18 марта 2015 в 17:52

Время частных музеев

В минувшем году в нашем областном центре появилось несколько частных музеев. Как предприниматели планируют строить столь специфический бизнес, чем удивлять туристов и жителей города? Корреспондент «Владимирских ведомостей» отправился на экскурсию по новым «историческим местам».

Владимир принято считать городом туристическим. На сферу гостеприимства мы возлагаем большие бюджетные надежды. Однако туристы в большинстве своем следуют через наш город транзитом. Осмотрев за день все памятники белокаменного зодчества и экспозиции ВСМЗ, возвращаются домой или едут ночевать в Суздаль или Кострому, где и оставляют свои деньги. Ведь большую часть средств, как известно, путешественник тратит на гостиницы, рестораны, закупку сувениров, а не на посещение достопримечательностей. Хотя едут они именно ради достопримечательностей и новых впечатлений. Не случайно на протяжении последних лет главной темой совещаний по поводу развития туристической отрасли областного центра стало обсуждение нехватки «объектов показа». Вот если их было бы столько, чтобы за один день наши гости не успевали их осмотреть и оставались бы ночевать в городе, то это разом увеличило бы загрузку гостиниц, кафешек, увеличило бы спрос на сувениры, услуги таксистов и т.д. и т.п. И наконец во Владимире один за другим стали появляться частные музеи.
30 оттенков синего
Начала я свою экскурсию с «Музея гжели», прописавшегося в доме № 67 на Большой Московской.
Цвет и свет ‑ первые впечатления. Синее на белом ‑ фирменный, узнаваемый всеми гжельский стиль. Экспонаты, представленные в частном собрании, разительно отличаются от того, что мы привыкли видеть на прилавках. Здесь только уникальные авторские произведения или эталонные работы мастеров, с которых потом тиражировалась продукция. Такой экспозицией мог бы гордиться любой крупный музей. В четырех залах выставлена 1000 произведений из семейной коллекции Дмитриевых. И еще 500 произведений ожидают экспонирования.
- В 70-х годах прошлого века моя бабушка Нина Васильевна увлеклась коллекционированием произведений этого русского промысла. Традицию продолжила мама, а теперь семейное дело перешло ко мне, - рассказала хозяйка кобальтового великолепия Надежда Дмитриева. ‑ Со временем поняла, что коллекцию нужно показывать людям, а не прятать.
Произведения, созданные мэтрами народного промысла, ‑ настоящие образцы высокого искусства. Отличия от тиражной продукции во всем - и в формах работ, и в росписи. Не случайно такие вещи высоко ценятся поклонниками прекрасного. Работы Елены Сухоруковой, например, были в коллекциях Папы Римского Иоанна Павла II и Патриарха Алексия II. Юрий Гаранин прославился на весь мир своими шахматами из гжельского фарфора, посвященными различным историческим событиям. Есть и другие шахматы - «только для взрослых», а потому они закрыты шторкой. Тут же картины Александра Царегородцева и Маргариты Подгорной. Вместо холста ‑ фарфоровая пластина толщиной 3-4 мм. Нужен поистине огромный талант, чтобы создавать настоящие картины при помощи только одного кобальта. Кстати, ведущие гжельские художники использовали до 30 оттенков синего цвета.
Надежду Дмитриеву приглашали перебраться с музеем в Пермь, Керчь, но она хочет, чтобы такой музей был именно во Владимире. Несмотря на то, что с туристами пока «не очень». Вроде бы и цены бюджетные ‑ экскурсия для взрослых стоит 100 рублей, для детей ‑ 50, но посетителей немного.
В разговоре с владелицей музея выясняется, что вложения в проект пока не оправдались.
- На создание музея ушли все сбережения - даже машину пришлось продать, - признается Надежда. - Одни только выставочные шкафы обошлись в 1,5 млн рублей. А еще траты на аренду помещения, ремонт, страховку. Уверена, со временем гжельский музей станет любим владимирцами, однако пока о нем мало знают. Мэрия обещала помочь с продвижением - включила информацию о музее в городские справочники. Но эффект пока не ощущаем.
От «Свободы» до «Централа» ‑ один шаг
Следующий туробъект на нашем маршруте - «Музей каторжной России». В полуподвальчике по адресу: ул. Большая Московская, 39, можно познакомиться с историей тюрьмы. Тема, конечно, очень специфическая. Но из песни, что называется, слов не выкинешь, и Владимирский централ, хоть кому-то это и не нравится, стал одним из брендов города. Наверное, поэтому на вывеске музея - «Централ».
