23 марта 2015 в 16:33

Аналитическая справка о результатах антикоррупционного мониторинга во Владимирской области по итогам 2014 года

Антикоррупционный мониторинг во Владимирской области проводится в соответствии с Законом Владимирской области от 10.11.2008 № 181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» и постановлением Губернатора Владимирской области от 25.05.2009 № 420 «О порядке проведения антикоррупционного мониторинга во Владимирской области» (далее - Порядок).

В настоящее время в области создана в целом действенная система противодействия коррупции, закрепленная в соответствующих нормативных актах. Одним из элементов данной системы является антикоррупционный мониторинг, который позволяет оценить динамику и тенденции развития коррупции в субъекте Российской Федерации, определить наиболее узкие участки, где не срабатывают профилактические меры, наметить пути совершенствования антикоррупционной деятельности.

В проведении антикоррупционного мониторинга на территории области принимают участие все органы исполнительной власти в рамках своей компетенции, органы и структурные подразделения администрации области, органы местного самоуправления, органы прокуратуры, следственное управление Следственного комитета РФ, Управление МВД РФ по Владимирской области, Управление ФСБ РФ по Владимирской области.

Основным показателем, характеризующим уровень коррупции на территории области, является количество выявленных и расследованных преступлений коррупционной направленности.

Следует отметить, что в 2014 году наметилась тенденция к снижению числа зарегистрированных правоохранительными органами преступлений коррупционной направленности на 35,9% (279 против 435 в 2013 г.).

Значительно меньше стало совершаться служебных подлогов. Если в 2013 году почти треть (29,9%) коррупционных преступлений составляли именно преступления, предусмотренные ст. 292 УК РФ, то в 2014 году их доля сократилась до 9,7%. Учитывая, что данные преступления, как правило, совершались врачами и не представляют повышенной общественной опасности, данная динамика заслуживает положительной оценки, так же как и возросший (с 28% до 37,6%) удельный вес выявленных фактов взяточничества. При этом вектор правоохранительной деятельности все больше смещается в сторону регистрации фактов получения взяток (ст. 290 УК РФ), удельный вес которых в общей структуре взяточничества возрос и составил 42% (42 преступления, в 2013 г. 34 преступления).

Наибольшее количество преступлений коррупционной направленности выявлено в Муромском районе - 64 (2013 г. - 74), г. Владимире - 43 (2013 г. - 100) и Селивановском районе - 32 (2013 г. - 3). Наименьшее количество выявлено в Александровском - 7 (2013г. - 30), Кольчугинском - 5 (2013 г. - 15), Гороховецком - 2 (2013 г. - 1) и Киржачском - 4 (2013 г. - 24) районах.

Основное количество преступлений коррупционной направленности было выявлено в правоохранительной сфере - 68 преступлений (2013 г. - 122) и сфере здравоохранения - 49 преступлений (2013 г. - 35). В сфере образования выявлено 9 преступлений (2013 г. - 14), бюджетной - 4 (2013 г. - 2), жилищно-коммунального хозяйства - 3 (2013 г. - 6). По одному преступлению выявлено в банковской сфере, а также сферах операций с недвижимостью, связи, эксплуатации транспорта, обслуживания, природопользования.

Судами области по результатам рассмотрения 140 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности данной категории осуждено 151 лицо (2013 г. - 123 лица по 115 делам).

Субъектами этих преступлений наряду с лицами, занимающими государственные и муниципальные должности, должностными лицами государственных и муниципальных учреждений также являлись работники различных коммерческих структур.

Безусловно, в основе профилактики коррупции лежит нормативно-правовая регламентация деятельности всех структур общества, как государственных, так и негосударственных.

Государственно-правовым комитетом администрации области в 2014 году проведена правовая и антикоррупционная экспертизы 166 законов области, 1485 Указов Губернатора области и постановлений администрации области. При этом в 23 законах области выявлено 25 коррупциогенных факторов, в 69 подзаконных актах выявлено 74 коррупциогенных фактора.

Прокуратурой Владимирской области в 2014 году выявлено 2 закона области и 4 постановления Губернатора области, содержащих 24 коррупциогенных фактора; 603 муниципальных нормативных правовых акта, содержащих 1082 коррупциогенных фактора.

Постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 25.11.2009 № 400 создана Антикоррупционная комиссии по проведению экспертизы нормативных правовых актов Владимирской области и их проектов.

В целях устранения пробелов и коллизий в действующем законодательстве и совершенствования законодательства Владимирской области и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы», Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -2015 годы», Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», Методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694, по рекомендации Министерства юстиции РФ постановлением администрации области от 17.07.2014 № 737 «О создании рабочей группы по осуществлению мониторинга правоприменения действующего законодательства при администрации области» утверждена рабочая группа по осуществлению мониторинга правоприменения действующего законодательства при администрации области.

В целях обеспечения прозрачности при принятии управленческих решений и формирования механизма противодействии коррупции и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» принято постановление администрации области от 31.12.2014 № 1403 «О порядке образования общественных советов при органах исполнительной власти Владимирской области».

