшего завода стекловолокна. Землю на берегу озера выкупил местный бизнесмен и вот уже несколько лет предлагает городу план ее «освоения». План предполагает многоэтажную жилую застройку. Это жителям Гусь-Хрустального не нравится категорически. Сначала проект отклонил общественный градостроительный совет.
- Глава города (тогда - Юрий Гришкин) не поверил нам и выставил этот проект в библиотеке для общественного обозрения. Было написано 50 отзывов и все 50 ‑ отрицательные, - вспоминает Джигкаев.
Люди хотят, чтобы к озеру был свободный доступ, чтобы по его берегам был парк, а не элитное жилье.
- Даже депутаты, зная мнение избирателей, отказались поддерживать эту идею. И она начала умирать, - говорит Джигкаев. - Но Махов (тот самый предприниматель), несмотря ни на что, пытается продвинуть свою идею окольными путями. Он уходит все выше и выше вверх.
Предложение Махова безвозмездно предоставить городу землю под строительство нового здания для Музея хрусталя, возможно, и есть один из тех «окольных путей», которые имеет в виду Джигкаев. Общественность против принятия жизненно важных для города решений «сверху» и вопреки мнению жителей, но вынуждена с сожалением констатировать отсутствие диалога с нынешним мэром.
Между тем на территории пустующего промышленного объекта в прошлом году погиб ребенок, потому что руины завода доступны для любопытных школьников. Владелец земли не счел нужным расчистить участок или, по крайней мере, охранять его как следует. От себя заметим, что заброшенное предприятие в центре города на туристов, да и местных тоже, навевает тоску.
О пользе пальм
Зато гостей города стеклоделов неизменно поражают вечнозеленые пальмы на центральной улице, почти на берегу озера. Особенно эффектно эти экзотические растения смотрятся в окружении сугробов.
- Это моветон! - возмущаются общественники.
Но муляжи тропических деревьев стоят тут не просто так. Как в мультике «Каникулы в Простоквашино»: «Какая польза от этой картины?» - «От этой картины очень большая польза. Она дырку на обоях закрывает!»...
От пальм Гусь-Хрустальному тоже большая польза. На них размещены светодиоды. Убрать пальмы мэрия согласна только после появления на главной улице нормального освещения. Анекдот, но никто не смеется...
- Мы любим свой город и хотим разбудить наших руководителей, - говорит Джигкаев.
А Виктория Угрюмова еще более строга:
- Я живу в этом городе, и я буду помогать развивать здесь туризм! Если мы все это замолчим, грош цена нам, горожанам и общественникам.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Во Владимирском филиале ПИМУ будут обучать по новым специальностям
Здесь получили лицензии на реализацию образовательных программ специалитета по специальности «Педиатрия» и программ ординатуры «Неонатология» и «Педиатрия», сообщает пресс-служба правительства Владимирской области.
сегодня в 16:20 Родителям детей с непереносимостью глютена будут выплачивать по 1000 рублей
Депутаты Законодательного Собрания Владимирской области установили еще одну категорию льготников - это дети, страдающие целиакией или непереносимостью глютена. С 1 июля 2024 года на каждого ребенка с таким диагнозом роди…