11 марта 2015 в 18:11

На пути к большому автокластеру

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В январе «ВВ» рассказывали о сложной ситуации на «Автоприборе» (http://www.vedom.ru/news/2015/01/13/16226-orlova). Напомним: несколько месяцев назад там ввели конкурсное производство, а примерно 1,5 тысячи сотрудникам объявили об увольнении. За них заступилась губернатор Светлана Орлова, заявившая, что не позволит выкинуть людей на улицу. Тем временем тогдашний менеджмент предприятия через СМИ публично доказывал, что до банкротства завод довел крупнейший кредитор. Кредитор - также через СМИ ‑ активно возражал... В итоге на предприятии сменился конкурсный управляющий, но главное - люди остались при рабочих местах.

Владимирский индустриальный...
В АВО не стали тратить время на комментарии не прекращающихся слухов о том, что всю площадку вот-вот законсервируют. Занялись делом. По инициативе Орловой была организована рабочая группа по созданию на базе имущественного комплекса «Автоприбора» ООО «Владимирский индустриальный парк». Его учредители ‑ группа инвесторов и областная Корпорация развития. Этому «ВИПарку» сейчас уже три месяца.
Губернатор Орлова также начала переговоры с кредиторами, убеждая их в необходимости сохранения значимой производственной площадки, кадров и уникальной учебно-производственной базы предприятия.
В январе «ВВ» встречались с исполнительным директором ООО «Владимирский индустриальный парк» Николаем Бронниковым. Он рассказал нам, что парк будет работать как управляющая компания (УК) всего комплекса «Автоприбора». О том, что к концу весны завершатся процедуры по банкротству, затем в УК закончат технический аудит площадей и разберутся с залоговой базой.
Главный залоговый кредитор в данном случае ‑ банк ВТБ. Конкурсный управляющий ОАО «Завод «Автоприбор» Александр Поволоцкий говорит, что для ВТБ будет отдельное предложение.
Бронников в январе довольно подробно объяснил нам, что «Автоприбор» однозначно не умирает, а в формате индустриального парка у него прекрасные возможности развить эту площадку, привлечь новых инвесторов и создать современный прибыльный автокластер.
Мы тогда высказали Николаю Васильевичу определенный скепсис по поводу реализации всех этих планов: во-первых, кризис на дворе, и многие компании сокращают свои инвестиционные программы до лучших времен.
Во-вторых, будет трудно договориться с кредиторами, которые обычно хотят вернуть свои деньги как можно быстрее, а не ждать, пока должник встанет на ноги.
Бронников на тот наш скепсис отреагировал конструктивно. Сначала он прислал график динамики консолидированных результатов деятельности «Автоприбора» (с января 2014 года его выручка выросла в 3 раза, и по итогам года составила порядка 1,4 млрд рублей. Это немного, но рост есть рост). А потом пригласил взглянуть на площадку и работающих там людей своими глазами.
Новое и старое
Сразу скажем ‑ судя по тому, что мы увидели, завод точно не мертв, а скорее, жив. На некоторых площадках жизнь и вовсе кипит. Например, на «Вистеон Автоприбор Электроникс», который выпускает блоки управления климат-контролем, аудиосистемы и мультифункциональные системы для «Форда». Это производство выглядит, как большая лаборатория: чисто, светло и все автоматизировано.
В цехах «АРК» (номенклатура ‑ пластиковые детали для иномарок) тоже вполне современное оборудование, люди спокойно работают.
Еще одно производство (штат 80 человек) внешне пока больше похоже на завод советских времен. Однако там выпускают вполне современные и качественные основы для ортопедических кроватей, всего 12 видов. Не зря основные их покупатели - «Арматэк» и знаменитая «Аскона».
Но вообще часть производства на территории «Автоприбора» пока предстает цехами контрастов: там работает оборудование как 40-летней давности (в одном помещении помимо станков 1974 года сохранилось еще одно милое ретро - мозаика с ликом Ленина на стене), так и современные линии, выпущенные 3-7 лет назад.
Кстати, часть показанного нам нового оборудования относится к учебно-производственной базе Владимирского индустриального техникума при «Автоприборе». Его закупали по двум грантам в 2007-м и в 2013 годах на общую сумму 40 миллионов рублей. Новенькие станки выпускают 104 вида деталей. На наш вопрос о сравнительной производительности старого и нового оборудования спецы предприятия ответили так: шесть новых станков одновременно производят продукции столько же, сколько 80 старых агрегатов.
Если планы по привлечению инвестиций на эту производственную площадку оправдаются, то модернизацию действующего производства завершат до конца этого года.
Расчет на планы конкретных инвесторов
Первый вице-губернатор АВО Алексей Марченко на днях сказал, что понимает всех скептиков по поводу этого проекта. Но тут же дал понять: сомнения ‑ не повод ничего не делать. Мы тогда зашли с другой стороны. Спросили: какие у нас основания для оптимистичных ожиданий на приток инвесторов именно на эту площадку? Марченко ответил:
- Мы исходим из производственных планов наших партнеров. Например,
«КамАЗа», «Волгабаса», «УАЗа»...
В руководстве Индустриального парка планируют подготовить аж 10 импортозамещающих инвестпроектов на 1,5 тысячи рабочих мест и с объемом инвестиций в 1,2 млрд рублей. А потенциальными резидентами (помимо вышеупомянутых «КамАЗа» и Ко) уже называют ООО «Агат» (номенклатура ‑ электроника для газонефтяной промышленности), индийскую компанию «MINDA» (автокомпоненты), «Государственный фонд Южной Кореи», «Центр лазерной технологии»...
Что говорит в пользу реалистичности этих планов? Рынок в России даже в кризис по-прежнему остается большим, а значит, интересным для мировых компаний. И если они хотят остаться на этом рынке, то ввиду прошедшей девальвации им в любом случае придется локализовывать часть своих производственных мощностей ради снижения себестоимости именно у нас в стране. Поскольку бесконечно задирать цены на продукцию симметрично падению рубля не получится ‑ спрос в конце концов схлопнется.
А непосредственно Владимирская область обладает хорошей логистикой, она близка к Москве. При этом у нас совсем иные производственные затраты (цена аренды земли и имущества, уровень зарплат). А значит, есть шанс привлечь инвесторов, желающих перенести свое производство из дорогого Подмосковья во Владимирскую область. С рядом таких компаний АВО уже ведет переговоры. Плюс - рассматривается вариант с частичной агломерацией (не территориальной, а экономической, подчеркивает Марченко) наших предприятий и их партнеров из других регионов, того же Подмосковья.
Площадь большая,
спецы рядом

