3 марта 2015 в 18:12

Алиса Бирюкова: «Культура ‑ сила, помогающая преодолеть все кризисы»

Фото: Варвары Кузьминой.
На днях на одном из владимирских интернет-ресурсов было опубликовано интервью с заместителем директора департамента культуры АВО Алисой Бирюковой.

По согласованию с ней и с разрешения самого ресурса (здесь - http://zavladimir.ru/?p=25227) мы печатаем его с незначительными сокращениями ‑ нам показались интересными ее мысли о том, как культура, искусство помогают человеку пережить самые непростые времена.

- Сейчас в культурном пространстве больших городов происходят серьезные изменения, связанные с новыми технологиями и предпочтениями современной публики. Насколько это справедливо для Владимирской области?
- Сегодня в сферу искусства влились маркетинговые и рекламные технологии. Выставки и концерты требуют продвижения, как и другие продукты. Это не хорошо и не плохо, это просто то, что соответствует временам информационной цивилизации.
В Москве ежедневно - сотни концертов. Человеку нужна работающая «навигация», которая поможет сделать выбор. В провинциальные города перемены тоже приходят. И, прежде всего, меняются не технологии, а отношение людей, их понимание ситуации. Сегодня большинство учреждений культуры ревностно относятся к своим сайтам. Еще пять лет назад многие сомневались, нужно ли присутствовать в Интернете. Аргументировали это тем, что владимирцы не привыкли получать информацию из Сети. Сейчас таких вопросов не возникает. Зато появляются другие: как лучше преподнести мероприятие? Как привлечь на него больше людей?
- Вы можете рассказать о подобных проектах, которые уже состоялись в нашей области?
- Прошедший Год культуры был таковым не номинально. Он вдохновлял владимирцев на поиск нового. Даже в такой консервативной среде, как классическая музыка, мы дали жизнь смелому замыслу - проекту «Музыкальная экспедиция». Мы доказали, что классика может звучать и под открытым небом у стен полуразрушенной усадьбы, и среди стеклоплавильных печей заводского цеха. Это подарило совершенно особый опыт и зрителям, и музыкантам, и организаторам. Стоит только представить, что по всей области мы возили за собой два рояля. В усадьбе Храповицкого на подготовительном этапе потребовались даже земляные работы, нужно было выровнять площадку, очистить старые ступени. Концерт в Гусь-Хрустальном вспоминаю с дрожью. Затащить рояль на второй этаж цеха ‑ настоящее приключение. В определенный момент, когда он в семь утра застрял в подъемнике между этажами, я подумала, что все, концерт не состоится. Состоялся ‑ мы занесли инструмент по лестнице.
Когда думали над маршрутом нашего музыкального путешествия, выбирали места живописные, с богатой историей и самобытным характером - те, которые больше всего нуждаются во внимании и участии владимирцев. Территория гусевского завода выглядит удручающе: несколько гектаров с заброшенными производственными помещениями. И вот среди этих мертвых зданий оживает небольшая площадка, возобновляется работа. Люди вновь занимаются тем делом, ради которого и вырос Гусь-Хрустальный. Мы хотели поддержать возрождение легендарного производства. И именно поэтому в заводском цехе так органично звучали произведения в исполнении всемирно известных музыкантов. Сейчас дела у производства идут на лад, появляются новые интересные совместные проекты, в частности с Императорским фарфоровым заводом.
- Очень многих интересует, будет ли продолжен проект в этом году.
- В этом году «Музыкальная экспедиция» поедет дальше, по не менее экстремальному маршруту. Остановки не предполагают организованных и обустроенных площадок. Начать путешествие планируем в знаменитых композиторских усадьбах области. Прежде всего, в деревне Давыдово, история которой связана с именем Александра Бородина. Здесь композитор в скромном деревянном доме проводил летние каникулы. Значительная часть оперы «Князь Игорь» была написана в наших краях.
Следующей остановкой станет усадьба Танеевых в селе Маринино Ковровского района. В этом году - 100 лет со дня смерти Сергея Ивановича. Концерт хорошо дополнит ряд интересных и значимых мероприятий, которые приурочены к этой дате.
