25 ноября 2015 в 16:48

Руководитель Муромского радиозавода Лев Лазарев: «Любое решение лучше бездействия»

Фото: автора
Лев Семенович Лазарев руководит Муромским радиозаводом более 10 лет. Он возглавил его, когда завод находился на грани развала. Сегодня это одно из ведущих предприятий региона, занесенное на областную «Галерею Славы». «ВВ» встретились с Лазаревым и поговорили не только о производственных результатах, но и о его взглядах на жизнь.

- Какой у вас главный рабочий принцип?

- Любая поставленная задача должна быть решена. Бывает хорошее решение и плохое, но любое решение лучше бездействия. Решил, сделал, а дальше улучшай.

В 70-х годах работал я в КБ завода «Электроприбор». Приехал на завод замминистра промышленности средств связи Калья Иванович Кук. Ему показали разработки, продукцию. Он спрашивает: «Есть микропроцессоры?» А у нас их не было. Он собрал всех: если через полгода у вашей станции подавления спутников не будет микропроцессорного управления, работу не приму и всех разгоню.

Нас вызвал главный инженер Николай Петрович Зозин: кто готов заниматься микропроцессорами? Все молчат. У всех свои задания. А меня что-то дернуло... И вот, толком не зная, что такое микропроцессоры, пошел в библиотеку, нашел книгу японскую - ничего не понимая, начал разрабатывать первую плату. Днями и ночами рисовал схемы. Сложно. Даже ночью не отпускало... Ну, в общем сделал. Не как правильно, а как понимал. Мое решение было не лучшим, но задачу решил. Наша первая ЭВМ была нестандартная, но она работала.

- Как гендиректор, вы руководствуетесь теми же принципами?

- Конечно. В 2002 году по приглашению Алексея Русаковского я приехал в Муром: сначала на должность главного инженера. Столкнулся с массой проблем. Но нужно сформулировать задачу и решать. В том числе и нестандартно.

Например, у нас были арендаторы, захватившие почти весь завод. И в один момент они отказались выполнять договорные обязательства, делать детали для сборочного производства. Мол, всем коллективом на три месяца уходим в отпуск. А у нас из-за этого встанет производство. Если бы я начал в суде расторгать арендный договор, ушли бы месяцы. А я пригласил арендаторов и в присутствии замглавы города и прокурора сказал: если вы не работаете, всех выгоняю. Поставил свою охрану. Провел антирейдерский антизахват. Расторгли договор. Но на эти рабочие места у нас не было кадров - так я оперативно перевербовал тех, кто работал у арендаторов.

После этого меня назначили директором. Начали снижать затраты, увеличивать объемы, повышать зарплату. В 2002 году средняя зарплата была 1360 рублей, а сейчас средняя по заводу - 28 тысяч рублей. Минимальная зарплата на заводе - 15200 рублей. Но мы поднимали зарплату не на проценты, а всем - на одинаковую сумму. Поэтому и децильный коэффициент (отношение доходов самых высокооплачиваемых сотрудников к средним доходам менее оплачиваемых) ‑ 2,9. В стране 15, а у нас 2,9.

Станки новые закупали. Оборудование практически все новое. Построили четыре новых цеха за свои деньги за это время. Частично инвестировали собственники из прибыли, но в основном модернизация проводилась за счет экономии - плановую прибыль мы отдаем акционерам. А что сберегли за счет, например, энергоэффективности ‑ пускаем в развитие.

- Иная энергоэффективность может быть дороже, чем эффект от экономии.

- Так с умом нужно подходить. Мы вложили в энергосбережение 60 миллионов. Теперь ежегодно получаем экономию в 50 миллионов рублей. Заменили мазутные котельные и парогенераторы на вихревые индукционные генераторы на эффекте Тесла. КПД - 98 процентов. Меняем плоские кровли на скатные.

Отказались от всего, что потребляем не только мы. Например, давали воду населению, а часть ее использовали в заводе. Для завода чем вода дешевле, тем выгоднее. Но если для нас водоподготовка еще и бизнес, то ему низкие расценки на воду неинтересны. Как мы окупим затраты? Чтобы не было конфликта интересов, мы у себя оставили только то, что целиком используется в заводе. Например, сжатый воздух. Чем дешевле мы его сделаем, тем больше на этом сэкономим. Отдали городу все котельные. Стали брать тепло у МУПа. Установили задвижки, снижаем температуру ночью и на выходные, утеплили здания, стали меньше потреблять тепла. Для конечного потребителя это выгодно. Но вот куда город «лишнее» тепло денет? Он же уже выработал гигакалории... Мы сэкономили, за «лишнее» не заплатили. Расходы, понесенные генерацией, куда уйдут? В тариф!

Замкнутый круг. И его нужно разорвать. Это проблемы, которые должны превратиться в новые точки роста. Губернатор Светлана Орлова тут абсолютно права - энергоэффективностью надо заниматься на всех уровнях. Нужен закон, чтобы стало выгодно экономить на всех уровнях, чтобы экономия потребителей была выгодна и для генерации. Если твои потребители сэкономили, получи такую же сумму как компенсацию выпадающих доходов от государства на условиях целевого назначения. Тогда и оголенных теплосетей не будет. А сейчас тепловикам невыгодно их изолировать.

- Каков для вас эффект от акции «Покупай владимирское»?

- Это вообще самое главное, что нужно стране. Нужно покупать свое, даже если наша продукция пока немножко хуже. Но зато заводы будут работать, деньги не уйдут за рубеж, на их разработки, а будут вкладываться в свое производство, в свои разработки. Тогда и качество вырастет.

