25 ноября 2015 в 16:52

Не бывает «ерундовой» продукции

Предприниматели частенько любят сетовать на то, как тяжело делать бизнес в России: дескать, большие налоги, дорогие деньги, власти не помогают... Мы переадресовали этот «плач Ярославны» генеральному директору владимирского ООО «КИТ» и сопредседателю комитета по промышленности областного отделения «ОПОРА РОССИИ» Павлу Спичакову. Он признал: да, кредиты дорогие, но заметил - проблема часто не в налогах и не во властях, а в головах предпринимателей. Итак, лезем в эти головы и изучаем опыт импортозамещения на конкретном примере.

Самое время импортозамещать

Удивил меня Спичаков не своим ответом, а тем фактом, что он сам даже сейчас, в кризис, расширяет бизнес, закупая новое оборудование. И реально импортозамещает компоненты конечной продукции.

У Спичакова чистый во всех смыслах бизнес. Он выпускает медицинские маски, около 50 видов. Всего в России кроме него еще только два производителя масок такого уровня: в Питере и Подмосковье. А поставки идут во многие регионы России. Чтобы был понятен масштаб: на Владимирскую область приходится не больше 2 процентов продаж этих масок.

Новое оборудование для производства специальных резинок и клип-ленты для масок бизнесмен купил в Китае. Как раз сейчас оно морем плывет в Россию. Впрочем, Павел говорит, что предпочел бы купить российские станки:

- В России умные головы. Мы можем разработать все что угодно. В том числе и оборудование любой сложности. Весь вопрос во времени разработки и в цене. В Китае ассортимент выше, а цены пока в разы ниже...

У Спичакова работают около 90 сотрудников. Это малый бизнес. Чтобы было понятно, о каких деньгах может идти речь, предприниматель объяснил: разброс цен по станкам начинается от $500 за штуку до $5 млн. В закупку небольшой партии станков для резинки и клип-ленты он вложил 5 миллионов рублей - и это не кредитные ресурсы, а средства компании. По плану эта покупка должна окупиться в течение года ‑ ее сделали под конкретные производственные потребности. Но, возможно, придется докупать еще одну партию станков, если переговоры с крупным потенциальным иностранным клиентом приведут к большому контракту на поставку резинки для масок. Эксперт уверен - наш продукт уже лучше китайских аналогов. На Западе это важно. Да и везти товар в Европу из России дешевле.

Это оборудование не приведет к росту производительности труда, зато позволит компании больше не закупать за рубежом исходные материалы: резинку и клип-ленту. Потратились на удочку, но теперь не надо покупать рыбу... А на клип-ленту могут найтись дополнительные покупатели - например, крупные хлебокомбинаты, использующие ее при упаковке батонов. Например, наш Владимирский хлебокомбинат.

Производство компонентов имеет тройную пользу. Во-первых, упрощается и становится в разы дешевле логистика их доставки: одно дело везти через полматерика, совсем другое ‑ перевозить из цеха в цех во Владимире. Падает себестоимость товара. Во-вторых, практически исчезает зависимость производителя от колебаний курса рубля. В-третьих, растет добавленная стоимость продукции, что хорошо и для бюджета региона.

Товар простой ‑

а все непросто

Кстати, очень популярный в обществе вопрос: а почему в России вообще все импортируется, даже самые, казалось бы, простейшие вещи. Ну, ладно, сложный станок не можем сделать. А ерунду всякую вроде зубочисток и тех же клип-лент почему надо экспортировать? Неужели сами их сделать не можем?

Постановка вопроса, может быть, и дилетантская, но справедливая. Спичаков объяснил:

- Зря люди думают, что «простой» товар непременно прост в производстве. Та же клип-лента... Тоже, казалось бы, все просто: пластмасса, железка ‑ ничего особенного. Но для создания необходимых компонентов нужны развитые химическое (многие сорта пластмасс) и металлургическое производства. Пластмасса и металл в клип-ленте особенные. Еще 5 лет назад в России не было производителей безопасной, взаимодействующей с металлом, определенного уровня гибкости пластмассы. Металл такой, какой нужен, у нас в стране, к сожалению, до сих пор не делают. Хотя мы уже провели переговоры с несколькими производителями. Они готовы пытаться делать пробные партии похожего материала. Но когда итог будет, пока неизвестно. Что же касается нетканого материала для масок, то его в России делают тоже всего несколько предприятий.