Кроме того, в целях оперативного и максимально полного учета общественного мнения при разработке нормативных правовых актов и в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» постановлением Губернатора области от 29.09.2006 № 663 «О порядке общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Владимирской области» (в редакции постановления администрации области от 30.06.2014 № 666) утвержден Порядок общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Владимирской области.

Наиболее распространенными коррупциогенными факторами являлись:

установление для правоприменителя необоснованно широких пределов применения исключений из общих правил;

принятие нормативного правового акта за пределами компетенции;

употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Выявленные коррупциогенные факторы устранены разработчиками.

В области обеспечен контроль за реализацией мер по противодействию коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления. Вопрос подбора кадров - это целостный подход, при котором учитываются как профессиональные, так и психологические особенности личности, в частности - мотивация кандидата к государственной гражданской службе. При этом необходимо отметить, что государственная гражданская служба в администрации области становится все более открытой и доступной общественному контролю.

На официальном сайте администрации Владимирской области для обеспечения получения гражданами полной и достоверной информации по вопросам организации и прохождения гражданской службы размещена информация о нормативных правовых актах, регламентирующих государственную гражданскую службу, об обязанности гражданских служащих соблюдать нормы законодательства по противодействию коррупции, информация о конкурсах на замещение вакантных должностей, о порядке формирования резерва управленческих кадров.

В порядке развития общественной системы контроля за деятельностью государственных гражданских служащих в заседаниях конкурсных, аттестационных комиссий принимают участие независимые эксперты - представители научных и образовательных учреждений, других организаций в соответствии с профессиональной направленностью должностей, рассматриваемых на заседании комиссий.

Во исполнение Федерального закона от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», вступившего в силу с 1 января 2013 года, на региональном уровне приняты должные меры по организации ротации государственных гражданских служащих Владимирской области. Внесены изменения и дополнения в областной Закон от 27 августа 2004 года № 135-ОЗ «О государственной гражданской службе Владимирской области». Губернатором области утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Владимирской области, по которым предусматривается ротация и форма плана ее проведения (постановление Губернатора Владимирской области от 1 июля 2013 г. № 765).

Оценка коррупционных рисков осуществляется в рамках постановления Губернатора Владимирской области от 27 августа 2009 года № 17 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Владимирской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Владимирской области обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и при назначении на которые граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

По оценкам прокуратуры области в 2014 году увеличилось количество нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе коррупционной направленности со 112 в 2013 году до 150 в 2014 году. Значительная часть выявленных нарушений в данной сфере связана с несоблюдением государственными служащими обязанности предоставления достоверных и полных сведений о доходах. При этом принятые в предыдущие годы меры существенно повлияли на укрепление законности на данном направлении, ранее выявляемые типичные нарушения перестали иметь массовый характер.

В рамках соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в 2014 году выявлено 1218 нарушений (2013 г. - 385). В сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд выявлено 728 нарушений (2013 г. - 612), в том числе 47 незаконных правовых актов (2013 г. - 14). В 2014 году выявлено 477 нарушений в сфере соблюдения законодательства при использовании государственного и муниципального имущества (2013 г. - 365), а также в сфере землепользования. За отчетный период выявлено 181 коррупционное нарушение в сфере бюджетного законодательства (2013 г. - 73).

Увеличение количества нарушений в указанных выше сферах связано с усилением контроля за соблюдением государственными гражданскими и муниципальными служащими запретов и ограничений, предусмотренных законодательством, как со стороны органов государственной власти, так и со стороны органов прокуратуры.

По результатам указанных нарушений 795 лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности (2013 г. - 564), 165 лиц привлечено к административной ответственности (2013 г. - 167). В суд прокуратурой области направлено 77 заявлений о возмещении нанесенного ущерба, которые рассмотрены и удовлетворены (2013 г. - 54). 11 лиц предостережены о недопустимости нарушения закона (2013 г. - 7). Возбуждено 20 уголовных дел (2013 г. - 13).

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокуратурой области в 2014 году выявлено 198 нарушений законодательства (2013 г. - 192), опротестован 181 нормативный правовой акт (2013 г. - 179). Внесено 17 представлений (2013 г. - 13), по результатам рассмотрения которых 13 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности (2013 г. - 10). Большинство нарушений было связано с изданием органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов, ограничивающих права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также касающихся соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при участии в торгах и закупках товаров, работ и услуг, в т.ч. об их информационном обеспечении.

В регионе в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется региональный портал государственных и муниципальных услуг, который осуществляет информационное взаимодействие с Единым порталом государственных и муниципальных услуг. По состоянию на 1 января 2015 года на портале зарегистрировано 51199 человек, из них прошли процедуру регистрации 70096 человек, подано заявлений на получение услуг 78298. На данном портале представлена информация о 143 региональных и 35 муниципальных услугах.

Заместитель начальника управления по вопросам противодействия коррупции администрации области В.А.Черезов.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
сегодня в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…