- Работаем всего второй месяц, - пояснил основатель проекта, более известный владимирцам как видный элдэпээровец и футбольный болельщик, Валерий Пузанов. - Гости города часто просят показать им Централ. В тюремный музей и раньше попасть было сложно, а сейчас вообще такая возможность осталась только для вип-персон. Поэтому решили сделать частный городской музей.
Антураж соответствующий ‑ шконка, решетки, кандалы, тюремная посуда. Есть даже подлинная ложка Василия Сталина, сидевшего в Централе. Этот экспонат подарен музею ветераном УФСИН. Условного арестанта изображает «Вася» - скульптура в робе. Здесь же поделки заключенных и сувенирные значки, производившиеся во владимирской колонии. На стенах ‑ документы и фотографии, рассказывающие о знаменитых заключенных. В разное время через Централ прошли Михаил Фрунзе, певица Лидия Русланова, актриса Зоя Федорова, Василий Сталин.
На мониторе можно посмотреть 40-минутный фильм об истории владимирских тюрем. В таком режиме музей работает до пяти вечера, позже - как шансон-караоке-бар. Подходящее помещение Пузанову удалось арендовать у бара «Свобода».
- Это не было единым проектом, но мы дружные соседи. И обыгрываем этот казус к обоюдной пользе. У них в меню появились баланда, арестантские чай и каша. А мы их рекламируем по-своему, слоганом «Зайди в Централ, выйди на свободу».
Интерес у народа к тюремной тематике есть. Наплыв посетителей особенно заметен в дни больших городских праздников и в выходные. Для работников и ветеранов УФСИН, а также для сидельцев Централа ‑ вход бесплатный.
- Для меня это не бизнес, а творческий интерес. Отбить бы затраты на аренду и зарплату сотрудников, и то хорошо, - строит планы Валерий.
Пряничный домик
Александр Горев и Ирина Жеребкина совсем недавно даже и не представляли, что создадут собственный музей. Семейная пара занималась торговлей ‑ чай, кофе, пирожки, пряники. Полтора года назад начали продавать покровские пряники ручной работы ‑ товар пошел на ура. С таким товаром торговцы были завсегдатаями всех городских массовых мероприятий. В прошлом году на празднике «Владимирской вишни» устроили мастер-класс для детей по росписи этого традиционного русского лакомства. И людей удивили и порадовали, и сами удивились, насколько популярной оказалась их акция. Причем не только у детишек, но и у взрослых. Последовали предложения повторить ее на Дне города, на празднике любви и верности в Муроме, приглашения от ивент-агентств на детские праздники. Появились индивидуальные заказы на юбилеи. Спрос, как известно, рождает предложение. Так и появился во Владимире, на Большой Московской, 40, «Дом пряника».
К тому времени Ирина и Александр сами настолько увлеклись историей пряника на Руси, что начали собирать коллекцию не только самих пряников, но и вещей, без которых их не испечь. В музее есть и печатные пряничные доски, и книга старинных рецептов, и ступа с жерновами. И, конечно, главные экспонаты ‑ пряники всех форм и расцветок, пряничные домики, съедобные елочные игрушки. И даже съедобная пряничная азбука ‑ и польза, и удовольствие для ребятишек.
- Наши гости сначала узнают об истории пряника, а потом получают возможность почувствовать себя мастерами пряничных дел, расписать свой авторский пряник. Это подарок, с которым гость уйдет домой. Ну а завершается все традиционным чаепитием и дегустацией пряников, - рассказывает Ирина.
Все как положено, в былые времена хозяйки вежливо намекали гостям о том, что пора расходиться, подавая на стол разгонный пряник, который легко ломался на маленькие кусочки, чтобы никто из участников посиделок не ушел без подарка. Кстати, доска, с которой печатался разгонный пряник, тоже есть в коллекции.
Ирина о своем увлечении, ставшем новым бизнесом (или о бизнесе, переросшем в любимое дело), может говорить, не останавливаясь. Народу тоже пряничная забава нравится. «Гостевая книга» полна благодарностями. Вот один из отзывов от «случайных гостей из Калуги»: «Никогда не думали, что роспись пряников и их история - это так увлекательно! Ваш музей - еще одно из прекрасных воспоминаний о Владимире».