Но как же тогда конкурировать с китайскими поставщиками и на внешних рынках? Спичаков говорит, что сейчас для этого самое время. Хорошее геоположение. Подешевевший рубль придает конкурентоспособности. Дешевая (в два раза дешевле китайской), но при этом квалифицированная рабочая сила. Трудолюбивые китайцы работают усерднее нас процентов на тридцать, но наши - образованнее. КПД российского инженера в 2-3 раза выше китайского, считает эксперт. Кстати, с российского рынка наше трио производителей медицинских масок практически уже выдавило конкурентов из Поднебесной, и процесс замещения продолжается. В том числе и за счет покупок нового оборудования и последующего снижения себестоимости конечной продукции.

Помнить о продвижении

Я попросила Спичакова вернуться к теме «проблемы в головах», мешающей в России строить сильную экономику.

- Мы все время на кого-то смотрим и пытаемся на кого-то равняться. А зря. Надо просто присматриваться к лучшему опыту, перенимать его, но в целом гнуть свою линию, - уверен он. - Делать нормальный бизнес в России, и в частности во Владимирской области, можно и нужно. Мы с партнерами сами выбрали этот регион несколько лет назад для своего дела и ни разу не пожалели об этом. У нас благоприятный инвестиционный климат. Бюрократия не хуже других. Налоговая система оптимальная. Криминала в бизнесе нет. В чем проблема? Налоговая, страховая и прочая нагрузка в среднем «тянет» на 20 процентов от выручки. Я повторюсь: у нас в стране и в области сейчас уникальная возможность затевать производство! Столько ниш, где можно выдавливать иностранных поставщиков! Только работай! Производи то, что рынку нужно, хорошего качества - и тогда проблем не будет. Пару лет назад некоторые небольшие представители нашего бизнеса стонали, что больницы «режут» закупки, мол, все для нас пропало. А я в то же самое время по объемам продаж вырос в три раза!

Давайте рассуждать более масштабно, без привязки к маскам. Проблема многих наших производственников в том, что они не умеют продавать свой товар. Они могут быть гениальными инженерами и управленцами, но не разбираются в продвижении. Не считают нужным нанять хорошего коммерческого директора. Это распространенная фундаментальная ошибка. Нельзя разработать продукт и ждать, что потенциальные покупатели сами догадаются, какой он замечательный, и расхватают его, как горячие пирожки. Нет, конечно. Это пройдет как раз с плохим и дешевым товаром, его скорее купят. Но если товар качественный и дорогой, ему нужна система продвижения. Не зря же мировые компании держат отделы продвижения практически во всех регионах. И это правильно. И наш средний и крупный бизнес должен это учитывать. Понимать, что донести до потребителя информацию о своем товаре и интересных условиях закупок ‑ это такая же важная работа промышленников, как и само производство.

По мнению эксперта, даже сейчас, в уникальное время для бизнес-начинаний, малому бизнесу разумно не самому строить цеха и тем более заводики. Оптимальное решение для бизнеса со штатом до 100 человек и годовым оборотом до 400 миллионов рублей в год ‑ аренда. Строить заводы по силам крупным и средним компаниям, хотя классификация «мелкие - крупные» в мире условна: в мире много компаний с персоналом человек 80, но с уникальным производством сложнейшего и дорогого оборудования. Бизнес вроде бы малый, но производительность и обороты - серьезные. Мы постепенно идем к тому же.

Варианты аренды для производственников такие: либо новые промпарки, либо старые заводы с высвободившимися площадями. Новые промпарки удобнее. Спичаков объясняет:

- Заводы «советского года выпуска» строились для другого оборудования. Даже банальная высота потолков может не подойти складскому комплексу современного предприятия. Там часто требуется менять устаревшую коммунальную инфраструктуру. Но я вот уже присмотрел для себя подходящую площадку в промпарке «Автоприбора»...

Прямая речь

Гендиректор владимирского ООО «КИТ», сопредседатель комитета по промышленности реготделения

«ОПОРА РОССИИ» Павел Спичаков:

- От государства нам, производственникам, по большому счету, нужно всего две вещи: дешевые кредиты именно для покупки оборудования и промпарки (хотя бы один парк на город), отвечающие современным требованиям, куда можно было бы заходить на правах аренды. А больше ничего для развития адекватному бизнесу и не надо.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…