Обязательно хотим заехать в Ковров, который не попал в маршрут в прошлом году. Также в планах Мстера, Вязники и Гороховец. По поводу последнего есть авантюрная задумка устроить зрелищный концерт прямо на воде. Это станет финальным мероприятием экспедиции. Гороховец ‑ красивое и благодатное место. Отрадно, что в последнее время о Гороховце вспомнили и заговорили. Долго он был обделен вниманием и жителей, и туристов. А там есть уникальные памятники, которых, по сути, в России больше и нет нигде ‑ сохранившиеся в изначальном виде купеческие особняки XVII века.
- А в других сферах, не имеющих отношения к музыке, есть ли такие же яркие проекты?
- Владимирская областная научная библиотека устроила не так давно живую, веселую и любопытную Пиратскую вечеринку. С успехом всегда у нас проходят «Библионочь» и «Ночь музеев». В этом году была еще и «Ночь в театре». Мне кажется, что наиболее удачные и вызывающие эмоциональный отклик у публики события происходят тогда, когда в них соединяются различные искусства и усилия разных учреждений культуры. Все они выходят за привычные рамки, и в результате такого синтеза рождается что-то большее, необычное и удивительное даже для самих участников.
Так получилось с проектом ОДКиИ, конкурсом «Поющая губерния», где объединились совершенно разные исполнители-вокалисты из отдаленных уголков области, профессиональная команда ОДКиИ и Губернаторский симфонический оркестр под управлением Артема Маркина. Заметно стал работать областной «Киноцентр», который в минувшем году совместно с нашими партнерами провел кинофестиваль «Владимирская вишня», а сейчас силами детского киноотдела даже снимает художественный фильм о войне к юбилею Победы. В Русском музее в Санкт-Петербурге с успехом прошел персональный выставочный проект нашего художника Владимира Севостьянова. Это знаковое событие для всего художественного сообщества региона.
В Александрове в Год литературы хотелось бы провести Цветаевский фестиваль поэзии с новым размахом и новым звучанием. Его проводит Музей Марины и Анастасии Цветаевых, проблемы которого пока, к сожалению, не до конца решены. Сестер связывала с городом настоящая, ненадуманная история. Марину Ивановну здесь навещал Мандельштам. И у обоих поэтов пойманное и прочувствованное в Александрове просочилось в строки их стихов.
- Это неизвестные факты об очень известных людях. А есть ли незаслуженно забытые или потерявшиеся в пестрой и сложной российской истории имена владимирских талантливых людей?
- Да, есть совершенно непостижимая история забвения городом Владимиром одного из наиболее ярких творцов русского художественного авангарда Ольги Розановой. По своему вкладу в развитие «левого» искусства начала ХХ века она вполне сопоставима с такой всемирно известной фигурой, как Казимир Малевич. Родилась Розанова в Меленках, потом семья переехала во Владимир и жила на нынешней улице Музейной. Розанова была не только художником, но и теоретиком русского авангарда, тесно сотрудничала с братьями Бурлюками, Маяковским, Кульбиным, Крученых, оформляла футуристические книги и спектакли. С ней связана история первых шагов супрематизма. А самое интересное, что во Владимире Розанова работала и именно здесь многое сделала. Парадоксально, но ее «авангардность» причудливо вырастала из патриархальности местной жизни и была связана с ней. Надеюсь, что мы сможем установить в память о ней мемориальную доску на здании бывшей первой гимназии, которую она окончила.
Здорово, когда в городах создана система историко-культурной навигации с маркерами памятных мест. Ты гуляешь по современной улице и одновременно путешествуешь по иным временам и судьбам. Город сразу приобретает дополнительный объем, и ты прочитываешь его, как роман: немые дома и улицы разворачивают перед тобой свои истории. Отдельная и сложная проблема при этом - адекватная художественная форма мемориальной маркировки. Безвкусицу и пошлость такая ранимая городская среда, как наша, не прощает.
- Приходят ли в наши музеи, культурные учреждения новые технологии как инструмент?
- Что касается новых технологий, то чаще всего поднимается вопрос о продаже электронных билетов. Мне кажется, к этому не нужно прикладывать целенаправленные усилия, оно придет само. В новациях меня тревожит порой их самодовлеющий, бессмысленный характер. Такой подход мы часто встречаем в современных театральных постановках, когда внешний эпатаж вытесняет содержание. Всегда хочется надеяться, что у всех хватит совести в искусстве, о которой писала Марина Цветаева в одноименной статье, ‑ совести сохранить зерно и смысл своего труда и при этом найти созвучный времени и честный путь к зрителю, слушателю, читателю.