В феврале в «Доме пряника» побывало 1300 человек, в марте ждут больше. В то время как на предприятиях сокращают сотрудников, в музее, наоборот, принимают людей на работу. Однако не все так легко и благостно в этом бизнесе. Входная плата затрат не покрывает ‑ дорого стоят и расходные материалы (все же ручная работа), и закупки антикварных вещей для музея, и аренда помещения в центре. Выручает торговля сувенирами и пряниками.
- Под лежачий камень вода не течет, - соглашается хозяйка «Дома пряника». - Туристические фирмы, хоть мы их засыпали предложениями, группы к нам не отправляют. Мы сами напечатали карту туристических достопримечательностей Владимира с нашими координатами. На электронную рассылку по детским учреждениям откликов тоже не было. Мы сделали красочную презентацию и с ней сами поехали по школам, рассказывали о музее учителям, родительским комитетам ‑ вот это дало результат. Сейчас не только здесь детишек принимаем, но и выезжаем с мастер-классами в школы и детские сады.
Чтобы такое дело вышло на окупаемость, считает Ирина, нужно буквально головой разбивать стену скепсиса. И, разумеется, постоянно удивлять клиентов. В планах энтузиастов - открытие пекарни и школы шоколатье, работа с гостиницами и детскими центрами.
Страшная сказка
Музей-сказка «У Бабуси-Ягуси», пожалуй, старший из частных музеев - существует уже три года. Некоторые туркомпании уже включают его в экскурсионную программу. Значит, в коммерческом плане проект вполне успешный. Кстати, и билетики у Бабы-Яги не дешевые: взрослый - 150 рублей, детский - 100.
Отзывы о музее (в том числе и в Интернете) ‑ разные: от восторженных до разочарованных. Видимо, многое зависит от программы, подготовленной для конкретной группы. Маленькие детки однозначно останутся довольны, даже если просто посетят экспозицию. В пяти залах ‑ ростовые интерактивные куклы сказочных злодеев. Баба-Яга как хозяйка данного заведения, естественно, вне конкуренции ‑ ее изображений больше всего. Экскурсовод, сопровождающий туристов, включает кукол ‑ они начинают сверкать глазами, петь и говорить. Ребятня приходит в восторг от «страшилок», а вот для взрослого туриста музей больше похож на выставку сувениров. Не очень понятно, почему «разговаривают» все сказочные персонажи только на английском. На русском звучит лишь песня в зале «Дискотека у Яги», под которую, как говорят, малышня радостно отплясывает. Смущает и соседство музея с продажей алкоголя. Касса, где продают билеты, находится как раз напротив винной стойки. Впрочем, Баба-Яга ‑ не самый положительный герой, учить хорошему она и не обязана.
Гильотина научит ценить прекрасное
Последним пунктом намеченной экскурсии должен был стать «Музей часов», созданный арт-союзом «Зебра» в антикварном салоне на пересечении Большой Московской и Спасской улиц. Однако я опоздала. Музей просуществовал недолго. После телесюжетов о выставке старинных часов на коллекцию тут же нашлись покупатели.
У предпринимателя Павла Антова интерес к музейному делу этот факт не отбил. Он собирает вещи для нового проекта «Музей телесных наказаний». Один из главных экспонатов ‑ гильотина ‑ уже в наличии.
- Вообще, я хочу, чтобы владимирцы увидели и поняли, насколько уникальна владимирская живопись. Это явление мирового уровня. Но не хотят владимирцы смотреть картины, а туристы заходят. Один человек заглянул и с порога: «Денег у меня нет, но у вас такая красота, разрешите глаза погреть». Таким посетителям мы рады. У нас свободный вход, приходите, смотрите. Не идут, а вот в музей телесных наказаний ‑ пойдут. А придут ‑ увидят работы наших художников, - раскрыл тайные замыслы Павел Генрихович.
Что поделать, но сегодняшний турист ищет не столько высокого искусства и образования, сколько развлечений. Нынче в моде акционизм. Перспективы есть либо у проектов, совмещенных с продажами, либо у интерактивных музеев. Таковы реалии, и с ними нужно считаться.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:59 Житель Московской области обманул суздальскую пенсионерку на полмиллиона рублей
Мужчина использовал ставшую, увы, классической схем обмана - рассказал женщине о том, что ее внучка якобы стала виновницей аварии. Замять неприятности он предложил с помощью денег.
вчера в 18:59 Минсоцзащиты населения Владимирской области передало автомобиль в зону СВО
Министерство социальной защиты населения Владимирской области передало Народному фронту для отправки в зону проведения Специальной военной операции микроавтобус «Фиат Дукато», оборудованный специальными подъёмниками для…