Вообще, чем больше работы у наших предприятий, тем больше мы заработаем, больше потратим на инновации. Но это не быстро. А ситуацию выравнивать нужно срочно, придумывать что-то, чтобы кадры были у нас сейчас.

- Почему бы не купить супероборудование, не сократить штат, а оставшимся платить столичные зарплаты?

- Во-первых, так мы кадровый потенциал не увеличим, а урежем. Оборудование у нас и так передовое. Во-вторых, это ничего не даст. Разбег по доходам с Москвой начался не вчера. Мы увеличиваем зарплаты, но у нас главный заказчик ‑ оборонка, а военные делают коэффициент-дефлятор 4,5 процента. Если мы его превысим, то не получим заказ. Если в Москве средняя зарплата - 61 тысяча, а у нас 28 тысяч (по области - 23), то для них и для нас эти 4,5 процента выливаются в совершенно разные деньги.

На оборонных предприятиях зарплата должна определяться единым тарифным справочником по всей территории РФ. В гражданке так не сделаешь, а в оборонке можно. Если у предприятия есть прибыль и если акционеры разрешат ее использовать на рост зарплат ‑ ради бога. Но высокая московская зарплата уже в калькуляции заложена, участвует в себестоимости. Чем выше зарплата - тем выше прибыль: в госзаказе прибыль определяется как 20 процентов от собственных работ и 1 процент от привнесенных работ. А собственные работы определяются в основном зарплатой.

Я не против, чтобы в Москве была зарплата больше, но пусть они возьмут ее из прибыли, а не вставляют в цену. Так не должно быть. Неравенство в зарплатах разрушает государство.

Стараемся компенсировать разрыв в зарплатах социальной политикой. Создавать хорошие условия труда и отдыха. Более 80 процентов коллектива у нас в профсоюзе. Он оплачивает занятие в спортивных секциях, бассейн. Все желающие получают путевки в детские лагеря, есть добровольное медицинское страхование. Из 800 человек коллектива по 100 ежегодно получают оплачиваемые путевки в санатории. Сложные операции оплачиваем. Предоставляем жилье молодым специалистам, несколько квартир для них купили с условием, что они проработают 10 лет, потом жилье станет их собственностью. Нескольким сотрудникам оплачиваем съемное жилье. Молодежь потянулась на завод.

О зарплатах я уже говорил, как можем, стараемся их поднять. Это не только для нас важно. Подняв «минималку» выше 15 тысяч, мы платим с нее налоги в бюджет, увеличиваем налоговую базу. Если бы все так делали, нам бы и хватало денег на все. А пока в стране с 2011 года так и не принят порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума. Вот МРОТ 5965 рублей, а прожиточный минимум 10792 рубля. Предприятий, которые показывают «минималку» в шесть тысяч, ‑ предостаточно. Так вот и теряем бюджетные доходы.

- Почему вы уделяете пристальное внимание патриотическому воспитанию? Директора ли это дело?

- Зарплата ‑ это важно. Но есть определенный уровень потребления. Стандарты растут, но для комфортной жизни людям ничего заоблачного не нужно. Мы, при некоторых усилиях, обеспечим этот уровень в регионе. Но есть еще вопросы престижа, самореализации. Для человека важно быть замеченным, остаться в памяти людей. Сегодня ты успешен, если у тебя «крутая тачка», дом на Рублевке, о тебе говорят в СМИ. Но это ложная самореализация.

Почему в обществе произошел такой сдвиг ‑ отдельная тема. Но мы, как можем, меняем эти ориентиры у людей, пропагандируем вечные ценности: память о наших героях, о передовиках производства, об инженерах. Открыли монумент заводчанам - участникам Великой Отечественной, выпустили о них книгу. Сейчас на народные день­ги (собрали 80 тысяч) на заводе рядом с памятником Попову будет памятник Зворыкину. Это уже второй монумент нашему знаменитому земляку. Работает тот же скульптор, он все удивлялся: мол, все ломают памятники, а вы строите. Увековечим память о наших разработчиках. Возвращаем престиж заводским профессиям, сохраняя уважение и память потомков, возвращаем людям гордость за заводские традиции.

ДОСЬЕ «ВВ»

Лев Лазарев родился в 1948 году в Красноуфимске Свердловской области. Школу окончил в Муроме. Высшее образование по специальности «радиотехник» получил в Муромском филиале Всесоюзного заочного машиностроительного института. Трудовую деятельность начал инженером-конструктором ОКБ Муромского завода радиоизмерительных приборов. С 1976 года работал на «Электроприборе». С 2002 года ‑ на руководящих должностях в ОАО «Муромский радиозавод».

Имеет звание «Почетный радист», награжден медалью «За трудовое отличие», знаком «За заслуги и верность службе связи ВМФ». Почетный академик Международной академии качества и маркетинга.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Владимирская таможня пополнила бюджет на 785 млн рублей после постконтроля
По результатам таможенных проверок после выпуска товаров в первом квартале 2024 года Владимирский таможней было взыскано около 785 млн рублей. К этим средствам относятся таможенные платежи, пени и административные штрафы…
48 минут назад «Ростелеком» и Соцфонд объявляют об открытии Х юбилейного конкурса «Спасибо интернету — 2024»
Начался прием работ на Х Всероссийский конкурс «Спасибо интернету — 2024», организованный «Ростелекомом» и Социальным фондом России при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и АНО «Цифровая экон…