- Какое культурное впечатление последнего времени вы можете выделить среди прочих?
- Губернатор Светлана Юрьевна Орлова объявила грантовый конкурс среди сельских творческих коллективов. А для меня одним из сильнейших впечатлений последнего времени стал концерт таких коллективов в Ковровском районе. До слез. Иногда жители городов к тому, что делают коллективы сельских домов культуры, относятся с необоснованным снисхождением. Часть концерта, спланированная по сценарию, плавно перетекла в импровизированную. Ощущение от происходившего на сцене было такое искреннее, мощное и неподдельное, что хотелось сказать ‑ да, это и есть наша народная культура, наши корни.
- Музыка, театр, живопись ‑ это то, на что у нас привычно обращают внимание культурные учреждения. А как обстоят дела, например, с фотографией?
- Есть такой фотохудожник Иван Хафизов, он увлекается съемкой наличников. Путешествует с камерой по всей России, в этом году приезжал во Владимирскую область. После его визита появились идея и желание провести у нас конкурс фотографии самого красивого и интересного наличника. Может быть, к изображениям будут прилагаться истории домов и их хозяев, какие-то любопытные детали. Наличники, их символика ‑ это целая, к сожалению, почти утраченная народная традиция.
В том же Гороховце существовала школа плотников-якушей, известная в разных уголках нашей страны. Их слава была настолько громкой, что Владимир Иванович Даль включил их в свой знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Сегодня их работы еще можно воссоздать по старым образцам. Мы даже рассматриваем варианты проведения в Гороховце фестиваля плотницкого искусства, чтобы возродить ремесло местных мастеров. Например, в рамках нового большого праздника, Дня купца, появившегося в минувшем году благодаря поддержке Министерства культуры.
Интерес у людей есть. Главное ‑ правильно подать, весело и интерактивно провести. Жители Гороховца по собственной инициативе начали возрождать традиции местной деревянной игрушки. Такие локальные истории сейчас очень ценны. В эпоху глобализации самобытные вещи часто теряются на фоне яркого, продвигаемого и кричащего. Люди в последнее время все чаще тянутся к тому, что сделано на родной земле, штучно, руками и с душой.
- Нет опасений, что ситуация в экономике может ваши планы сильно скорректировать?
- Развитие культуры для руководства Владимирской области ‑ это фактор развития всего региона. Владимирская земля богата историей, людьми, жившими и творившими на ней. Нужно делать ставку на то, в чем мы сильны, надо ценить и развивать это. И на любой земле развитие культуры и образования позволяет развиваться другим сферам. Это такой локомотив, который будет двигать вперед все остальные вагоны.
Светлана Юрьевна и ее команда придерживаются именно такой позиции. Уже 2013 год стал по-своему Годом культуры, когда был взят фундаментальный курс на ее поддержку. В прошлом году была принята государственная программа развития и сохранения культуры, объем финансирования которой до 2020 года должен составить порядка 12 миллиардов рублей. Это очень серьезная сумма. Программа впервые позволила выделять средства областного бюджета муниципальным образованиям на ремонт сельских клубов, библиотек, школ искусств.
Кроме этого были выделены и адресные субсидии: на обустройство Фатьяновской площадки в Вязниках и музею Цветаевых в Александрове. Средства направлены и на приобретение высокопрофессиональных и качественных инструментов для Владимирского Губернаторского оркестра. Это случилось впервые с его основания, и начинание будет продолжено: в планах покупка органа и арфы. Артисты драматического театра получили жилье. Был обновлен зал театра, преобразилась областная филармония. Недавно счастливо завершилась история с тройней Губернаторского оркестра. У альтистки и трубача родились тройняшки, и им негде было жить («ВВ» не раз рассказывали об этой истории. - Прим. ред.). Светлана Юрьевна под Новый год помогла им решить квартирный вопрос.
В 2014 году удалось получить гранты Минкульта на более чем 105 миллионов рублей. Эти деньги пошли на событийные мероприятия, комплексное развитие учреждений культуры, ремонты, приобретение оборудования.