Площадь «Автоприбора» - 20 га, имущественный комплекс - 140 тысяч квадратов. Из них 85 тысяч ‑ готовые, но незанятые инвестиционные площадки со всей инженерной инфраструктурой. Примерно на 40 тысячах метров работает сам «Автоприбор» и предприятия-арендаторы: упомянутые «Вистеон» и «АРК», «Владимирский инструментально-механический завод», «Производство мебельных металлокаркасов», «РСТ».
Председатель совета директоров «Владимирского индустриального парка» Юрий Ковалев говорит, что некоторые резиденты загружены сейчас на две-три смены, поскольку объем заказов растет на 10-30 процентов. Тот же «Вистеон» и вовсе собрался расширяться, подтверждает его гендиректор Дэвид Купер. План по освоению дополнительных шести тысяч квадратных метров у него уже готов.
У площадки есть несколько явных плюсов. Во-первых, она находится фактически в центре города, при этом призаводская территория достаточна для беспроблемной парковки транспорта и загрузки-разгрузки продукции.
Во-вторых, непосредственно на предприятии создана комплексная система подготовки рабочих кадров (от теории до практики) ‑ с действующей лицензией на 97 (!) профессий. Некоторым из них ввиду малого в количественном плане спроса в «обычных» колледжах и техникумах давно не учат.
Хотя экономике нужны и очень узкие специалисты. По аудиториям, лабораториям индустриального техникума нас провели директор по персоналу «Автоприбора» Галина Мизелева и директор техникума Александр Уланов. Там ради экономии ограничена подача отопления, но техникум работает. Как и созданный совместно с ВлГУ корпоративный институт. Учатся там около 600 молодых людей, из них 80 ‑ сироты. 120 человек живут в общежитии. Кстати, как сказал мне Александр Уланов, общежитие иногородним студентам здесь предоставляют всего за 28 рублей в месяц.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:50 Владимирские депутаты отдали «Дом-утюг» под факультет медуниверситета
Депутаты СНД города Владимира на заседании 24 апреля проголосовали за безвозмездную передачу Правительству региона помещений в скандально известном «Доме-утюге» на пересечении Горького и Мира. Здание с современной планир…
вчера в 18:31 Во Владимире вручены награды от имени фонда «Народный фронт. Всё для Победы»
Необычная церемония награждения состоялась в начале заседания Законодательного Собрания Владимирской области 23 апреля: вручение благодарственных писем благотворительного фонда «Народный фронт. Всё для Победы». Их получи…