Гусь деревянный
С начала этого года в регионе зафиксировано 123 случая воровства леса. В общей сложности незаконно вырублено 12 тысяч кубометров. Ущерб оценивается в 83 миллиона рублей.
Тут надо понимать, что это только официальная верхушка айсберга. И потом - у нас же не тайга. Вы можете себе представить, что в нашем густонаселенном регионе можно заехать в лес, спилить деревья, вывезти их - и остаться при этом незамеченным? Конечно, все в жизни бывает, но это частные случаи и небольшие объемы: в пределах 20 кубометров. На дрова, на сарай, на ремонт крыши...
Бизнес же ищет стабильности, налаживает связи и ищет больших объемов.
Самым «выгодным» с этой точки зрения в нашей области считается Гусь-Хрустальный район, где происходит 80 процентов незаконных рубок. А на долю Гусевского лесничества приходится 8 тысяч из 12 тысяч кубометров украденной в области древесины.
У нового директора департамента лесного хозяйства АВО Дмитрия Перминова в этой связи возникли вопросы к лесничим.
- Меня не устраивает работа Гусевского лесничества, - заявляет он. - Двое лесничих там уже уволены. Эти незаконные рубки проводились при их попустительстве. И при рекордных, по меркам области, масштабах браконьерства там было меньше, чем в других районах, проверок лесовозной техники.
Сейчас роль этих бывших лесничих в браконьерских схемах оценивается в рамках уголовного дела. Изъята компьютерная техника, фиксировавшая оборот древесины.
Бывший государственный лесной инспектор Давыдовского участкового лесничества в Гусь-Хрустальном районе Андрей Буров заключен под стражу. Следствие оценивает ущерб от противоправных действий Бурова в 11 миллионов рублей.
Дмитрий Перминов тем временем продолжает чистку рядов.
- Говорят, что с моим приходом многие руководители лесничеств, проработавшие долгие годы, ушли. Да! Но моя цель ‑ не их увольнение само по себе, а наведение порядка в лесах! Чтобы не было сращивания «черных» лесорубов с должностными лицами, обязанными обеспечить сохранность лесов, - объясняет директор департамента.
Штука ведь в том, что любому лесничему все «серые» схемы ясны, как белый день... Теперь о схемах.
Без жучка и задоринки
Первым своим приказом на посту директора департамента Дмитрий Перминов остановил все санитарные рубки в области. И не зря - у него была информация о том, что под видом больного леса вырубается здоровый. Начались проверки участков, предложенных к проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Выезжали специалисты департамента совместно с лесопатологами ГАУ «Владлесхоз».
В Гусевском лесничестве специалисты выявили участки совершенно здорового леса, но назначенные к сплошным санитарным рубкам. По документам же деревья там числились уже погибшими. Разница в цене - 15-кратная.
Кто же нашел в здоровом лесе вредителя? По мнению специалистов лесного департамента АВО - филиал ФБУ «Рослесозащита» «Центр защиты леса Владимирской области». Его, кстати, возглавляет бывший директор областного департамента лесного хозяйства Николай Белоусов.
Кстати, месяц назад, выступая с отчетом перед ЗС, губернатор Светлана Орлова практически прямо сказала, что Белоусов мешает наведению порядка в лесах. Впрочем, наши правоохранительные органы в случае выдачи здорового леса за больной не усмотрели злого умысла. Придя к выводу, что специалист «Центра защиты леса» просто ошибся в привязке к координатам, они отказали в возбуждении уголовного дела по статье 292 «Служебный подлог».
В Селивановском лесничестве тоже ошиблись? Там свели участок леса на особо охраняемой природной территории заказника «Колпь», где вообще сплошные рубки запрещены законом. А там мало того что спилили все деревья под корень под видом борьбы с короедом, так еще и порубочные остатки не вывезли. Жучок, получается, не так уж страшен? «Отличился» арендатор - «Ковровлеспром». И это не единственный случай, когда он попался. В возбуждении уголовного дела вновь было отказано. Тоже якобы промахнулся по карте...
В Гусь-Хрустальном районе арендатор СПК «Дружба» получил разрешение на вырубку погибшей от жучка ели. Когда лесничие пришли проверять, сухие елки стояли на месте, а вот от зеленых сосен остались одни пеньки. В то же время на реальный сухостой, на котором особо не поживишься, как, например, в Петушинском районе, лесорубов не находится.
- Все хотят такого леса, чтобы в нем была «зеленка». Но мы эти моменты пресекаем, - говорит Дмитрий Перминов.
Клейма негде ставить
В Юрьев-Польском районе арендатору «Юрьевлес» пришлось потрудиться, чтобы скрыть следы приготовления к незаконной рубке, после того как лесничий предупредил о том, что приедет к ним с проверкой. Дело в том, что по материалам лесоустройства была назначена выборочная санитарная рубка. Организация «Мослеспроект» определила объем подлежащей вырубке древесины. Арендатор отправился ее клеймить, но, видимо, так увлекся, что пометил к рубке в несколько раз больше деревьев, чем было надо. А когда узнал о грядущем визите лесничего, бросился исправлять ошибку - в поте лица замазывал краской клейма на стволах.
- Мое видение как бывшего надзирающего прокурора: здесь имело место покушение на преступление, - дает характеристику этому случаю Дмитрий Перминов. - Но здесь тоже со стороны надзорных и правоохранительных органов мы не нашли понимания. Ущерба лесному фонду нет, уголовного состава - тоже...
Аналогичным образом был схвачен за руку - и снова остался безнаказанным «Ковровлеспром» в районе Пенкино. Схема с клеймами получает в нашей области массовое распространение.
Третья «серая» схема, трудно осуществимая без тесной связки с лесничим, - это превышение площадей, отведенных к вырубке по договору. Стоит ли удивляться, что «ошибаются» предприниматели всегда в свою пользу. Прихватывают лес гектарами, получают сотни лишних кубов. Такие факты зафиксированы в Давыдовском участковом лесничестве Гусь-Хрустального района. В Ковровском лесничестве подобные махинации, по словам Дмитрия Перминова, вообще носят массовый характер.
Еще один излюбленный прием браконьеров ‑ это организация низовых пожаров, от которых древесина почти не страдает. Зато это повод для санитарной рубки, т.е. для получения строевого леса за бесценок. Между тем горельники 2010 года, вокруг которых было много спекуляций, трижды проверены. Нареканий по ним нет. Там уже растет молодой лес.
Характерно, что директор лесного департамента АВО Дмитрий Перминов, приехавший во Владимирскую область из Республики Коми, не разделяет мнения «аборигенов», считающих наш регион лесным.
- Лес у нас занимает чуть более половины территории. Поэтому первоочередная задача: сохранить и приумножить его для следующих поколений.
В прошлом природоохранный прокурор Печорского района Коми, Дмитрий Перминов настроен решительно. Удручает его только то, что соратников у него здесь пока немного.
- В области нет тесной связки, направленной на наведение порядка в лесах, - говорит Перминов. - Каждый пытается решать вопросы личного плана, и это меня больше всего беспокоит.