Надо сказать, что в России самые тяжелые времена совпадали с подъемом культуры. Стоит вспомнить Седьмую симфонию Шостаковича, написанную в блокадном Ленинграде. Живучесть культуры, ее сила позволяют преодолевать все кризисы.
- Культура, искусство ‑ это, прежде всего, люди. Кто оставил в вашей памяти самый яркий след?
- Первый, о ком я подумала, когда вы задали этот вопрос, ‑ друг нашей семьи удивительный Андрей Андреевич Золотов. Вице-президент Академии художеств, человек, замечательно пишущий об искусстве, друживший с Рихтером, Мравинским, Улановой, Свиридовым, крупнейшими музыкантами и художниками. Для меня он живая связь и с ними, и вообще с российской культурой ХХ века. Несколько лет тому назад одно из небесных тел было названо его именем, Андрей Андреевич и вправду ‑ целая планета.
Замечательный пианист Николай Арнольдович Петров дважды приезжал во Владимир и играл с нашим Губернаторским оркестром. Сыграл здесь один из последних своих концертов. Уже очень плохо себя чувствовал, но как работал на репетиции! Удивительный человек: он мог рассказать анекдот, пошутить, поддержать. Сложно описать словами, но в таких людях есть коренная «настоящесть», сила, которые надолго запоминаешь. Не случайно они выходят на сцену и могут совладать с большим залом.
Встреч таких было много. В 2015 году, который проходит в области как Год Танеева, надеюсь, возродится Танеевский фестиваль. Возможно, в нем примет участие Валерий Абисалович Гергиев. Я жду его приезда как счастья. Хорошо помню, как еще студенткой покупала абонемент в Большой зал консерватории и ездила на концерты в Москву, на концерты его Пасхального фестиваля. Если сюда приедет Гергиев, это будет событием для всей культуры региона. Здесь нет сомнений.
- А как получилось, что, окончив финансовый вуз, вы пошли работать в совершенно противоположную сферу: в Центр классической музыки?
- В детстве я ходила в музыкальную школу, которую, правда, не окончила. Музыка в нашей семье была всегда. Мама играла на фортепиано, в доме звучала классическая музыка. Меня водили на концерты. Я с трех лет помню себя на холодных скамейках Георгиевского храма во время концертов Эдуарда Митрофановича Маркина. Я помню себя на первых концертах Губернаторского оркестра. Музыка была всегда и никуда не исчезала. Просто сложилось так, что был выбран для меня финансовый институт. Я как девушка послушная пошла по этому пути. Справилась с высшей математикой и окончила вуз с красным дипломом. Но меня всегда интересовало то, что происходит в классической музыке. Я живу за городом, в Сновицах. Там есть храм, прихожанами которого является вся моя семья. У нас был замечательный батюшка отец Владимир, его все любили. Неожиданно его перевели в другой приход. Поскольку духовник дело очень особое, мы стали к нему ездить на новое место. Это было Давыдово, где находится дом-музей Бородина. Я тогда подумала, как хорошо было бы здесь устроить концерт под открытым небом. И с этой идеей отправилась в наш департамент культуры, где меня приняли и посоветовали обсудить это с Артемом Маркиным. На десятой минуте нашего с ним разговора он спросил, не хочу ли я работать в Центре классической музыки. Так все началось. Надеюсь, что в этом году тот задуманный много лет назад и так повлиявший на мою судьбу концерт на летней даче Бородина наконец-то состоится.

Беседовала Анна Решкова.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
42 минуты назад Сотрудники полиции поймали водителя сгоревшей на трассе под Суздалем «КИА»
Сотрудники ГИБДД выяснили личность водителя, устроившего ДТП на реконструируемом участке трассы «Золотое кольцо» 10 апреля. В результате ДТП пострадал другой автомобиль, а «КИА» виновника - сгорела. Сам водитель скрылся…
сегодня в 17:23 Во Владимирской области в ближайшие часы ожидаются дождь и штормовой ветер
Метеорологи обещают, что в ближайшие часы во Владимирской области ухудшится погода. Ожидается усиление дождя, в отдельных районах ожидается усиление ветра до 20 метров в секунду.