Богатырское имя
Фронту очень нужны были крепости на колесах. Для бронепоездов СССР трагическим стал именно 1942 год - их потеряно 42, ровно в два раза больше, чем в 1941-м. Часто бронепоезда гибли, одновременно отражая удары фашистов с неба и земли. Им часто отводилась роль «смертника» - в одиночку прикрывать отход советских частей, чтобы задержать врага на несколько часов. Под грифом «совершенно секретно» вышла директива Наркомата обороны СССР. В ней предписывалось создать 32 дивизиона бронепоездов. Советские труженики тыла выпустили к концу 1942 года не 65 ‑ по плану, а 85 бронепоездов.
Железнодорожники Муромского узла построили «Илью Муромца» - в подарок фронту - одними из первых. Все основные платформы под орудия и вагоны рабочие вагонного депо варили в свое свободное время и бесплатно. Литейщики из города Кулебаки Горьковской области поставляли им особо толстую броню, 45-миллиметровую, хотя обычно в наших поездах применялась сталь 10-20 мм. Примечательно, что броня располагалась под наклоном, что резко повышало ее сопротивляемость. Обшитый суперброней на заводе им. Дзержинского в Муроме паровоз за всю войну не получил ни одной пробоины.
Муромлянам за имя легендарного богатыря-земляка пришлось повоевать. Полковник Неплюев, командированный принимать бронепоезд, уже придумал свое - «За Родину». И вот тогда ‑ небывалое дело ‑ поездостроители 8 февраля 1942 года организовали митинг, на котором объявили, что поведут бронепоезд на передовую своей муромской бригадой и под своим именем. Слова «Илья Муромец» и голову богатыря в шлеме они заранее написали на борту бронепаровоза. Потом надпись и рисунок ‑ по военным нормам ‑ пришлось закрасить, и крепость на колесах получила номер 762. Однако богатырское имя осталось и стало фронтовой легендой.
Башни «Т-34» и ковровские пулеметы
Особо яркий след в рельсовой войне оставил 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили два однотипных бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин». Они были одними из самых совершенных и мощных бронепоездов в мире. Артиллерийская бронеплощадка бронепоездов типа «Козьма Минин» и «Илья Муромец» имела на вооружении две пушки Ф-34 в башнях от танка «Т-34» и шесть ковровских пулеметов Дегтярева.
Слово «особый» в своем названии 31-й ОДБП получил за то, что впервые среди всех советских бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» получили на вооружение бронеплощадки с новейшим и секретным на тот момент оружием ‑ реактивными установками М-8-24, более известными как «катюши».
Бронепоезд в засаде
Весной 1944 года наши войска с упорными боями освобождали территорию Волынской области Украины. Тяжелые бои шли за город Ковель, которым овладеть с ходу советские войска не смогли. В помощь наступавшим советским пехотинцам был направлен 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов под командованием майора Владимира Морозова.
Утром 4 июня 1944 года под Ковелем произошло единственное лобовое сражение бронепоездов Второй мировой войны. С нашей стороны - «Илья Муромец», с немецкой - «Адольф Гитлер». Дивизионные разведчики засекли вражескую артиллерийскую батарею, которая в течение трех минут вела огонь. Узнать ее расположение мешали холмы и кроны высоких деревьев. Так продолжалось - ровно в 9 утра - в течение нескольких дней, пока не стало ясно ‑ это гитлеровский бронепоезд.
- Своими предположениями разведчик Михаил Кравченя поделился с командиром дивизиона, - вспоминали очевидцы. - Рассчитывая на педантичность немцев, он приказал Кравчене завтра к девяти часам утра уже быть на своем наблюдательном пункте. Врага засекли!
«Илья Муромец» должен был найти подходящее место для засады, огнем пушек разрушить рельсы, чтобы отрезать пути отхода для противника, а затем его уничтожить. Судьбу боя будут решать секунды. Быстрота, точность, автоматизм при стрельбе ‑ вот что необходимо для успеха. Чтобы не спугнуть противника, решили начинать действия без пристрелки.
Утро 4 июня выдалось пасмурным, изредка накрапывал мелкий дождь. Машинист Солдатов вывел «Илью Муромца» на позицию. Артиллеристы, ожидая сигнала, приготовились к стрельбе.
‑ По цели! Десять снарядов на орудие! ‑ прогремела команда. - Реактивные установки по два залпа! Бронепоездам! Огонь!
Добили «Катюши»
Личный его императорского величества кайзера Вильгельма Второго, четырех знамен королевств Пруссии, Баварии, Саксонии и Вюртемберга именной Бронепоезд «Adler Angriff» воевал еще в Первую мировую, потом его переименовали в «Адольф Гитлер». Наш «Илья Муромец» был намного лучше - даже имел возможность для замены колесных пар, что позволило ему наступать по Европе, где рельсовая колея уже, чем в СССР.
Выстрелы с обеих сторон раздались почти одновременно. Артиллеристы «Ильи Муромца» проявили высочайшее мастерство, противник был накрыт с первого же залпа. «Адольф Гитлер» успел все же повернуть орудия в сторону наших и дать ответный выстрел. Его снаряды легли мимо. «Катюши» завершили разгром вражеского бронепоезда. Высоко вверх повалили клубы пара, один из снарядов попал в паровозный котел.
Позже - 6 июля 1944 года Ковель был освобожден от гитлеровцев ‑ советские бойцы осмотрели груду металлолома. Тогда и увидели, что вогнали в гроб самого «Адольфа Гитлера».
...Победу «Илья Муромец» встретил в пятидесяти километрах от Берлина ‑ в городе Франкфурт-на-Одере, конечной точкой его боевого пути стал разрушенный мост через реку Одер.
За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского.
В 1971 году в честь 26-й годовщины Победы на въезде в город Муром был установлен макет паровоза в натуральную величину, схожий с оригиналом - памятник бронепоезду-герою.
Егор РОКОТОВ
Наша справка
Ттх стального «Ильи»
Материальная часть отечественных бронепоездов состояла из бронированного паровоза, двух-четырех бронеплощадок, площадок противовоздушной обороны и четырех (реже двух) контрольных платформ. Бронепаровоз обычно располагался посередине бронепоезда за бронеплощадкой. Кроме бронеплощадок и бронепаровоза имелась так называемая «база». Она служила для хозяйственных и служебных целей и состояла из 6-20 товарных и классных вагонов.
В пути «база» крепилась к боевой части бронепоезда, а во время ведения боевых действий располагалась в тылу, на ближайшем железнодорожном перегоне. Обычно «база» имела вагон-штаб, вагон для боеприпасов, вагон для хранения запасов материально-технических средств, вагон-мастерскую, вагон-кухню и даже вагон-клуб. Кроме того, для ведения разведки в составе дивизионов бронепоездов числились бронедрезины и бронемашины.